Управление нематериальными активами организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Особое внимание было уделено определению их места в эффективном развитии предприятия и раскрытию понятия нематериальных активов, их структуры, характеристики как интеллектуальной промышленной собственности. Целый пункт курсовой работы был уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего были выявлены основные виды и методы оценки нематериальных активов, и раскрыта суть управления ими. Кроме того, упор был сделан на анализ эффективности управления нематериальными активами.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия 7
1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной собственности 7
1.2 Роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия 13
1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом 15
1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов 19
1.5 Управление нематериальными активами 30
1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации 33
2 Анализ эффективности управления и использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 41
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Милано» 41
2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 42
2.3 Пути повышения эффективности управления нематериальными активами
В ОАО «Милано» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

основной текст.doc

— 1.88 Мб (Скачать)

Будущие доходы от нематериальных активов зачастую оказываются весьма значительными. Инвестиции в исследования и разработки, обучение и т.п. на самом деле существенно увеличивают в случае успеха стоимость предприятия. Игнорировать этот факт было бы ошибкой. Современная экономика ждет инноваций нового типа: отчетов о результатах работы компании, которые выходят за узкие рамки финансовой отчетности. Нужно расширить прогнозы прибыли, включив в них сферы компетенции и удовлетворенность потребителей, описать потенциал предприятия, используя факторы, от которых зависит ее успех, показатели эффективности управления, а также оценки уровня применяемой технологии. Предприятию выгодно систематически предоставлять заинтересованным сторонам подобные отчеты о своих нематериальных активах и разъяснять им, каков конкретный вклад этих активов в повышение стоимости их производственных процессов.

 

 

1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом

 

 

Для наиболее полного раскрытия сущности нематериальных активов и определения их роли в развитии  любого предприятия, проведём параллели между восприятием их в России и за рубежом. Состав нематериальных активов по российскому стандарту (ПБУ 14/2007) в сопоставлении с международным стандартом (МСФО 38) приведен в таблице 2.[4]

 

Таблица 2 – Сопоставление состава НМА в РСБУ и МСФО

Российский стандарт

(ПБУ 14/2007)

Международный стандарт

(МСФО 38)

Объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности)

Торговые марки

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель

Фирменные наименования

Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интеграль-ных микросхем

Программное обеспечение

Продолжение Таблицы 2

Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров

Лицензии и франшизы

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения

Авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, на продажу, права на обслуживание и эксплуатацию

Деловая репутация организации

Рецепты, формулы, проекты и макеты

 

Интересно, что в структуре корпораций США в начале 80-х годов ХХ века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу ХХ века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70%. При этом 30–40% имущества корпораций нематериального характера не идентифицировано и, соответственно, в балансах не отражено. Аналогичная ситуация наблюдается в западноевропейских корпорациях.

По оценкам консалтинговой компании Interbrand соотношение материальных и нематериальных активов составляет:

- в компании British Petroleum – 30:70;

- в компании IBM – 17:83;

- в компании Coca-Cola – 4:96 [3].

В российской действительности 90–100% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности. Лишь права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров отражаются в балансе на 80%, остальные 20% неучтенных активов относятся к правам на фирменные наименования и не отражаются в балансе вследствие отсутствия специального закона. Фирменные наименования зачастую регистрируются как товарные знаки, однако если наименование организации длинное, то оно обычно не проходит регистрацию.

Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки нематериальных активов в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области позволяют сформулировать следующую совокупность проблем в действующем в России механизме функционирования нематериальных активов.

Во-первых, в России имеется логичная концепция стандартизации оценочной деятельности, однако она не реализована на практике в части стандарта оценки нематериальных активов. Стоимостная оценка нематериальных активов в целом и их отдельных составляющих является предметом острых дискуссий. Разнообразие подходов, предлагаемых разными разработчиками и реализуемых в виде проектов нормативных документов (методик), фактически не оставляет места для достижения разумного компромисса сторон. За этими различиями стоят не только (и не столько) научные школы, сколько интересы ведомств и профессиональных групп. Унификация требований к оценке и закрепление этих требований в специальном стандарте неизбежно будет означать, что за рамками стандарта окажутся многие применяемые в настоящее время методы и даже целые направления.

Во-вторых, в условиях отсутствия стандарта оценки нематериальных активов в настоящее время в России применяется методика оценки интеллектуальной собственности. Однако наряду с ней действует около 30 правовых актов федерального и регионального (например, московского) уровней, уточняющих порядок признания и определения стоимости нематериальных активов. Специфика действующего в России правового механизма такова, что каждый законодательный акт со временем обрастает множеством подзаконных актов. В результате в практической действительности складывается ситуация, когда нематериальные активы проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат.

В-третьих, несмотря на наличие множества правовых актов в области признания и оценки нематериальных активов, в них не предусмотрена возможность изменения стоимости нематериальных активов не путем амортизации, а методом переоценки для активов с неограниченным сроком полезного использования. Это создает парадоксы в оценке деловой репутации (гудвилла). Его постепенная амортизация приводит к нулевой остаточной стоимости. Хотя деловая репутация при этом может не только не уменьшаться, но и увеличиваться. Непризнание возможности переоценки нематериальных активов сдерживает развитие бренд-менеджмента в России.

В-четвертых, действующий порядок признания и оценки нематериальных активов делает практически бессмысленным их использование в налоговом учете и соответственно в налоговом менеджменте. Правовые регламенты «вытесняют» нематериальные активы в область управленческого учета. Ограниченная сфера применения нематериальных активов обусловливает проблемы с их отражением в финансовой отчетности.

В-пятых, на данный момент в подходах к оценке нематериальных активов нет понимания между оценщиками и специалистами по управлению. Оценщикам свойственно упрощенное понимание и сведение задачи к определению стоимости нематериального актива на текущий момент. Для специалистов по управлению оценка сводится к определению ставок роялти или паушального платежа, устраивающих одновременно лицензиара и лицензиата. Приведение роялти к оценке на текущий момент воспринимается специалистами по управлению как относительно простое и бесполезное мероприятие.

В-шестых, в отечественной хозяйственной среде отсутствует какое-либо единообразие в подходах к управлению нематериальными активами в целом и брендами в частности. В этой области нет ни концепции, ни типовых методов и приемов. В русскоязычной литературе крайне недостаточно публикаций в области управления нематериальными активами, которые могли бы представлять интерес для других хозяйствующих субъектов.

В-седьмых, понятие «бренд» – распространенный и признанный во всем мире вид нематериального актива – в российских правовых регламентах отсутствует. Это свидетельствует о полном игнорировании юристами, бухгалтерами, оценщиками сложившихся в мире реалий и практически не позволяет управленцам активно работать с этим видом актива. В результате в России не только минимизирована работа по созданию брендов, но и практически не дают адекватных результатов отечественные бренды с мировым признанием, сформированные в советскую эпоху.

В-восьмых, многие термины в области оценки нематериальных активов не гармонизированы с международными стандартами оценки. Например, словосочетание «объект интеллектуальной собственности» не переводится на европейские языки. Зарубежными оценщиками в этих целях используется термин «интеллектуальная собственность». Не все распространенные в области оценки нематериальных активов термины имеют четкие границы применения. Например, в правовых актах не оговорена возможность растянуть выплату паушального (единовременного) платежа во времени.

В-девятых, правовая защита нематериальных активов в России далека от совершенства и создает возможность легальной деятельности на отечественном рынке профессиональных «перехватчиков» товарных знаков, от которых не защищены ни иностранные, ни отечественные владельцы патентов и брендов. Даже в случае защиты исключительных прав в Палате по патентным спорам Роспатента, Федеральной антимонопольной службе и/или суде определить ущерб в результате нарушения прав на интеллектуальную собственность и тем более взыскать его, как правило, не удается.

По мнению известного российского маркетолога А.А. Бравермана, одни только маркетинговые стратегии представляют собой весомый резерв роста капитализации российских компаний. Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ) провела опрос более 300 иностранных предприятий из разных секторов рынка, давно и успешно работающих в России. В результате опроса выявлено, что маркетинговую стратегию считают нематериальным активом, учитываемым при оценке капитализации, от 36 до 87% компаний. Выполненные исследователями РАМ расчеты, касающиеся количественного влияния маркетинговой стратегии на уровень капитализации, показали, что маркетинговая стратегия, удовлетворяющая требованиям инвесторов, может увеличить рыночную стоимость российских компаний на 11% в машиностроении, на 22% в торговле и деревообработке, на 19% в пищевой промышленности, на 16% в текстильной промышленности. Среднее же значение маркетингового резерва капитализации составило по данным Центра Исследований РАМ 18%. При этом под маркетинговой стратегией понимается традиционный комплекс маркетинговых действий: выбор целевых рынков (по емкости, прибыльности, соответствию компетенциям компании), создание отличительных преимуществ (по продукту, сервису, операциям, торговым маркам) и построение систем лояльности потребителей (повторные закупки, продолжительность совместного бизнеса). На базе этих источников должны быть реструктурированы текущий, среднесрочный и долгосрочный бизнес-портфели и приняты стратегические решения по дивестированию, сохранению позиций или росту в каждом из портфелей. При этом следует иметь в виду, что маркетинговая стратегия представляет собой малозатратный рычаг капитализации и, следовательно, доступный практически любому предприятию инструмент повышения маркетинговой привлекательности.

 

 

1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов

 

 

Как правило, оценка нематериальных активов требуется при решении некоторой конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данные нематериальные активы и обусловлена целью этого использования.

Нематериальные активы – очень емкое и не всегда четко определенное понятие и поэтому при их оценке необходимо правильно классифицировать объект оценки.

Оценка нематериальных активов  и интеллектуальной собственности производится в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов и Порядком экспертизы достоверности оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденными совместным приказом Государственного патентного комитета, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по науке и технологиям

Документы, необходимые для оценки:[5]

- описание объекта;

- правоустанавливающие документы на объект (патенты, свидетельства, лицензионные соглашения, договоры, авторские договоры и др.);

- срок использования объекта.

При более детальном ознакомлении с объектами, в зависимости от их состава, специфики и целей оценки формируется запрос оценщика на прочую дополнительную информацию и документацию.

Нематериальные активы предприятия оцениваются по тем же видам стоимости, что и другое имущество, то есть по восстановительной, рыночной, инвестиционной, залоговой, страховой, налогооблагаемой и так называемой первоначальной.

Первоначальная стоимость - это стоимость нематериального актива, по которой он (актив) первоначально учитывается на балансе предприятия. Эта стоимость слагается из затрат на создание (или приобретение) актива и его доводку, в результате которой он может использоваться на предприятии (табл. 3).

 

Таблица 3 - Определение первоначальной стоимости НМА

 

Канал приобретения (поступления)

НМА

 

Под первоначальной стоимостью понимается:

1. Приобретение за плату у других

организаций и физических лиц

стоимость самого нематериального актива, включая паушальный платеж; услуги сторонних организаций, связанные с приобретением и оценкой объектов нематериальных активов; таможенные платежи, регистрационные сборы, гос пошлины и другие платежи, произведенные в связи с приобретением или получением прав на объекты нематериальных активов; налоги и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов

2. Приобретение в обмен на другое имущество

стоимость передаваемого имущества, по которой оно было отражено в учете, если иное не предусмотрено законодательством

3. Безвозмездное

получение от других организа-ций

рыночная стоимость; в случае невозможности оценки по рыночной стоимости стоимость определяется по соглашению сторон, но не ниже балансовой стоимости, по которой данный нематериальный актив числился у передающей стороны

4. Создание самой

организацией

сумма фактических расходов на создание нематериальных активов, которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и другие расходы

5. Внесение

учредителями в счет их вклада в уставный фонд организации

сумма денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) на день подписания договора о создании организации и (или) утверждения устава; сумма экспертной оценки в случаях, установленных законодательством

Информация о работе Управление нематериальными активами организации