Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование учета нематериальных активов.
Для ее достижения необходимо решить ряд научно-исследовательских задач, к числу которых относятся:
- изучение понятия нематериальных активов;
- классификация НМА;
- характеристика принципов и задач учета нематериальных активов;
- анализ налогового и бухгалтерского учета НМА;
- исследование путей оптимизации структуры нематериальных активов;
- формирование выводов на основании проведенных исследований.
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ .................5
1.1 Понятие нематериальных активов .......................................................5
1.2 Классификация нематериальных активов ..............................................9
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов .........12
2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ .......................16
2.1 Налоговый и бухгалтерский учет нематериальных активов ..............16
2.2 Оптимизация структуры нематериальных активов ...........................24
ЗАКлЮЧЕНИЕ .....................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................31
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим ресурсом новой экономики становится сегодня интеллектуальный капитал, идущий на смену традиционному капиталу, который основывался на собственности и владении средствами производства. Различного рода знания, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, бренд и т.п. представляют собой основные орудия труда и активы новой экономики. Работник умственного труда, обладающий знаниями и использующий современные технологии, рассматривается как основное средство производства в новых экономических условиях.
Актуальность проблемы управления эффективностью использования нематериальных активов предприятиями России обусловлена следующими теоретическими и практическими причинами:
- широкое использование в экономике достижений науки и передовых технологий приводит к «интеллектуализации» капитала, повышению роли нематериальных активов по отношению к финансовым и материальным ресурсам. Готовность адаптации предприятия к будущим условиям осуществления деятельности во многом зависит от качества используемых нематериальных активов. Это позволяет квалифицировать их как один из основных стратегических ресурсов компании. Но увеличение количества и качества нематериальных активов невозможно без государственной поддержки в этой области. Следовательно, должны быть разработаны теоретические подходы к решению этой задачи;
- резко выросла (и продолжает расти) роль нематериальных активов, соответственно возрастают требования по эффективности управления. Необходимо создать модель управления нематериальными активами, так как имеющиеся модели управления прочими активами не могут быть корректно использованы в силу больших различий.
- с точки зрения бухгалтерского учета, нематериальные активы, не оформленные документально, не существуют, на промышленных предприятиях России находятся значительные неоформленные нематериальные активы, затраты на которые были произведены ранее. Таким образом, вопросы учета, налогообложения, амортизации нематериальных активов являются одними из приоритетных и нуждаются в теоретической разработке.
Следовательно цель данной курсовой работы – исследование учета нематериальных активов. Для ее достижения необходимо решит ряд научно-исследовательских задач, к числу которых относятся:
- изучение понятия нематериальных активов;
- классификация НМА;
- характеристика принципов и задач учета нематериальных активов;
- анализ налогового и бухгалтерского учета НМА;
- исследование путей оптимизации структуры нематериальных активов;
- формирование выводов на основании проведенных исследований.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования: сравнение (установление различий и нахождение общих элементов), анализ (метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части), синтез (соединение отдельных сторон предмета исследования в единое целое), теоретический метод исследования (логическое исследование собранных факторов, выработка понятий, суждений), обобщение (определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее учет нематериальных активов).
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды различных ученых и исследователей, таких как: А.В. Афанасьев, А. Брукинг, Н.Г. Вахрушев, Ю.Б. Гурьева, М.С. Егорова, Т. Исмаилова, О.А. Ковалева, А.В.
Куроптев, М.Ю. Лобанова, Н.Е. Лоскутова, Е.Ю. Потапов, А. Рамазанов Р. Рейли, Р. Швайс, А.Н. Рогачев и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Понятие нематериальных активов
В связи с ускорением научно-технического прогресса и усилением конкурентной борьбы интерес к нематериальным ресурсам постоянно растет. На современном этапе именно высокие технологии определяют конкурентоспособность предприятия, при этом увеличивается и доля нематериальных активов в общей сумме капитала предприятия.
Нематериальные объекты являются результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. При отнесении объектов к нематериальным активам необходимо руководствоваться п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в которой установлен закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана [2].
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах (НМА) устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в п. 3 ПБУ 14/2007 [4].
Объектами НМА являются результаты интеллектуальной деятельности (произведение, изобретение, полезная модель) или средства индивидуализации, на которые у организации имеются соответствующие права. В соответствии с ПБУ 14/2007 нематериальный актив на балансе организации может возникнуть только у владельца исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности или средства индивидуализации.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна [8, С. 25].
В бухгалтерском понимании нематериальных активов принято различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся интеллектуальная собственность (ИС) и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [7, С. 335].
В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является бренд.
Бренд - различающее название или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Следовательно, бренд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные[15, С. 32-34].
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной).
В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с п.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях» [1].
Область применения понятия ИС не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.
Налоговое законодательство дает определение понятию нематериального актива в п. 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ: нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) [3].
К нематериальным активам не относятся [22, С. 49-52]:
а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
б) не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
г) финансовые вложения.
В отличие от правил бухгалтерского учета, Налоговый кодекс относит к нематериальным активам, в частности «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта» [9, С. 143]. Это очень существенно, так как большинство результатов интеллектуальной деятельности на российских предприятиях охраняется именно как ноу-хау. Под термином «ноу-хау» часто понимают знания, неотчуждаемые от конкретного человека или от компании (предприятия). Эти знания могут повышать стоимость компании, но не могут быть активами в традиционном смысле, тем более они не являются ОИС. Если речь идет о технических или технологических ноу-хау, то наиболее полно и точно этот термин (know-haw) определен в инструкциях Европейского Союза, а именно: «ноу-хау» означает массив технической информации, которая является секретной, существенной и идентифицированной в любой подходящей форме [13, С. 18-23].
1.2 Классификация нематериальных активов
Нематериальные активы можно классифицировать так: часть основных фондов (внеоборотных активов), не имеющих физической основы, но которые имеют стоимость (представляют ценность), базирующуюся на правах или привилегиях. Исключением из этого определения являются квартиры, приобретаемые организациями в собственность, которые в соответствии с действующим порядком учитываются в составе нематериальных активов; активы, которые покупаются или создаются в порядке долгосрочных инвестиций; активы, выступающие в качестве отдельного объекта, с возможностью его отделения от носителя и передачи актива другим пользователям. Не могут быть отнесены к нематериальным активам какие-то качества физических лиц (квалификация, деловые связи и т. п.), поскольку эти качества, с одной стороны, могут быть учтены в оплате их труда, а с другой, не могут быть отделены от их носителя и переданы другому пользователю; активы, которые не предназначены для продажи; активы, при создании которых могут быть учтены затраты, связанные с их разработкой.
Учет нематериальных активов ведется в разрезе каждого объекта по соответствующим группам. Ниже приведена классификация НМА в табличном варианте[19, С. 33-34].
Таблица 1 - Классификация НМА
Объекты права интеллектуальной собственности | Объекты авторского права и смежных прав | Объекты пользования ресурсами природной среды | Объекты пользования материальным и нематериальным имуществом |
Право собственности на изобретение | Объектами авторского права являются произведения в отрасли науки, литературы и искусства, в частности: - компьютерные программы; - базы данных; - аудиовизуальные произведения; - фотографические произведения | Право пользования недрами | Лицензия на право пользования НМА |
Право собственности на полезную модель | Право пользования лесными ресурсами | ||
Право собственности на промышленный образец | Право пользования водными ресурсами | ||
Право собственности на происхождение товара | Право пользования земельными ресурсами (в том числе право аренды земельного участка) | ||
Право собственности на сорт растений | |||
Право собственности на породу животных | Право пользования геологической, геоморфологической и другой информацией о состоянии и возможности хозяйственного использования элементов природной среды | Лицензия на право осуществления какой-либо деятельности | |
Право собственности на фирменное наименование | Смежные права: - фонограммы, видеограммы; - передачи (программы) организаций вещания; | ||
Право собственности на рационализаторское предложение | |||
Право собственности на компоновку интегральной микросхемы | Право пользования биологическими и другими ресурсами, которые влияют на уровень экологической безопасности жизнедеятельности | ||
Право собственности на знаки для товаров и услуг, в том числе торговую марку |