Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:27, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «конфликт» и выявить эффективные методы управления конфликтом;
- провести краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;
- провести диагностику по определению уровня конфликтности руководителей организации и их стилей поведения в конфликтных ситуациях;
- оценить социально-психологический климат коллектива предприятия;
- проанализировать полученные результаты проведенных исследований и предложить рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами;
- провести оценку социально – экономической эффективности предлагаемых рекомендаций.
Введение……………………………………………………………………....….…..3
1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7
Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
Управление конфликтами на предприятии и способы
их разрешения………………………..…………………………....…...…16
Анализ уровня конфликтности и социально – психологического
климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19
2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24
2.3 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Элит»…………..34
2.4 Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37
2.5 Оценка социально-психологического климата и
взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41
Совершенствование процесса управления конфликтами на
предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43
Рекомендации по совершенствованию процесса
управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43
Социально-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46
Заключение…………………………………………………...…………………....50
Список литературы…………………………………….………………………….52
Приложение………………………………………...…………………………..….56
Численность работников на предприятии в 2010 году составила 48 человек.
Показатель численности работников на предприятии имеет тенденцию к увеличению.
Рисунок
2.2 - Численность персонала
Структура рабочей силы по категориям занятых характеризуется следующими показателями:
-
структура персонала по полу
характеризуется тем, что
- число обслуживающего персонала на одного руководителя:
34/4=8,5
По полученным данным видно, что на одного руководителя приходится 9 работников;
Число обслуживающего персонала на одного специалиста:
34/10=3,4
По полученным данным, на одного специалиста приходится 3 обслуживающих работника;
-
число специалистов к
10/4=2,5
Округляя полученные данные, видно, что на трех специалистов приходится 1 руководитель.
Доля
руководителей в общей
4/48=0,08
Возрастной состав персонала можно представить в виде диаграммы.
Рисунок 2.3 - Возрастная структура персонала организации
Возрастная
структура характеризуется
(40+750+350+270)/48=1410/48=
Где 119 – число всех сотрудников;
1410– сумма возрастов всех сотрудников;
29,37 – средний возраст работника ООО «Элит».
Общий стаж работы:
(6+24+88+60)/48=178/48=3,7
Уровень
образования анализируется
На руководящей должности работают все люди с высшим образованием.
Из общего числа работников на специалистов приходится 4,2% с незаконченным высшим образованием и 16, % специалисты с высшим образованием.
Что
касается служащих, то из общего числа
работников на служащих приходится 2,1%
общее среднее образование, 14,6% среднее
профессиональное образование, 33,3% незаконченное
высшее образование и 20,8% высшее образование.
2.4
Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных
ситуациях
Конфликт является неотъемлемой частью процессов взаимодействия между людьми. Конфликт в организации может принимать самые различные виды. Основной причиной такой ситуации являются противоречия между аспектами личности сотрудников организации. В зависимости от типа конфликта руководитель организации выбирает вид антиконфликтного поведения, или способ управления конфликтами.
Объектом
диагностики уровня конфликтности
и стилей поведения руководителей
организации в конфликтных
Определение
уровня конфликтности в указанных
отделах мы проводили по методике,
описанной А.А. Урбанович [24, с. 531]. Работникам
была предложена анкета, состоящая
из 14 вопросов с возможными вариантами
ответов для определения уровня
конфликтности в группе: да; нет;
не знаю (см. приложение Д). После выявления
уровня конфликтности каждого
Интерпретация результатов тестирования показала, что в отделе продаж преобладает низкий (24%) и средний (33%) уровень конфликтности, тогда как самый высокий процент конфликтности в отделе товародвижения - 40%.
Дальнейшие
наши наблюдения за действиями и поведением
руководителей отделов, а также
проводимые с работниками беседы
подтвердили результаты нашей анкеты
о том, что в производственном
отделе продаж уровень конфликтности
меньше, чем в отделе товародвижения.
Рисунок 2.4 – Графическая интерпретация результатов теста по определению уровня конфликтности
Выявив
уровень конфликтности в
которая позволила нам определить стратегии
поведения руководителей отделов в конфликтных
ситуациях (см. приложение Е).
Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия мы использовали двухмерную модель К. У. Томаса и P. X. Килменна. За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера. Если представить это в графической форме то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конфликт и выбрать оптимальный стиль поведения. Она, в свою очередь, позволяет для каждого человека создать собственную стратегию разрешения конфликта.
Данный
опросник позволяет определить стили
поведения в конфликтных
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять стилей поведения, и каждый из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Результат отличен от оптимального, если одни
тактики (стили) имеют значения ниже 5 баллов, другие - выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).
Мы
предложили начальнику отдела товародвижения
и начальнику отдела продаж с помощью
опросника Томаса-Килменна определить,
характерные лично для них, особенности
поведения в конфликтной
Анализ результатов
Рисунок
2.5 – Графическая интерпретация результатов
теста по определению стиля поведения
в конфликтных ситуациях
Сопоставив результаты обеих анкет можно сделать следующие выводы по каждому руководителю:
1.
Начальник отдела
2.
Начальник отдела продаж: данный
руководитель по показателям
сочетает в себе два
2.5
Оценка социально-психологического климата
и взаимоотношений в подразделениях предприятия
ООО «Элит»
Для
выявления уровня взаимоотношений
внутри каждого отдела нами был использован
тест для определения социально-
Полученные
результаты анкет были сведены к
среднему показателю по всему коллективу.
Анализ результатов показал, что
уровень социально-
Рисунок
2.6 – Общий уровень социально-психологического
климата
Таким образом, в отделе товародвижения наблюдается низкий, приближенный к среднему уровень социально - психологического климата в коллективе, а в отделе продаж - к оптимальному, приближенному к идеальному, уровню.
Следует отметить, что оценка социально - психологического климата в 9 -10 баллов соответствует идеальному уровню.
Рисунок
2.7 - Графическая интерпретация результатов
теста по определению социально – психологического
климата.
Сопоставив
результаты анкеты по определению социально-
1.
Уровень развития
2.
Уровень социально-