Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:55, реферат
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Введение. 3
1. Сущность качества продукции и ее характеристики. 5
1.1 Показатели качества продукции. 6
1.2 Конкурентоспособность продукции, оценка качества. 10
2. Управление качеством продукции, работ, услуг. Система качества. 12
3. Стандартизация продукции, работ (процедур), услуг, ее значение и сфера применения. 15
4. Управление качеством в иностранных фирмах. Система «шесть сигма». 3
Заключение. 3
Список используемой литературы 3
Проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной и требует системного подхода к ее решению.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Политика в области
качества – это основные направления
и цели организации в области
качества, официально сформулированные
высшим руководством. Она формируется
таким образом, чтобы охватить деятельность
каждого работника и
Система качества - это «совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством»6.
Модель обеспечения качества – это стандартизированный или избранный набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.
С целью разработки единообразного
подхода к решению вопросов управления
качеством, устранения различий и гармонизации
требований на международном уровне
Технический комитет
Стандарты содержат требования
к системе качества, которые можно
использовать для внешнего обеспечения
качества. Модели обеспечения качества,
установленные в стандартах, представляют
три четко различимые формы требований
к системе качества. Требования стандартов
к системе качества являются дополнительными
по отношению к техническим
«Петля качества» («спираль
качества») – концептуальная модель
взаимозависимых видов
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать вес стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:
1) маркетинг, поиски и изучение рынка;
2) проектирование и/или
разработка технических
3) материально – техническое снабжение;
4) подготовка и разработка производственных процессов;
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний и обследований;
7) упаковка и хранение;
8) реализация и распределение продукции;
9) монтаж и эксплуатация;
10) техническая помощь и обслуживание;
11) послепродажная деятельность;
12) утилизация после
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.
Обеспечение качества –
вес планируемые и
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.
Улучшение качества – мероприятия, проводимые для повышения эффективности и результативности деятельности и процессов с целью получения выгоды как для организации, так и ее потребителей.
Структуру системы качества отражают следующие документы: руководство по качеству для всей фирмы, включающее, кроме описанного выше, организационную структуру производства; методические документы общего характера; рабочие инструкции; справочники и др.
Система качества должна обеспечить:
Система качества также должна устанавливать: ответственность руководителей; подряд проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы; порядок документального оформления всех процедур системы.
Стандарт - это в переводе с английского «норма», «мерило», «образец».
Стандартизация - это деятельность по установлению норма, правил и характеристик (далее - требования) в целях обеспечения8:
Закон Российской Федерации
«О стандартизации» устанавливает
основные положения, принципы, понятия,
порядок организации работ в
области стандартизации, которые
являются едиными для всех органов
государственного управления, субъектов
хозяйственной деятельности (в том
числе граждан-
Функции стандартизации, объекты, нормативные
документы по стандартизации.
Стандартизация выступает
нормативной основой
Экономическая функция реализуется в следующих областях:
Социальная функция
Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания и расширяя взаимообогащающий обмен информацией.
Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в РФ является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
В области стандартизации Госстандарт осуществляет следующие функции9:
В РФ сформирована Государственная
система стандартизации (ГСС РФ).
Она построена на единых для всей
страны организационно-технических
правилах проведения работ по стандартизации
в любых сферах деятельности и
на всех уровнях управления, а также
форм и методов взаимодействия при
этом субъектов хозяйственной
Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, методу или деятельности.
Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации».
Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России относятся:
Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору со стороны Госстандарта России и его территориальных органов, а также других органов государственного управления (комитеты, федеральные службы, инспекции в области экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, атомной энергетики и т.п.).
Важным направлением повышения
качества продукции и
Система «шесть сигма» родилась в компании Motorola. Здесь ее стали внедрять в 1987 году, исходя из классической схемы непрерывного совершенствования процессов на основе цикла Шухарта - Деминга: «планируй – делай – проверяй – внедряй»10. Позже в рамках концепции «шесть сигма» этот цикл трансформировался в цикл MAIC: measure(измеряй) – analyze (анализируй) – improve (совершенствуй) – control (управляй). Он более конкретно описывает задачи, стоящие перед командами «шесть сигма» на каждом этапе работы. Но «классическим» считается пятифазовый цикл, DMAIC: в начале цикла добавляется фаза define (определяй).
«Шесть сигма» - это определенный подход к совершенствованию бизнеса. Направлен он на выявление и устранение ошибок или дефектов в процессах производства. Компании, внедряющие эту систему, основываются не на том, что «всегда делали так, и всем нравилось», а на достоверных данных анализа «голоса клиента» (жалоб, исследований).