Модели управления запасами материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Стадия подготовки продукта в состоянии полуфабриката, поставка и складирование материалов и комплектующих для выпуска продукции, все данные процессы представляют собой механизм деятельности предприятия, регулируемый персоналом и менеджерами, отвечающими за логистику складирования и логистику запасов. С точки зрения планирования краткосрочного выпуска товаров предприятием, расчет необходимого уровня поставки комплектующих на склад, создание необходимого объема запасов, выбор наиболее «удобных» для предприятия поставщиков являются важнейшими функциями ответственных работников предприятия. От четкого выполнения данных функций работниками предприятия зависит выпуск продукции предприятием, отчасти прибыль и конкурентоспособность предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……….....3
1. Логистика запасов………………………………………………………….…..5
1.1. Место логистики запасов в логистической системе………………….…5
1.2.Классификация материальных запасов……………………….……..........7
1.3 Оптимизация материальных запасов…………………………………….11
2. Системы управления запасами материальных ресурсов……………….......14
2.1. Основные системы управления запасами………………………………14
2.2. Прочие системы управления запасами………………………….……....20
2.3. Методические основы проектирования эффективной логистической
системы управления запасами……………………………..………….....24
Заключение………………………………………………...………………….....28
Список использованной литературы…………...……………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая УМР.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……….....3

1. Логистика запасов………………………………………………………….…..5

   1.1. Место логистики запасов в логистической системе………………….…5

    1.2.Классификация материальных запасов……………………….……..........7

    1.3 Оптимизация материальных запасов…………………………………….11

2. Системы управления запасами материальных ресурсов……………….......14

    2.1. Основные системы управления запасами………………………………14

    2.2. Прочие системы управления запасами………………………….……....20

    2.3. Методические основы проектирования эффективной логистической

          системы управления запасами……………………………..………….....24

 Заключение………………………………………………...………………….....28

 Список использованной литературы…………...……………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На мой взгляд, данная тема очень актуальна, так как складская система, являющаяся подразделением логистической подсистемы,  играет весомую роль в едином функционировании целостного механизма предприятия. Отмечается важность логистики, прежде всего с точки зрения  внутреннего оборота материальных потоков, в том числе в рамках производственного процесса. Стадия подготовки продукта в состоянии полуфабриката,  поставка и складирование материалов и комплектующих для выпуска продукции, все данные процессы представляют собой   механизм  деятельности предприятия, регулируемый персоналом и менеджерами, отвечающими за логистику складирования и логистику запасов. С точки зрения планирования краткосрочного выпуска товаров предприятием, расчет необходимого уровня поставки комплектующих на склад, создание необходимого объема запасов, выбор наиболее «удобных» для предприятия поставщиков являются важнейшими функциями ответственных работников предприятия. От  четкого выполнения данных функций работниками предприятия зависит выпуск продукции предприятием, отчасти прибыль и конкурентоспособность предприятия.

Именно по этой причине  тематика, процессы, относящиеся к логистике складирования и логистике запасов, являются весьма важным предметом для изучения будущего управленца.

Сама складская система предприятия, система логистики в целом имеют целый ряд ключевых с точки зрения схемы функционирования компонентов.   

К примеру,  важнейшим  компонентом логистической системы  является информационная подсистема, без которой невозможно осуществить  идеи и принципы логистики. В настоящее время доказано, что между функциями, структурой и информацией системы (например, предприятия) существуют определенные связи. Это положение системного анализа исходит из того, что совокупность всех потоков информации связывает все функции в единую систему. Если в логистической цепи канал, по которому движется материальный поток, можно представить своеобразной артерией, то телекоммуникационную информационную сеть можно представить в качестве «центральной нервной системы». Информационные потоки имеют решающее значения для функционирования всей логистической цепи, и принципы изучающей их информационной логистики являются основой для построения всех логистических систем. В постиндустриальной экономике, определяемой еще как информационное общество, особое значение информации состоит в том, что она - прежде всего средство производства, столь же необходимое для функционирования фирмы, как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Логистика запасов

1.1. Место логистики запасов в логистической системе

Логистика, вначале как  практическая деятельность, а затем  и как наука выявила новый  объект управления - поток товарно-материальных ценностей. Запас стали рассматривать  как форму существования материального потока, часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и во времени

Традиционный подход к управлению запасами рассматривал запас как количество материальных ценностей, необходимое для обеспечения  непрерывности процесса выполнения определенных хозяйственных операций.

Традиционный подход включает следующие шаги:

1. Определение характеристик  потребления, что позволяет оценить  данные характеристики в будущем  периоде. Это может быть сделано  на основе детерминированного, стохастического или эвристического подходов.

2. Оценка возможных  методических приемов и предварительный  расчет характеристик поставок. Запас можно рассчитывать в  относительных или абсолютных  единицах измерения Модели расчета  также могут быть разнообразными.

3. Согласование с поставщиком  характеристик поставок. Предварительные  расчеты запаса приводят к  необходимости согласования с  поставщиком условий поставки. Эта  часть работы связана с выбором  поставщика и определением условий  договора с ним. 

4. Определение характеристик поставок. Знание конкретных условий работы с поставщиком помогает перейти к окончательному расчету параметров системы управления запасами.

5. Проектирование системы  управления запасами должно завершаться  разработкой методики и инструкций для каждого уровня исполнителей исходя из принципа разграничения полномочий. 1

При логистическом подходе  к управлению запасами инструментарий работы с ними остается прежним, но принципиально меняется взгляд на сам  запас, который как форма существования  материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена.

Запасы, так же, как  и взаимодействующие с ними потоки, в логистических системах подразделяются на материальные, информационные, финансовые и др. Однако наиболее часто в  практике управления бизнес-процессом встречается управление материальными запасами.

Материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях  производства и обращения продукция  производственно-технического назначения, изделия народного потребления  и другие товары, ожидающие поступления в процесс производственного или личного потребления. С другой стороны, материальные запасы - это статичное состояние материального потока. 2

На этапе производства материальные запасы представлены в  виде незавершенного производства, инструмента, полуфабрикатов; на этапе распределения и сбыта - в виде готовой продукции, запасных частей, сопутствующих товаров для сервиса. Согласно закону пропорциональности, все элементы в системе должны обеспечивать необходимую пропускную способность материального потока за определенный период времени. Как правило, производительность элементов системы существенно различается, и для восстановления пропорциональности необходимо вводить точно рассчитанные материальные запасы по каждому элементу материального потока.

Материальные запасы должны обеспечивать непрерывность  производственно-технологического процесса, предотвращать сбоин из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и, кроме  того, должны минимизировать затраты, связанные со снабжением материалами и сбытом готовой продукции. Материальные запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистической цепи, связывая до 80 % оборотных средств фирмы. Затраты на управление запасами достигают 40 % и более логистических издержек фирмы.

 

1.2. Классификация материальных запасов

Классификация запасов  необходима для решения, по крайней мере, двух задач:

1. Конкретизация объекта  изучения в рамках заданного  материального потока.

2. Управление запасами  в рамках заданной логистической системы.

Имеется много классификаций, которые помогают детализировать решения  в сфере управления запасами.

По месту нахождения запасы делятся на:

• производственные;

• товарные.

Производственные запасы формируются на промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы потребления, поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке, а также средства производства.

Товарные запасы находятся  у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а  также в каналах распределения и производителей, и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

Запасы в каналах  сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на:

• запасы в пути;

• запасы на предприятиях торговли.

Запасы в пути (или  транспортные/транзитные запасы) находятся  на момент учета в процессе транспортировки  от поставщиков к потребителям.

Каждая организация  в цепи поставок является, с одной  стороны, поставщиком (изготовителем), а с другой - потребителем. С этих позиций промышленное предприятие всегда имеет производственные и товарные запасы.

По исполняемым функциям запасы подразделяются на:

• текущие;

• подготовительные (буферные);

• гарантийные (страховые, или резервные);

• сезонные;

• переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения материальными  ресурсами производственного процесса, а также реализации (распределения) готовой продукции предприятиями-изготовителями и организациями торговли в период между двумя смежными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

Подготовительные (буферные) запасы выделяются из производственных запасов, они требуют  дополнительной подготовки перед использованием в производстве (например сушка древесины). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Гарантийные (страховые, или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Сезонные запасы образуются при  сезонном характере производства, потребления  или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.

Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность  производства и потребления в  отчетном и в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Выделяют также спекулятивные  и рекламные (для продвижения  продукции) запасы.

Спекулятивные запасы создаются  в целях защиты от возможного повышения  цен или введения протекционистских  квот или тарифов, а также чтобы  использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

Рекламные запасы (для продвижения  продукции) создаются и поддерживаются в каналах распределения для  быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны  с широкомасштабными рекламными мероприятиями. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.

По времени запасы подразделяются на (Рис. 1):

• максимальный желательный запас;

• пороговый уровень запаса;

• текущий уровень;

• гарантийный запас. 3

Рис. 1. Виды запасов  по времени учета4

 

 

              Объем


               заказа                                                                  Максимальный желательный запас


                                                  Пороговый уровень


                                                                                         Текущий запас


                                                                                                                                               Гарантийный запас


                                                                                                                                            


                                                                                                                                                  Время

 

Максимальный желательный  запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В  различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса ("точка заказа") используется для определения момента времени  выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует  уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным, пороговым или гарантийным уровнями запаса.

Гарантийный запас (страховой  или резервный) предназначен для  непрерывного снабжения потребителя  в случае непредвиденных обстоятельств. 5

Можно также выделить неликвидные запасы - длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Образуются в результате ухудшения качества товаров во время их хранения, или морального износа.

Информация о работе Модели управления запасами материальных ресурсов