Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных путей совершенствования управления конфликтными ситуациями в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния, и на основе
* Выдающийся теоретик современности, профессор Нью-Йоркского университета, автор многих книг по управлению Питер Дракер считал, менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». И данная точка зрения присуще менталитету российского руководителя.
Введение.............................................................................................................................3
1.Конфликт как объект управленческого воздействия………………………………..5
1.1.Конфликт: понятие, сущность, структура........................................................5
1.2. Классификация конфликтов………………………………………………….10
1.3. Причины возникновения конфликтов в организации………………………12
2. Анализ процесса управления конфликтами в ЗАО «Труба»……………………….18
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………18
2.2. Анализ организационной структуры управления…………………………...21
2.3.Анализ развития и методов урегулирования конфликтов
в ЗАО «Труба»………………………………………………………...………….23
3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию процесса управления
конфликтами для ЗАО «Труба»……………………………………………….............28
3.1.Рекомендации по усовершенствованию процесса
выявления причин конфликтов………………………………………………..…28
3.2.Рекомендации по разработке стратегий управления конфликтами………..31
Заключение……………………………………………………………………...............37
Список литературы…………………………………………………………...................39
Приложение А……………
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волго-Вятская
Академия Государственной Службы
Кафедра управления и маркетинга
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему:
« Управление конфликтами»
Выполнила:
Н.Новгород
2010г.
Оглавление
Введение......................
1.Конфликт
как объект управленческого
1.1.Конфликт:
понятие, сущность, структура.....................
1.2. Классификация
конфликтов………………………………………………….
1.3. Причины
возникновения конфликтов в
2. Анализ процесса управления конфликтами в ЗАО «Труба»……………………….18
2.1. Общая
характеристика предприятия…………
2.2. Анализ организационной структуры управления…………………………...21
2.3.Анализ развития и методов урегулирования конфликтов
в
ЗАО «Труба»………………………………………………………..
3. Разработка
рекомендаций по
конфликтами
для ЗАО «Труба»………………………………………
3.1.Рекомендации по усовершенствованию процесса
выявления
причин конфликтов………………………………………………..
3.2.Рекомендации по разработке стратегий управления конфликтами………..31
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
А……………………………………………………………..…………
В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Тема конфликтов в организациях в нынешнее время очень актуальна, но, к сожалению, что касается России, в большей степени теоретически. На практике же все выглядит иначе. Во-первых, российские предприятия постоянно находятся в подвешенном состоянии и как только начинают чувствовать почву под ногами, страну вновь накрывают очередной кризис или иная беда. И, конечно же, в такой ситуации руководитель думает, что сейчас не до создания «радости для рабочих».*И это его ошибка. Во-вторых, недостаток знаний российского руководителя в области конфликтологии. На практике данная тема актуальна в развитых странах с высоким уровнем дохода.
Объектом исследования в курсовой работе является закрытое акционерное общество «Труба», расположенное в г. Нижний Новгород. Исследование будет проводиться на предмет конфликтности между членами трудового коллектива в данном предприятии, с помощью анкетирования, вне гласной беседы с руководителями и сотрудниками, а также изучения формальных и неформальных норм и правил поведения работников внутри организации.
Целью курсовой
работы является выявление основных
путей совершенствования
* Выдающийся теоретик современности, профессор Нью-Йоркского университета, автор многих книг по управлению Питер Дракер считал, менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». И данная точка зрения присуще менталитету российского руководителя.
исследования дать рекомендации по разработке стратегий управления конфликтами в ЗАО «Труба». Для достижения поставленной цели была рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, оценена система управления конфликтами на предприятии, определены основные направления по ее совершенствованию.
Задачи:
- изучить
основные теоретические
- провести исследование взаимоотношений в трудовом коллективе ЗАО «Труба»;
- на основе исследований проанализировать, сложившиеся отношения между членами организации;
- выявить причины конфликтов в коллективе ЗАО «Труба»;
- провести анализ состояния системы управления конфликтными ситуациями на предприятии;
- наметить основные направления по ее совершенствованию;
- дать рекомендации руководителю по усовершенствованию процесса выявления причин конфликтов;
- дать рекомендации по разработке стратегий управления конфликтами в ЗАО «Труба».
Многие
проблемы в организациях зависят от
атмосферы взаимодействия между членами
трудового коллектива. Обращение с организационными
конфликтами - это позиция руководителя
и любого другого работника по отношению
к конфликтам и соответствующее ей поведение.
Управление конфликтами представляет
собой контроль над процессом и формами
протекания конфликта с целью минимизации
его издержек и максимизации позитивных
результатов. Грамотное управление конфликтами
дает руководителю возможность повысить
производительность труда и повысить
качество производимых товаров, за счет
удовлетворения физиологических и эмоциональных
потребностей рабочих, снижения их психологической
нагрузки, снижение смены кадров.
1. Конфликт как объект управленческого воздействия
1.1 Конфликт: понятие, сущность, структура
Понятие
конфликта принадлежит как
Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.
Дарендорф Р. под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп». В отечественной литературе, в частности, в «Кратком словаре по социологии» конфликт характеризуется как «высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое определятся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов». В теории управления, у конфликта имеется также множество определений. Например, конфликт можно представить как отсутствие согласия между двумя сторонами или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы принята была её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".1
Конфликт
чаще всего ассоциируется с
Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
Итак, понятие конфликта неразрывно связано с философским понятием противоречия. Конечно, понимание противоречия у разных авторов различно.
Из приведенных и других встречающихся определений конфликта ясно, что одним из существенных его признаков является противоположность интересов. Такое толкование рассматриваемой категории свойственно, прежде всего, отечественным авторам, но не только им. Сторонники функционалистской модели общества считают, что конфликты могут быть приведены в состояние гармонии путем взаимовлияния и удовлетворения интересов и потребностей конфликтующих групп.2
В свою очередь интересы сопрягаются с ценностями, целями, ориентациями. Американский политолог Аптер Д. отмечает, что главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов.
Таким образом, интересы — главное понятие, необходимое для анализа общественного конфликта.
Анализ конфликта как социального феномена включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. Мы не случайно рассматриваем в связи вопрос о структуре и о функциях конфликта. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.
1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).
Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.
2. Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.