Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа
Особое внимание было уделено определению их места в эффективном развитии предприятия и раскрытию понятия нематериальных активов, их структуры, характеристики как интеллектуальной промышленной собственности. Целый пункт курсовой работы был уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего были выявлены основные виды и методы оценки нематериальных активов, и раскрыта суть управления ими. Кроме того, упор был сделан на анализ эффективности управления нематериальными активами.
Введение 5
1.Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия 7
1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной собственности 7
1.2 Роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия 13
1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом 15
1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов 19
1.5 Управление нематериальными активами 30
1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации 33
2 Анализ эффективности управления и использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 41
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Милано» 41
2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 42
2.3 Пути повышения эффективности управления нематериальными активами
В ОАО «Милано» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51
6. Формализация нематериальных активов, включая результаты научно-технической деятельности, фонд знаний и деловую репутацию в стратегическом формате, то есть не только регистрация прав и независимая оценка стоимости, но и обеспечение представления стратегической ценности данных активов для потенциальных инвесторов и клиентов.
Таким образом, инновационный подход стратегически ориентированного управления нематериальными активами определяет данные активы как ключевые факторы развития предприятия и позволяет строить систему управления, ориентируясь именно на них, а не на материальные средства производства.
Стратегическое управление НМА -это экономика «неэкономических» факторов.
Одним из ключевых преимуществ, которые дает стратегически-ориентированный подход, является возможность вовлечения в экономическое планирование предприятия не только классических нематериальных активов – патентов, брэндов, торговых марок, но и нерегистрируемых понятий. К последним относятся различные виды ноу-хау, понимание которых должно быть расширено с технологического до покрывающего всю деятельность фирмы.
Чтобы понять, зачем это нужно, надо представить традиционное экономическое планирование развития предприятия, при котором большинство затрат на создание торговой марки, формирование корпоративной культуры, системы управления производством и т.д., относятся не на инвестиционную составляющую, а на текущие затраты по статьям «заработная плата», «реклама», «консалтинг». Данный принцип, полезный при осуществлении учета для целей налогообложения, не соответствует целям эффективного анализа и планирования. Это происходит из-за того, что часть указанных затрат будет приносить свои плоды не только в год их осуществления, но и в последующие годы. В то же время согласно существующим традициям учета они только снижают показатели операционной деятельности, что ухудшает отношения с акционерами. [8]
Одним из ключевых условий положительного влияния нематериальных активов на капитализацию - информационная прозрачность компании в их отношении, так как инвестор может оценить только то, о чем он знает. Так, например, система менеджмента компании «Toyota», усиленно популяризируемая компанией, является одним из ключевых активов, обеспечивающих ее капитализацию. Информационная прозрачность должна учитывать не только наличие активов, но и, по возможности, их влияние на выручку, рентабельность и риски компании.
В целях информационной прозрачности целесообразно формировать вариант управленческого баланса, учитывающий скрытые нематериальные активы. Наличие данных активов, вкупе с обеспечиваемыми ими денежными потоками, позволяет более эффективно представлять финансовое состояние компании и более адекватно прогнозировать ее деятельность.
Можно ли привести пример компаний, в которых «неучетные» нематериальные активы имеют решающее значение? Да, и эти компании знакомы большинству из нас. К ним можно отнести, в частности, упомянутую выше Toyota, «Евросеть» с ее своеобразной, но сильной корпоративной культурой, всех представителей «Большой четверки» (аудиторско-консалтинговые группы) с их «человеческим конвейером». Все эти компании успешны и показывают хорошую рентабельность видимых активов. Но причина их эффективности – в активах невидимых, не отраженных в балансовой отчетности.
Зная это, надо понимать, что пришло время работать над созданием данных активов, обеспечивающих эффективность, планировать рост их стоимости и учитывать их необходимость.
1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации
Процесс управления нематериальными активами организации осуществляется в рамках управления организацией в целом и представляет собой реализацию базовых функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
Прежде, чем приступить к разработке и построению модели процесса управления нематериальными активами организации целесообразно представить методику ее построения.
Данная методика предусматривает разработку алгоритма построения модели, который подразумевает анализ функционального содержания этапов процесса управления, структуризацию их по этапам и последовательности осуществления, выявление общих аспектов управления, позволяющих отразить в модели согласованность и динамику данных функций.
Представим модель в виде структурированных групп действий, причем с единообразной основой данных модулей (то есть формирование каждого модуля будем осуществлять по одной унифицированной схеме). В качестве такой основы лежит последовательность – тоже процесс, следующих действий: отбор, оценка, использование. Таким образом, каждый модуль или обособленное функциональное образование строиться по схеме: отбор, оценка, использование (ООИ).
Сама методика построения модели процесса управления нематериальными активами организации, как ее инновационным ресурсом предусматривает: [9]
1) словесное описание базовых действий, являющихся содержанием ее основных функциональных этапов;
2) структуризацию их и построение таблицы, наглядно отображающей модульные соотношения этапов процесса управления – их чередование и содержание.
В результате, мы сможем унифицировать - по структуре базовых управленческих действий, этапы процесса управления, подчеркнув их взаимообусловленность, взаимосвязь, отчасти диффузию и динамику и построить саму модель данного процесса, набор модулей и взаимосвязей между ними, представленного в графическом виде - условном рисунке процесса.
Определившись с модулями - их описанием, схематичным содержанием и предназначением, перейдем к содержанию функциональных этапов: начало процесса управления отображает собой достаточно конкретную исходную точку, имеющую временную (к определенному сроку) и организационно-экономическую (этап существования предприятия, структура, экономическое состояние) привязку. На этом этапе конкретизируется миссия, главная цель, подцели и др. Вырабатывается стратегия, определяется система текущих показателей, «контрольные точки» - время проведения контроля и контрольные параметры производственного процесса, система контроллинга.
Миссия в модели, рассматривающей условную организацию, предприятие, фирму, то есть условный производственно-торговый комплекс, останется за гранью внимания в силу условности объекта исследования, не позволяющую ввести ее описание. Главная цель - прибыль, так как рассматриваются коммерческие организации. А нематериальные активы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный потенциал и знания рассматриваются как экономические ресурсы именно коммерческих организаций.
Подцели. Селективный отбор подцелей на основе отражения в них результатов управления нематериальными активами организации, позволил конкретизировать их количество и составить следующую группу: [9]
1. выявление потребностей организации в НМА для достижения главной цели;
2. оценка наличия НМА в организации;
3.разработка мероприятий по возмещению потребностей в НМА в организации;
4. поиск, оценка и приобретение НМА в других организациях;
5.создание собственных НМА;
6. оценка существующей структуры управления НМА;
7.модернизация данной структуры;
8. анализ прав и обязанностей сотрудников соответствующих подразделений;
9. оценка профессиональных качеств кадрового состава организации с позиций участия в управлении НМА: учете, оценке, поиске, создании, использовании;
10. создание системы мотивации и стимулирования интеллектуального труда;
11. контроллинг, включающий расстановку «контрольных точек», выбор, оценку и принятие к использованию контрольных механизмов;
12. разработка системы корректирующих действий по устранению расхождения фактических и плановых результатов использования НМА;
13. итоговый контроль;
14.оценка экономико-организационной эффективности процесса управления НМА;
15. выбор параметров (более высоких) главной цели и переход к новому управленческому циклу.
Достижение каждой подцели требует постановки и решения определенных задач, вместе с тем принцип построение модели позволяет, исходя из расстановки приоритетов управленческих действий, выявить и рассматривать наиболее значимые и функциональные из них.
Следующим шагом построения модели процесса управления НМА согласно раскрываемой методике, следует анализ и представление функционального содержания каждого модуля и расположение их согласно последовательности управленческих функций, и их чередования в управленческом процессе (табл. 5) [9]
Таблица 5 - Модульные соотношения, содержание и последовательность этапов процесса управления НМА
Позиция модуля в структуре модели
| Структура модуля | Функциональное содержание модуля | |
М 1.
Начало процесса управления (подготовительная часть) | ООИ 1.
Отбор НМА для достижения цели предприятия посредством их использования в хоздеятельности. Оценка качественной и количественной достаточности НМА. Использование их в качестве нематериального ресурса и источника инновационных качеств продукции предприятия, др. его результатов. | Целеполагание: выбор главной цели обусловленной коммерческим характером предприятия и целей, служащих достижению главной цели (НМА). Планирование действий по достижению целей (НМА), в том числе контрольных мероприятий, позволяющих оценить степень и эффективность достижения целей. Отбор НМА во внутренней среде организации; оценка их качественного и количественного соответствия целям предприятия. Использование информации для принятии решения об их включения в хозяйственную деятельность предприятия или продолжение поиска НМА вне организации. Отбор НМА во внешней среде, оценка их качества и возможностей приобретения. Использование информации для приобретения или собственной разработки НМА. | |
М 2.
Производственно-экономическая часть процесса управления (общая часть) | ООИ 2.
Отбор НМА на основе их производственно-экономической эффективности при включении в хозяйственную деятельность предприятия. Оценка получаемых результатов. Использование, или корректировка данного процесса на основе изменения методов использования, или замена выбранного НМА, как объекта использования.
|
Использование, оцененных положительно НМА, в создании других НМА, объектов ИС, инновационной продукции и технологий. | |
Продолжение Таблицы 5 | |||
М 3.
Производственно-экономическая часть процесса управления (организационная часть) | ООИ 3.
Отбор структурных подразделений, входящих в систему управления НМА предприятия. Оценка их кадрово-функционального соответствия задачам управления НМА и в случае положительного результата оценки -использование, в случае структурной, кадровой, технической и др. недостаточности -реорганизация и приведение к требуемой норме.
| Структурные подразделения системы управления НМА должны соответствовать управленческим задачам по эффективному сочетанию полномочий и ответственности, функциональной дееспособности, кадровому обеспечению, условиям труда, обладать технико-экономической и информационной достаточностью. Они должны осуществлять поиск, отбор, оценку, при необходимости - создание НМА, участвовать в интеграции данных объектов в хозяйственную деятельность организации, осуществлять их капитализацию и коммерциализацию. Осуществлять процедуры контроллинга и контроля за качеством, эффективностью и способами использования НМА. | |
М 4.1. М 4.2.
Производственно-экономическая часть процесса управления (в части использования кадрового потенциала организации)
| ООИ 4.1. ООИ 4.2.
Отбор персонала системы управления НМА, оценка профессиональных качеств. Отбор систем стимулирования и мотивационных механизмов, приводящих персонал организации, работающий в подразделениях, входящих в систему управления НМА, максимально раскрыть интеллектуальный потенциал, проявить творческие способности и качества внедрения в производство инноваций. | Поиск и перевод в систему управления НМА работников, обладающих интеллектуальным потенциалом, специальными знаниями и креативным мышлением с наделением их в соответствии с выполняемыми функциями полномочиями и ответственностью. Достаточно высокие требования к таким работникам: знание специфики производства своего предприятия, современных научных достижений в своей и смежных отраслях, законов рынка, достижений конкурентов, правовых аспектов управления НМА и ИС, нешаблонность мышления сочетающаяся с технической дисциплиной, точность и педантизм при проведении контрольных мероприятий требует применение к их труду особых стимулов и систем мотивации, например, повременно-прогрессивной или даже аккордной системы оплаты труда. Создания в коллективе особого творческого психологического климата, условий для максимальной самореализации и саморазвития, участия в управлении предприятием, например, в качестве экспертной группы и др. | |
Продолжение Таблицы 5 | |||
М 5.
Производственно-экономическая часть процесса управления (в части контроллинга и постоянного информационного обмена всех подразделений и структур предприятия, и на их основе постоянного мониторинга его деятельности) | ООИ 5.
Отбор методов и механизмов текущего контроля, оценка их точности и своевременности, использование для мониторинга предприятия в целом, и отслеживания процесса управления НМА. Использование их как источника данных, отражающих ход достижения цели предприятия и его подцелей. | Помимо выбора методики контрольных мероприятий необходимо определить систему «контрольных точек», т. е. этапов процесса производства, а относительно управления НМА - этапов управления данным ресурсом с целью своевременного, в случае необходимости (несоответствие промежуточных плановых показателей текущим результатам) информирования об этом руководства и др. ответственных лиц и введения корректирующих мер. Причем разработка и принятие корректирующих мер так же проводится с учетом данных контроллинга, как информативной системы (о порядке достижения плановых показателей, наличия и состояния ресурсной базы организации, эффективности ее системы управления)
| |
М 6.
Завершение процесса управления | ООИ 6.
Отбор итоговых производственно-экономических показателей. Оценка их соответствия главной цели предприятия. Использование для планирования следующего производственного цикла. | Прибыль коммерческого предприятия как его главная цель (итоговая определенного производственного цикла) – величина совокупная. Ее составляет прибыль от продажи продукции предприятия, от капитализации НМА, предоставленных партнерам по лицензионным договорам, полная переуступка прав или коммерциализация активов, не требующихся производству ни в текущий момент, ни в перспективе. Так же могут быть коммерциализированны созданные в ходе научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности предприятия НМА, инновационные образцы продукции, технологии, не востребованные его производственными программами. Итоговый результат, не соответствующий главной цели, ведет к анализу всего производственного процесса, выявлению и устранению причин, помешавших ее достижению. Достигнутая цель позволяет при планировании следующего производственного цикла пересмотреть ее в сторону повышения. |
Завершив определенный управленческий цикл, что достаточно подробно рассмотрено выше (табл. 5), организация переходит к разработке новой главной цели, которая в эффективной организации превышает достигнутую. Это обусловлено многими факторами, среди которых наиболее действенными являются факторы трансформации внутренней среды организации. Ключевыми и определяющими среди них стали процессные и продуктовые инновации, осуществленные на протяжении предыдущего управленческого цикла. Их организующее влияние на производство и предприятие в целом, и как результат повышение эффективности его деятельности. Они вызвали: [9]
- освоение и включение в производство новых технологий – процессные инновации; изменение кадрового потенциала в сторону его интеллектуализации;
- структурную перестройку в сторону увеличения наукоемких подразделений;
- изменение системы управления в связи с изменением характера объектов управления;
- включение в системы контроля и контроллинга оценку комплекса показателей деятельности предприятия, не ограниченную вещественными или финансовыми результатами.
В результате данных действий произошло изменение конъюнктуры рынка, как следствие появления на нем собственных продуктовых инноваций - факторы внешней среды не отнесены к ключевым, однако, на выбор новой главной цели они также как и внутренняя трансформация оказывают действенное влияние. Все это повлияло на главную цель организации на новом управленческом цикле, то есть обусловило возможность и даже необходимость ее увеличения. Описав механизм повышения эффективности управления и деятельности организации за счет использования нематериальных активов как инновационных ресурсов, построим модель управления, отражающую условным символом (Х) инновационный и организационно-функциональный потенциал развития (рис. 6) [9]
М1.+Х
М2.+Х
М3.+Х
М4.+Х
М5.+Х
М6.+Х
Рисунок 6 - Модель процесса управления НМА
как инновационным ресурсом организации
Таким образом, была получена модель управления нематериальными активами как инновационным ресурсом хозяйственной системы организации. Данная модель представляет собой законченный управленческий цикл и наглядно показывает условия роста показателей целей и результатов.
Эффективное управление нематериальными активами предполагает решение следующих актуальных задач:
- изучение структуры нематериальных активов в составе внеоборотных активов и всего имущества организации;
Информация о работе Управление нематериальными активами организации