Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:20, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение организационных структур управления транснациональных корпораций, в т.ч. в России.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
определение видов ТНК;
раскрытие понятия организационной структуры ТНК;
исследование типов организационных структур ТНК;
определение глобальных стратегий в организации ТНК;
проведение анализа функционирования ТНК в российских экономических условиях;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
1. ВИДЫ И СТРУКТУРА ТНК ………………………………………….. 6
1.1 Классификация ТНК …………………………………………………... 6
1.2 Типы организационной структуры управления ТНК …..…………... 12
1.3 Типы интеграции ТНК .. ………………………………………………. 19
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ТНК …………………………………... 22
2.1 Слияния и поглощения ………………………………………………... 22
2.2 Электронная коммерция ………………………………………………. 27
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТНК В РОССИИ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 36
-
современные технологии часто
возникают на стыках наук или
отраслей. Альянсы расширяют горизонты
компаний и упрощают доступ
к неизвестным ранее
-
технологическое лидерство
-
совместные усилия дают
Таким образом, альянсы позволяют участникам решать стратегические задачи и укреплять свои конкурентные позиции, сохраняя при этом хозяйственную и юридическую самостоятельность, координировать и оптимизировать использование совместных ресурсов и минимизировать трансакционные (трансакция – банковская операция, состоящая в переводе денежных средств с одного счета на другой)16 издержки.
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
- корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например совместные предприятия;
-
корпорации – этот тип слияния
имеет место тогда, когда
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
-
производственные слияния –
- чисто финансовые слияния – это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиции на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
Электронная
коммерция включает все разнообразие
форм деловой активности и обмена
информацией между компаниями и
частными лицами, осуществляемых посредством
электронных средств
- отсутствие географических, временных и в какой-то степени языковых барьеров, что позволяет продавать товары и услуги на новые рынки;
- более низкий уровень издержек производства и обращения, что достигается путем внедрения новых технологий во все сферы деятельности компаний;
-
начинается от закупок сырья
и материалов и заканчивается
дистрибуцией готовой
-
несравнимо более высокий
-
потенциальная емкость
Структурно онлайн-коммерция представляет собой четыре основных направления (таблица 2).
Таблица 2. – Структура онлайн-коммерции17
Бизнес-потребитель (В2С) | Своего рода
онлайн-форма розничной |
Бизнес-бизнес (В2В) | Сделки между компаниями и поставщиками товаров и услуг, осуществляемые на стадии производства и сбыта товаров и услуг |
Потребитель-потребитель (С2С) | Сделки между отдельными потребителями, осуществляемые постредством, например, аукционных торгов |
Потребитель –бизнес (С2В) | Система обработки ценовых заявок, по которым покупатели хотели бы приобрести тот или иной товар |
Наибольший
удельный вес в совокупном объеме
электронной коммерции
Одном из относительно надежных путей выхода на онлайновый рынок является развитие нового направления бизнеса в уже существующей, хорошо зарекомендовавшей себя компании. По такому пути успешно продвигаются, например, гиганты Dell Sony. Стимулирующими факторами для этих компаний является расширение рынка за счет удаленных пользователей, а также снижением накладных расходов на прием и обработку заказа за счет полной автоматизации данных процессов в электронных магазинах. Используя интерне-технологии, традиционные компании могут сократить издержки на 5-10%, что означает увеличение прибыли на 50-100 %. Поэтому компании заинтересованы в организации электронных продаж и привлечении к ним пользователей. Например, одна из последних моделей автомобиля Ford продается только по Сети в целях повышения популярности именно электронного способа покупки и привлечения к нему клиентов.18
К числу исторических предпосылок создания ТНК в России можно отнести создание совместных производственных и научно-производственных объединений, которые выступали как средние звено управления целыми отраслями экономики, сотрудничая при этом с государственными внешнеторговыми объединениями, монополизировавшими экспорт и импорт. Эти объединения выполняли многие функции современных ТНК, в частности весь цикл – «стратегический маркетинг – научные исследования и разработки – инвестиции – производство – сбыт – обслуживание».19
Установлено, что за последние несколько лет российские компании добились определенных успехов. Однако масштабы концентрации финансового и промышленного капитала крупнейших мировых корпораций, уровни капитализации и транснационализации их деятельности существенно превышают аналогичные российские показатели. Это обусловлено тем, что отечественные ТНК прошли относительно короткий путь развития. В зависимости от экономических и политических факторов процессформирования и развития ТНК в России можно разделить на несколько основных этапов (таблица 3).
Таблица
3 – Этапы формирования
и развития российских
ТНК
Этап | Факторы этапа | Характеристика этапа |
1991-1998 гг. | Распад СССР, образование Российской Федерации, процессы приватизации | Создание крупнейших
государственных концернов: предприятий
нефтегазового сектора, машиностроения
научно-производственных объединений
естественных монополий
Приватизация государственных активов; интернационализация бизнеса российских предприятий; активизация деятельности интегрированных бизнес-групп; проведение российскими компаниями первых продаж акций по программе IPO |
1998-2002 гг. | Финансовый кризис 1998 г., девальвация национальной валюты | Закрытие / затруднение
деятельности юридических лиц, имевших
крупные активы в рублях, либо номинированные
в рублевых ценных бумагах
Активизация деятельности компаний-экспортеров Повышение эффективности производства Оптимизация логистических процессов Диверсификация деятельности компаний |
2002-2008 гг. | Проведение государственной политики интеграции России в мировую экономику | Активизация отношений
крупных российских компаний с зарубежным
капиталом и национальным государством
Увеличение числа слияний и поглощений Распространение практики IPO Появление идеи социальной ответственности бизнеса Государственная поддержка зарубежной экспансии российских компаний |
2008 -настоя-щее время | Мировой финансовый кризис, девальвация национальной валюты | Снижение доходов
и прибыльности компаний
Сокращение объемов производства, продолжительности рабочего дня, численности персонала Остановка производственных мощностей Трудности привлечения заемных средств; проведение политики снижения затрат, включающей оптимизацию ассортимента продукции, стратегии продаж, использования ресурсов, стоимости привлечения ресурсов, повышение эффективности производства Активизация инновационной деятельности |
Одним из способов образования и расширения ТНК являются трансграничные слияния и приобретения отдельных независимых компаний. Расширение ТНК осуществляется путем приобретения лицензий на пользование природными ресурсами. Российские компании участвуют в международном разделении труда и создают свои зарубежные филиалы. Наиболее интенсивно формирование ТНК идет в нефтяном и газовом секторах минерально-сырьевого комплекса, намечаются прецеденты создания зарубежных производств в алмазном секторе, алюминиевой и золотодобывающей отраслях промышленности, в никелевом секторе, проекты транснационализации в пищевой промышленности, в страховании.
Второй способ - трансграничные слияния и приобретения российскими ТНК активов действующих компаний также оказался весьма действенным: приобретаются добывающие, перерабатывающие и распределяющие предприятия, профильные (производство горной техники и оборудования) и непрофильные (вне прямой связи с горной промышленностью) предприятия обеспечения. Уже имеются прецеденты и третьего способа - приобретение лицензий на право поисков, разведки и добычи, как на территориях принимающих стран, так и в пределах их экономических зон на шельфе.
Анализ российского рынка позволил сделать вывод, что активность компаний высока как при реализации национальных сделок, так и трансграничных.
Например, ОАО «ВымпелКом» входит в группу компаний «ВымпелКом Лтд», которая является одной из крупнейших в мире групп операторов и включает в себя компании, осуществляющие операции в России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Алжире, Бангладеше, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, Намибии, Центральноафриканской Республике, Италии и имеет косвенное участие в акционерном капитале Globalive Wireless Canada («Wind Mobile»).
«ВымпелКом» ведет операции по всему миру на территории с общим населением около 843 миллионов человек. Компания предоставляет услуги под брендами «Билайн», «Киевстар», «djuice», «Wind», «Infostrada», «Mobilink», «Leo», «Banglalink», «Telecel» и «Djezzy».
ОАО «ВымпелКом» предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, телематических услуг связи, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. Среди клиентов и партнеров «ВымпелКом» – частные лица, малые, средние и крупные предприятия, транснациональные корпорации, операторы связи.
Услуги предоставляются под товарным знаком "Билайн". Это одна из наиболее известных торговых марок в России и странах СНГ. Начиная с 2005 года «Билайн» остается одним из лидеров в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии авторитетной международной организации Interbrand Group. Известное исследовательское агентство «Millward Brown Optimor» включило «Билайн» в престижный список ста самых дорогих брендов мира со стоимостью 8,16 миллиарда долларов. Также бренд «Билайн» был признан одним из двенадцати самых дорогих мировых брендов на рынке телекоммуникаций в рейтинге «Brandz».
29
февраля 2008 года «ВымпелКом» завершил
сделку по приобретению 100% пакета
акций компании «Голден
В октябре 2008 ОАО «ВымпелКом» приобрело 49,9 % акций «Евросеть», крупнейшего сотового ритейлера в России и странах СНГ.
ОАО
«ВымпелКом» было первой российской
компанией, включенной в листинг
Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), акции
котировались под символом VIP . После
образования в апреле 2010 года холдинговой
компании «ВымпелКом Лтд.», консолидировавшей
пакеты акций ОАО «ВымпелКом» и «Киевстара»,
символ VIP был перерегистрирован на «ВымпелКом
Лтд.»20
Основными причинами, побуждающими российские компании активно транснационализироваться путем приобретения компаний за рубежом, являются: