Управление материальными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Первоисточником материальных ресурсов является природа, хотя в реальной жизни все материальные ресурсы создаются в процессе целесообразной деятельности человека и являются продуктом труда в вещественной форме. Сущность материальных ресурсов определяется тем, что они являются материально-вещественной основой жизнедеятельности человека и общества.

Файлы: 1 файл

Управление материальными ресурсами.docx

— 149.38 Кб (Скачать)

     Классификация материальных ресурсов, т.е. выделение  их отдельных групп по различным  признакам, необходима для выявления  и обоснования потребности в  материальных ресурсах, установления рациональной специализации органов  оптовой торговли, действующих в  сфере товарного обращения, определения  требований к объектам производственной инфраструктуры (в основном качественных параметров).

     Виды  материальных ресурсов, исходя из различных  классификационных признаков.

     1. По признаку участия в процессе  производства:

  • предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и горюче-смазочные материалы, тара и упаковка, комплектующие изделия, полуфабрикаты, изделия по внешней кооперации);
  • средства труда (основные производственные фонды, инструмент, инвентарь).

     2. По номенклатурному составу (номенклатура  или ассортимент – общий перечень, сортимент – перечень лесных  материалов, сортамент - перечень  металлопродукции).

     3. По эксплуатационному состоянию  и сроку годности:

  • первичные материальные ресурсы – как продукция добывающей и обрабатывающей промышленности;
  • вторичные материальные ресурсы – как отходы производственного потребления, т.е. остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе их использования и утратившие (частично или полностью) свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа.

     4. По прочим признакам. Например: ресурсы стратегического сырья.

     Классификация материальных ресурсов тесно связана  с вопросами их использования  в процессе производства и обращения. Часть ресурсов играет роль материальной основы (основные фонды и инвентарь), другая часть – входит в состав оборотных фондов предприятия и  расходуется при производстве продукции  или оказании услуг (сырье, материалы, комплектующие). Кроме того, товарно-материальные ресурсы, составляют материальную основу фондов обращения, т.е. находятся в  состоянии сбытовых запасов. Соответственно этому и оценка использования  материальных ресурсов базируется на применении различных показателей.

     Наиболее  ярко отражают результаты использования  материальных ресурсов относительные  показатели ресурсоемкости. На уровне макроэкономических показателей можно  выделить коэффициенты ресурсоемкости национального продукта:

  • фондоемкость, т.е. отношение стоимости основных производственных фондов к стоимости валового национального продукта или национального дохода;
  • материалоемкость, т.е. отношение материальных затрат к стоимости валового национального продукта или национального дохода;
  • запасоемкость, т.е. отношение стоимости материальных ресурсов, находящихся в состоянии запасов, к стоимости валового национального продукта или национального дохода.

     Все перечисленные показатели можно  с успехом применять и на уровне конкретного предприятия. Расчетной  базой в этом случае выступает  объем деятельности (валовой доход  и т.п.). Важно отметить, что в  аналитической практике многие экономисты используют показатели ресурсоотдачи. Среди них, например, фондоотдача, т.е. отношение валового дохода к стоимости основных производственных фондов. Различия между этими показателями практически отсутствуют, так как способ их расчета отражает цели, стоящие перед аналитиком.

     Так, если, например, необходимо обоснование  того или иного объема реализации для коммерческого предприятия, то большую наглядность обеспечат  показатели ресурсоемкости. Целевые  объемы будут использоваться в качестве расчетной базы, а коэффициенты будут  показывать какое количество основных и оборотных средств необходимо для их достижения.

     Управление  материальными ресурсами представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту.

     Сущность  управления материальными ресурсами  раскрывается двумя основными положениями.

     Первое  из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке  сопровождается рядом специфических  явлений и объективно связан:

     – во-первых, с необходимостью смены  форм стоимости (деньги – товар –  деньги);

     – во-вторых, со сменой субъектов собственности  на товар.

     Второй  момент, определяющий сущность управления материальными ресурсами, состоит  в объективной необходимости  физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в  силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления  материальных ресурсов. Функции управления материальными ресурсами, которые  выполняются в данном случае, в  основном ориентированы на определение  конкретных параметров материалопотоков.

     Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.

     Функции управления материальными ресурсами  можно свести в четыре основные группы.

     1. Планирование параметров материалопотоков, т.е. планирование потребности в материальных ресурсах, в совокупности с выбором поставщиков, форм и каналов продвижения товаров до потребителя. Здесь определяются наименование потребных материальных ресурсов, их качественные характеристики, количество в целом и по отдельным позициям, размер товарной партии, сроки и периодичность поступления на предприятие.

     2. Организация приобретения материальных ресурсов. Здесь имеет место оплата собственно материальных ресурсов, а также оплата всех услуг, связанных с продвижением товаров от продавца к покупателю. Таким образом, происходит включение процесса товародвижения, материальные ресурсы начинают свое движение по каналам товарного обращения.

     3. Регулирование параметров материалопотоков путем приближения их к фактической потребности предприятия. Здесь происходит корректировка сроков поставки, форм расчетов с продавцом и т.д. Отклонения заданных (запланированных) параметров материалопотоков от фактических может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

     4. Контроль над процессом управления материальными ресурсами, наблюдение за параметрами материалопотоков.

     Управление  материальными ресурсами подчиняется  определенным принципам. В числе  важнейших из них следует прежде всего отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.

     Кроме того, необходимо обеспечить возможность  точной и оперативной реакции  на изменения, возникающие в процессе управления. Эта реакция должна обеспечивать корректировку всего комплекса  управленческих решений в применении к параметрам материалопотоков в реальных обстоятельствах с учетом поставленных целей. В этом случае реализуется принцип гибкости управления.

     Деятельность  субъекта управления должна быть организована на принципах экономической целесообразности. Необходима разумная специализация  и кооперация, соблюдение уровней  иерархии, сочетание единства распорядительства  и творческой инициативы, обусловленной  соответствующими мотивами и стимулами. Этим можно обеспечить необходимые  предпосылки для четкого и  слаженного управления с минимальными затратами, т.е. реализовать принцип  эффективности управления.

     Управление  материальными ресурсами как  совокупность функций осуществляется в интересах их потребителя. Предприятие, как правило, имеет специальное  подразделение, которое и следует  рассматривать в качестве непосредственного  субъекта управления. Служба управления материальными ресурсами предприятия, отдел его материально-технического снабжения или отдел (служба) закупок  от лица предприятия входят в контакты с продавцами, транспортными и  всеми прочими организациями, участвующими в процессе управления материальными  ресурсами.

     Данное  подразделение – генеральный  субъект управления – может делегировать часть своих функций другим подразделениям предприятия и даже другим специализированным организациям и предприятиям. В частности, в таком качестве можно рассматривать  оптово-посреднические организации  и предприятия. При этом клиент –  предприятие-потребитель освобождается  от тех функций управления материальными  ресурсами, которые посредник выполняет  лучше и с меньшими затратами. Передача такого рода функций должна происходить добровольно и на платной основе.

     Часть функций посредник получает от продавцов. В этом случае покупатель не вступает в хозяйственные отношения с  производителем материальных ресурсов, а использует в качестве их источника  товарные ресурсы, сосредоточенные  на складах оптово-торговых предприятий  и организаций.

     В ряде случаев потребитель (покупатель) приобретает ресурсы при участии  коммерческих посреднических организаций, через брокерские фирмы, действующие  при товарных биржах, а также через  фирменные сбытовые центры предприятий-изготовителей  или через уполномоченных изготовителем  дилеров. Посредник, как правило, расположен ближе к потребителю и поэтому  более выгоден.

     Стратегия управления или общий план осуществления  деятельности по управлению материальными  ресурсами исходит из принципиальной оценки расстановки и соотношения  сил и факторов, действующих в  экономической и социально-политической областях. Учет влияния каждой из сил-факторов определяет конкретную форму стратегии управления.

     Важно отметить, что стратегия управления в своей сущности представляет совокупность решений по достижению поставленных целей управления. Выработка стратегии  предполагает определенную последовательность основных этапов (рис. 2.2).

     

     Рис. 2.2. Основные этапы разработки стратегии  управления

     Цели, устанавливаемые предприятием в  процессе разработки стратегии управления материальными ресурсами, служат ему  в качестве своеобразных ориентиров краткосрочного и долгосрочного  характера. В числе важнейших  мероприятий, обеспечивающих обоснованность целевых установок, традиционно  рассматриваются.

     1. Описание ситуации.

     Ситуация, которая складывается для предприятия  на рынке товаров производственно-технического назначения, характеризуется с экономических  и социально-политических позиций. Позиция предприятия на рынке  описывается с учетом расстановки  конкурирующих сил.

     2. Установление общей стратегической  цели.

     Такая цель формулируется как ожидаемый  или желаемый результат.

     3. Построение дерева целей.

     Общая стратегическая цель управления конкретизируется в форме подцелей и тактических  задач, которые доводятся до непосредственных исполнителей.

     4. Комплексное рассмотрение целей  в системе и с учетом имеющихся  альтернатив.

     На  этом этапе цели и задачи сводятся в иерархическую систему, устраняются  взаимоисключающие цели и задачи.

     5. Установление оценочных критериев  степени достижения поставленных  целей и выполнения задач.

     Критерии  такого рода следует рассматривать  в качестве важнейших признаков, формализованных в виде конкретных показателей. С их помощью оценивается  степень достижения наилучшего результата функционирования объекта управления, т.е. полнота выполнения им своих  функций и задач. В этом случае материалопоток следует рассматривать как своего рода конечный объект управления материальными ресурсами. Показатели полноты выполнения его функций четко согласуются с постановкой общей стратегической цели, т.е. максимально полным удовлетворением потребности предприятия в материалах и изделиях при минимальных затратах, имея в виду цены, транспортно-заготовительные, складские, административно-управленческие расходы (см. прил. 4).

Информация о работе Управление материальными ресурсами