Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Оглавление

Введение. 3
1. Сущность качества продукции и ее характеристики. 5
1.1 Показатели качества продукции. 6
1.2 Конкурентоспособность продукции, оценка качества. 10
2. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества. 12
3. Стандартизация продукции, работ (процедур), услуг, ее значение и сфера применения. 15
4. Управление качеством в иностранных фирмах. Система «шесть сигма». 3
Заключение. 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции является комплексной  и требует системного подхода  к ее решению.

2. Управление  качеством продукции, работ, услуг.  Система качества.

 

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

Политика в области  качества – это основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством. Она формируется  таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать  весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Формирование и  документальное оформление руководством предприятия политики в области  качества является первичным актом  при создании системы качества.

Система качества -  это  «совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления  общего руководства качеством»6.

Модель обеспечения качества – это стандартизированный или  избранный набор требований системы  качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет международной  организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты 9000, которые приняты  к применению на территории РФ7.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно  использовать для внешнего обеспечения  качества. Модели обеспечения качества, установленные в стандартах, представляют три четко различимые формы требований к системе качества. Требования стандартов к системе качества являются дополнительными  по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты  устанавливают требования, определяющие элементы, необходимые для включения  в систему качества. Стандарты  являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики.

«Петля качества» («спираль качества») – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных  стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или  жизненного цикла продукции:

1) маркетинг, поиски и  изучение рынка; 

2) проектирование и/или  разработка технических требований, разработка продукции; 

3) материально – техническое  снабжение; 

4) подготовка и разработка  производственных процессов; 

5) производство;

6) контроль, проведение испытаний  и обследований;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение  продукции; 

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь  и обслуживание;

11) послепродажная деятельность;

12) утилизация после использования  изделия.

По характеру воздействия  на этапы «петли качества» в системе  качества могут быть выделены три  направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Обеспечение качества –  вес планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в  рамках системы качества, а также  дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной  уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые  к качеству.

Управление качеством  – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством  включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так  и на устранение причин неудовлетворительного  функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической  эффективности.

Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности  и результативности деятельности и  процессов с целью получения  выгоды как для организации, так  и ее потребителей.

Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство  по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную  структуру производства; методические документы общего характера; рабочие  инструкции; справочники и др.

Система качества должна обеспечить:

    • управление качеством на всех участках «петли качества»;
    • участие всех работников в управлении качеством;
    • неразрывную связь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат;
    • проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
    • обязательность выявления дефектов и устранения их  в производстве.

Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; подряд проведения периодических проверок, анализа и совершенствования  системы; порядок документального  оформления всех процедур системы.

3. Стандартизация  продукции, работ (процедур), услуг,  ее значение и  сфера применения.

 

Стандарт - это в переводе с английского «норма», «мерило», «образец».

Стандартизация -  это  деятельность по установлению норма, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения8:

    • Безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
    • Качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
    • Единства измерения;
    • Экономии всех видов ресурсов;
    • Безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
    • Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон Российской Федерации  «О стандартизации» устанавливает  основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в  области стандартизации, которые  являются едиными для всех органов  государственного управления, субъектов  хозяйственной деятельности (в том  числе граждан-предпринимателей) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также  общественных объединений.

 

 

 

 

Функции стандартизации, объекты, нормативные 

документы по стандартизации.

 

Стандартизация выступает  нормативной основой обеспечения  качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция реализуется  в следующих областях:

    • Представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме;
    • Повышение качества и конкурентоспособности продукции, поскольку благодаря стандартизации продукции становится возможным проведение объективной оценки уровня ее качества и конкурентоспособности и соответственно разработки направлений их повышения;
    • Внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
    • Увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
    • Взаимозаменяемость и совместимость. Стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
    • Эффективное управление производством, поскольку стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции, работ, услуг, который  соответствует  социальным показателям общества, связанным  с охраной окружающей среды, здравоохранением безопасностью людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция  стандартизации обеспечивает возможность  создания базы для объективного восприятия различных видов информации через  нормативную фиксацию терминов и  определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя  тем самым достижению  необходимого для общества взаимопонимания и  расширяя взаимообогащающий обмен  информацией.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией  в РФ является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт  России).

В области стандартизации Госстандарт осуществляет следующие  функции9:

    • Формирует государственную политику в области стандартизации;
    • Осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
    • Участвуют в работах по международной (региональной) стандартизации;
    • Организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;
    • Устанавливает правила применения международных (региональный) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

В РФ сформирована Государственная  система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических  правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и  на всех уровнях управления, а также  форм и методов взаимодействия при  этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые  в равной степени относятся к  любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, методу или  деятельности.

Перечень нормативных  документов по стандартизации, допускаемых  к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие  принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный  широкому кругу потребителей (пользователей).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся:

    • государственные стандарты;
    • международные стандарты;
    • общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
    • стандарты отраслей;
    • стандарты предприятий;
    • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;
    • нормы и правила по стандартизации.

Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору со стороны Госстандарта России и его территориальных  органов, а также других органов  государственного управления (комитеты, федеральные службы, инспекции в  области экологии, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, атомной энергетики и т.п.).

Важным направлением повышения  качества продукции и конкурентоспособности  отечественных производителей является применение международных стандартов, гармонизация национальных стандартов и методов испытаний на международном  уровне. В современных условиях это  обеспечивается на основе участия России в деятельности международных организаций  по стандартизации и метрологии, что  способствует разработке межгосударственных стандартов, проведению конкретных работ  в областях  межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации и развитию на этой основе международной  торговли и международного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

4. Управление  качеством в иностранных фирмах. Система «шесть сигма».

 

Система «шесть сигма» родилась в компании Motorola. Здесь ее стали внедрять в 1987 году, исходя из классической схемы непрерывного совершенствования процессов на основе цикла Шухарта - Деминга: «планируй – делай – проверяй – внедряй»10. Позже в рамках концепции «шесть сигма» этот цикл трансформировался в цикл  MAIC: measure(измеряй) – analyze (анализируй) – improve (совершенствуй) – control (управляй). Он более конкретно описывает задачи, стоящие перед командами «шесть сигма» на каждом этапе работы. Но «классическим» считается пятифазовый цикл, DMAIC: в начале цикла добавляется фаза define (определяй).

«Шесть сигма» - это определенный подход к совершенствованию бизнеса. Направлен он на выявление и устранение ошибок или дефектов в процессах  производства. Компании, внедряющие эту  систему, основываются не на том, что  «всегда делали так, и всем нравилось», а на  достоверных данных анализа  «голоса клиента» (жалоб, исследований).

Информация о работе Управление качеством