Управление нематериальными активами организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Особое внимание было уделено определению их места в эффективном развитии предприятия и раскрытию понятия нематериальных активов, их структуры, характеристики как интеллектуальной промышленной собственности. Целый пункт курсовой работы был уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего были выявлены основные виды и методы оценки нематериальных активов, и раскрыта суть управления ими. Кроме того, упор был сделан на анализ эффективности управления нематериальными активами.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия 7
1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной собственности 7
1.2 Роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия 13
1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом 15
1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов 19
1.5 Управление нематериальными активами 30
1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации 33
2 Анализ эффективности управления и использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 41
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Милано» 41
2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 42
2.3 Пути повышения эффективности управления нематериальными активами
В ОАО «Милано» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

основной текст.doc

— 1.88 Мб (Скачать)


51

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   5

1.Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия                                                                                                             7

1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной  собственности                                             7

1.2 Роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия                                                                                                           13

1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом                                         15

1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов                      19

1.5 Управление нематериальными активами                                                     30

1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации                                                             33

2 Анализ эффективности управления и использования нематериальных активов в ОАО «Милано»                                                                                    41

2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Милано»                              41

2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Милано»                                                                                                   42

2.3 Пути повышения эффективности управления нематериальными активами

В ОАО «Милано»                                                                                                  46

Заключение                                                                                                             49

Список использованных источников                                                                   51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одной из важнейших проблем экономики промышленного предприятия является развитие инструментов и методов менеджмента. В индустриальной экономике эти инструменты и методы были направлены, в основном, на управление процессами, происходящими внутри предприятия. В условиях глобализации, формирования информационного общества с весьма насыщенным и высококонкурентным рынком, особое значение приобретают инструменты и методы управления отношениями предприятия с внешней средой. К числу этих, инструментов и методов относятся способы управления деловой репутацией предприятия, которая, вместе со всеми нематериальными активами, оказывает все большее влияние на результаты деятельности предприятия. Отличная деловая репутация, наличие популярных торговых марок оказывает положительное влияние на результаты деятельности и стоимость (рыночную капитализацию) предприятия.

Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. Приоритетными задачами развития экономики промышленных предприятий становится разработка эффективных направлений инновационного развития и методических подходов к построению моделей влияния объема нематериальных активов (НМА) на инновационные изменения на предприятиях. Независимо от экономического состояния, занимаемой доли рынка, размеров, организационно-правового статуса предприятия цель стратегии инновационного развития должна быть направлена на увеличение прибыли за счет оптимизации производства и системы управления нематериальными активами.

Предмет исследования – нематериальные активы как один из видов собственности предприятия.

Объект исследования – использование нематериальных активов для повышения эффективности функционирования организации.

Промышленные предприятия, имея значительные инновационные возможности, недостаточно внимания уделяют разработке и использованию нематериальных активов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Это существенное упущение в практическом менеджменте. Этот факт подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Цель данного курсового исследования - изучить теоретические и практические  аспекты управления нематериальными активами, и разработать перечень выводов по указанной теме.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть понятие «нематериальные активы» как интеллектуальную промышленную собственность;                                                   

- чётко определить их роль в успешном ведении дел фирмы и её развитии;

- выявить особенности и ключевые моменты управления нематериальными активами;

-провести подробный анализ моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации.

Методика исследования основывалась на изучении и обобщении накопленных теоретических и практических знаний, выполнении анализа процесса деловых переговоров по данным фирмы.

В первой главе будут широко рассмотрены теоретические аспекты нематериальных активов, и определится их место в развитии предприятия. Раскроется понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной  собственности, обозначится роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия. Целый пункт будет уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего мы выявим основные виды и методы оценки нематериальных активов, а затем раскроем суть управления ими.

Во второй главе будет сделан подробный анализ оценки эффективности управления нематериальными активами на предприятии, а затем  будут предложены  пути  повышения эффективности использования объектов интеллектуальной собственности.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что результаты данного исследования, в виде направлений совершенствования использования нематериальных активов, могут быть использованы в конкретной фирме для принятия управленческих решений и её дальнейшего успешного развития.

              Теоретическую основу исследования составили концепции, положения и выводы, изложенные в электронных учебниках и  монографиях, указанных в списке источников. А так же широко использовались статьи из научных журналов «Маркетинг в России и за рубежом», «Управление кампанией», «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» и других.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1                    Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия

 

 

1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной  собственности

 

 

Предпринимательская деятельность, бизнес, какой бы он ни был, представляет собой совокупность взаимодополняющих активов. Взаимодействие этих активов в свою очередь позволяет организовать бизнес-процесс, приносящий прибыль учредителям бизнеса.

В общем случае активы предприятия могут быть разделены на две категории: материальные активы - включая здания, оборудование, финансовые активы и инфраструктуру - и нематериальные активы - начиная от «человеческого» капитала и ноу-хау до идей, клейма, дизайнов и других неосязаемых результатов творческой и инновационной деятельности компании.

В традиционных подходах менеджеров «материалистов» материальные активы составляют основную часть стоимости компании, и считается, что именно они в значительной степени определяют конкурентоспособность предприятия на рынке.

Что же на самом деле? Нынешние экономические реалии демонстрируют нам массу примеров, когда наличие материального актива не приносит прибыли. Так, например, наличие производственного помещения приносит обязательные коммунальные платежи, возможные расходы на отопление здания и прочее. Предположим, что в каком-нибудь цехе так же есть 3-5 рабочих станков. Принесет ли это прибыль его учредителю? Пока он не производим продукт востребованный рынком лучше или дешевле, чем у своих конкурентов – он обладатель большой бетонной коробки с грудой металлолома внутри.

Многие компании уже сегодня приходят к выводу, что нематериальные активы часто приобретают большую ценность, чем материальные активы. Проще говоря, мощное программное обеспечение и новаторские идеи все в большей степени заменяют огромные склады и фабрики в качестве основного источника дохода для большой и все возрастающей доли предприятий в мире. Именно поэтому нематериальные активы привлекают все большее внимание крупных предприятий и малого бизнеса. И те и другие должны стремиться к лучшему использованию своих нематериальных активов.

Так что же такое нематериальные активы? Российский стандарт квалифицирует активы как нематериальные в том случае, если они:

- идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы;

- используются в деятельности организации;

- способны приносить организации будущие экономические выгоды;

- срок их полезного использования превышает 12 месяцев;

- их стоимость может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием);

- при наличии документов, подтверждающих права правообладателя.

При отсутствии любого из вышеперечисленных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.[1]

Таким образом, нематериальные активы - это многоаспектное понятие. Во-первых, учитывая, что активы - это имущество хозяйствующего субъекта, нематериальные активы представляют ту его часть, которая, в отличие от имущества материального характера, не имеет материально-вещественной формы, либо его материально-вещественная форма не имеет существенного значения для использования в хозяйственной деятельности. Во-вторых, нематериальные активы - это активы долгосрочного характера. Срок их полезного использования, как отмечено выше, составляет более одного года. В-третьих, нематериальные активы являются немонетарными активами, имеющими стоимостную оценку. Только в случае стоимостной оценки они могут быть поставлены на учет со всеми вытекающими последствиями финансово-экономического характера. В-четвертых, нематериальные активы являются средством извлечения выгоды для обладателя. Они создают конкурентное преимущество предприятия, прямо или косвенно приносящее доход.

К вышеперечисленным условиям, которые должны были соблюдаться в соответствии с ПБУ 14/2000 при принятии Нематериальных активов (НМА) к учету с введением ПБУ 14/2007 добавились следующие:

Организация не должна предполагать перепродажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла. Ранее срок не назвался.

Объект учитывается в составе НМА только в том случае, если его фактическая (первоначальная) стоимость может быть достоверно определена. Формулировка «использование в деятельности» заменена на «предназначен для использования».

Среди необходимых условий названо наличие ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам, приносимым объектом (контроль над объектом). Ограничить доступ можно, к примеру, путем юридической ответственности за незаконное использование.

Произведены изменения в перечне документов, которые должны быть у организации и подтверждать существование актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Это связано с вступлением в действие новой, IV-й части ГК РФ, посвященной авторским правам. [2]

В настоящее время выделяют 4 вида нематериальных активов (рис. 1):

Информация о работе Управление нематериальными активами организации