Управление нематериальными активами организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Особое внимание было уделено определению их места в эффективном развитии предприятия и раскрытию понятия нематериальных активов, их структуры, характеристики как интеллектуальной промышленной собственности. Целый пункт курсовой работы был уделён нематериальным активам в России и за рубежом. После чего были выявлены основные виды и методы оценки нематериальных активов, и раскрыта суть управления ими. Кроме того, упор был сделан на анализ эффективности управления нематериальными активами.

Оглавление

Введение 5
1.Теоретические аспекты нематериальных активов и их место в развитии предприятия 7
1.1 Понятие нематериальных активов, их структура и характеристика как интеллектуальной промышленной собственности 7
1.2 Роль и место нематериальных активов в эффективном развитии предприятия 13
1.3 Нематериальные активы в России и за рубежом 15
1.4 Основные виды и методы оценки нематериальных активов 19
1.5 Управление нематериальными активами 30
1.6 Моделирование процесса управления нематериальными активами как инновационным ресурсом организации 33
2 Анализ эффективности управления и использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 41
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Милано» 41
2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО «Милано» 42
2.3 Пути повышения эффективности управления нематериальными активами
В ОАО «Милано» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

основной текст.doc

— 1.88 Мб (Скачать)

Роялти, выполняя функцию определителя не стоимости нематериальных активов, а размера вознаграждения, как фиксированный процент от прибыли распространяется на весь жизненный цикл данных нематериальных активов.

Роялти как элемент расчета размера вознаграждения имеет глубокий экономический смысл, стимулируя владельца нематериальных активов поддерживать его реализацию в производстве, постоянно его адаптировать к изменяющимся условиям производства и рыночной конъюнктуры.

Ставка роялти такова, что выплаты по ней обычно не являются для производителя ощутимой потерей, а владельцу нематериальных активов периодически начисляется относительно высокая сумма. Поэтому ставки роялти определены, с точки зрения автора, как стихийно сложившийся и принятый в международной практике компромисс между интересами производителя и изобретателя, владельца и покупателя. Причем этот компромисс исторически сложился во времена полного диктата производителя и относительной слабости правовых и рыночных позиций изобретателей и владельцев нематериальных активов. В прежнее время организация внедрения нововведений представляла большую проблему. И если на данном производстве владельцу патента отказывали во внедрении, то шансов внедрить нематериальные активы в другом месте, как правило, было крайне мало.

Сейчас положение в мире существенно меняется в пользу владельцев нематериальных активов:

- различные компании и фирмы организуют системы поиска, генерации и фильтрации полезных идей;

- создается множество венчурных фирм;

-нематериальные активы закладываются в многочисленные инвестиционные проекты;

-информационные системы и издания рекламируют новые высокоэффективные идеи.

Методология оценки нематериальных активов с использованием роялти предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать который бывает почти невозможно. Тем более не удается обычно достоверно рассчитать массу прибыли по всем жизненному циклу нематериальных активов ввиду того, что, как правило, не удается обосновать ожидаемое моральное старение нематериальных активов. Поэтому использование роялти для расчетов стоимости нематериальных активов представляется неэффективным.

Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных активов с использованием массы прибыли за некий обозримый период (лишь несколько лет). Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных активов, было бы разумнее делить поровну между продавцом и покупателем нематериальных активов в течение определенного срока,  владельцем нематериальных активов и производителем продукции, его содержащей.[5]

Стоимость нематериальных активов способна влиять на инновационное развитие предприятия. Проведенный аналитический обзор существующих методов оценки НМА позволяет объединить их в две группы: 1-я группа включает методы измерения и показатели, дающие развернутое представление о нематериальных активах; 2-я группа содержит методы оценки НМА предприятия в денежном выражении.

Оценка НМА связана с многочисленными проблемами по сравнению с материальными активами, и в большинстве случаев возникает необходимость принятия решений в отношении следующих аспектов:

- проблема определения границ;

- проблема определения стоимости;

- частичная исключаемость.

Однако среди существующих подходов и методов можно выделить семь категорий, которые были сгруппированы по признаку поэлементного измерения НМА или измерения НМА предприятия в целом, а также результирующих финансовых или нефинансовых оценок стоимости НМА.

 

Некоторые из этих подходов и методов обширны и представляют собой подробное описание системы взаимоотношений между НМА и материальными активами с дальнейшими пояснениями, другие, напротив, дают краткий обзор ситуации на предприятии (табл. 4).

Таблица 4 - Условия применения методов оценки НМА[6]

Существенные недостатки действующих методов состоят, главным образом, в том, что оценочные показатели не связаны между собой, а каждый нематериальный актив рассматривается изолированно от совокупности прочих. Для корректной оценки влияния нематериальных активов на показатели стоимости предприятий необходимо формирование единого кумулятивного нематериального актива путем консолидации нескольких разнородных нематериальных активов по общей цели их использования предприятием. Примером такого актива является портфель НМА, который следует определять как специфический кумулятивный нематериальный актив предприятия, представляющий собой совокупность взаимосвязанных элементов (НМА), используемых для разработки эффективной стратегии инновационного развития, повышения эффективности финансово-экономической деятельности.

Недостатки рассмотренных подходов при определении стоимости НМА могут приводить к значительным искажениям, а впоследствии и к дезориентирующему толкованию результатов. Искажение результатов оценки НМА одним методом могут быть существенно уменьшены при условии комплексного подхода и использования нескольких методов оценки. Применение различных по природе методов приводит к отличным друг от друга результатам оценки стоимости. Поэтому окончательная оценка НМА должна основываться на синтезе различных показателей стоимости, ликвидности и структуры НМА для того, чтобы получить многомерную проекцию измеренного НМА предприятия.

При комплексном подходе к оценке НМА и разработке единой системы анализа НМА в структуре предприятия для оптимизации его инновационного развития необходимо соблюдать следующие условия:

-оценка должна основываться на будущей прибыли, а не на прошлых затратах;

- результатом оценки должны стать конкретные стоимостные показатели;

-результат оценки не должен зависеть от субъективных факторов временного характера, например слухов, динамики курса акций и т. п.;

-оценке подлежат не знания работников компании, а технологии, позволяющие их эффективно использовать, например процессы управления, общие моральные ценности и нормы, имидж, бренд и т. п.;

- методы оценки должны быть гибкими, чтобы учитывать конкретные условия компании, однако должны включать показатели, позволяющие сопоставить ее работу с работой конкурентов;

-методы оценки должны способствовать выявлению скрытого потенциала нематериальных ресурсов предприятия. [6]

Таким образом, основные этапы определения оптимального объема нематериальных активов в структуре инновационного потенциала предприятия должны включать в себя анализ инновационного развития предприятия и определение необходимости оптимизации объема нематериальных активов предприятия, определение стоимости и оценку ликвидности НМА, а также изменение структуры нематериальных активов.

1.5Управление нематериальными активами

 

 

Многие компании уже сегодня приходят к выводу, что нематериальные активы часто приобретают большую ценность, чем материальные активы. Мощное программное обеспечение и новаторские идеи все в большей степени заменяют огромные склады и фабрики в качестве основного источника дохода для большой и все возрастающей доли предприятий в мире. Именно поэтому нематериальные активы привлекают все большее внимание крупных предприятий и малого бизнеса. И те и другие должны стремиться к лучшему использованию своих нематериальных активов.[7]

Основным активом крупнейших по капитализации компаний производственного сектора является совокупность используемых ими нематериальных активов, позволяющих разрабатывать, производить, обслуживать, продавать свою продукцию. К наиболее ценным активам можно отнести как отчуждаемые (брэнды, торговые марки, промышленные образцы), так и неотчуждаемые (систему управления, систему кооперации, репутацию компании).

   Ключевой причиной, определившей рост стоимости нематериальных активов, считается смещение задачи предприятия со «сделать» на «продать». В то же время нематериальные активы далеко не обязательно выполняют маркетинговые функции. Существует огромная группа нематериальных активов, которые влияют непосредственно на показатели затрат предприятия, а на рыночное положение – только опосредованно, через цену товара. К данным активам могут быть отнесены конструкторские технологии, система управления производством, логистическая система и даже отлаженная система управления персоналом.

Существуют два варианта подхода к решению вопросов о повышении доли нематериальных активов в капитализации компании:

1. Традиционный метод вовлечения в оборот нематериальных активов, основанный на повышении их отчетной стоимости;

2. Современный инновационный метод вовлечения в оборот нематериальных активов путем формирования системы стратегического управления данными активами.

   Традиционный метод вовлечения в оборот нематериальных активов, основанный на повышении их отчетной стоимости, подразумевает рассмотрение данных активов в первую очередь как имущественных объектов, служащих залогом устойчивого финансового положения компании. Этот метод предполагает разработку и осуществление следующих мероприятий, как:

- инвентаризация нематериальных активов;

- независимая оценка нематериальных активов на основе прямых (сравнительного, доходного, затратного) или косвенных (через разницу капитализации компании и стоимости ее чистых активов) методов;

-определение порядка использования данных активов в соответствии с существующими направлениями деятельности предприятия.

   При осуществлении традиционного метода предполагается вспомогательный характер данного процесса при осуществлении мероприятий по повышению эффективности деятельности:

- реформирования/реструктуризации предприятия в соответствии со сложившейся стратегией с выделением неэффективных сфер бизнеса, а также незадействованного имущества, с одной стороны, и обеспечения максимального развития ключевых компетенций – с другой;

- оптимизации бизнес-процессов предприятия на основании традиционных технологий, ориентированных на оптимизацию использования ресурсов;

- совершенствование стандартов управления предприятием в соответствии со сформированными требованиями к системе управления

   Осуществление мероприятий в рамках традиционного подхода позволяет получить определенные результаты повышения капитализации предприятия. Но данный подход не обеспечивает реального управления капитализацией за счет повышения стоимости нематериальных активов, поскольку повышение их стоимости является исключительно вспомогательным инструментом или побочным следствием других мероприятий. В то же время возможно эффективное управление капитализацией предприятия, деятельность которого основана в первую очередь на нематериальных активах, и именно его обеспечивает инновационный подход формирования стратегически ориентированной системы управления нематериальными активами.

   Применение стратегического подхода изначально основано на традиционном использовании рыночной капитализации как одного из ключевых целевых стратегических показателей, часто выполняющего функцию стратегической цели.

   Принцип использования рыночной капитализации в качестве вершины дерева стратегических показателей опирается на экономическое разложение капитализации как дисконтированной суммы ожидаемых денежных потоков от деятельности компании или использования актива. Таким образом, капитализация равна сумме денежных потоков, дисконтированных на ставку, соответствующую неопределенности получения данного дохода и отдаленности его получения. [8]

   Более того, денежный поток также может быть определен как произведение генерируемого предприятием или активом оборота на рентабельность по денежному потоку, обеспечиваемую на данном обороте. Исходя из данной декомпозиции, стратегическая цель повышения капитализации предприятия за счет нематериальных активов раскладывается на стратегические задачи повышения выручки за счет использования имеющихся и вновь формируемых активов, рентабельности данной выручки, а также обеспечения минимизации рисков предприятия за счет использования нематериальных активов.

   Если рассматривать традиционный подход, то он направлен в основном на решение последней задачи, поскольку обеспечивает снижение финансовых рисков компании. Выполнение других стратегических задач возможно исключительно при использовании стратегически ориентированного подхода в управлении нематериальными активами. Данный подход включает в себя следующие мероприятия:

1. Формирование системы стратегических целей и задач в области развития деятельности, связанной с активным использованием и формированием нематериальных активов, в формате стратегических карт - как аналитическими методами, так и посредством осуществления стратегических сессий.

2. Исследование рынков деятельности предприятия на стратегически важных направлениях.

3. Формирование перечня и требований к нематериальным активам, определяющим ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость инновационно активного предприятия.

4. Инвентаризация существующих зарегистрированных и незарегистрированных нематериальных активов, включая фонд знаний, накопленных при выполнении работ, право исключительной собственности на результаты которые принадлежит заказчику.

5. Формирование управленческой стратегии в области реформирования деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности использования и создания стратегически ценных нематериальных активов.

Информация о работе Управление нематериальными активами организации