Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 19:48, дипломная работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по оптимизации финансовой деятельности ООО «ТурМания».
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Рассмотреть содержание, факторы и критерии финансовой устойчивости предприятия.
2. Изучить основы управления финансовой устойчивостью предприятия.
3. Провести анализ и оценку финансовой деятельности туристического предприятия.
4. Разработать мероприятия по оптимизации финансовой деятельности туристического предприятия.
Введение 3
1. Управление финансовой устойчивостью предприятий 8
1.1. Содержание, факторы и критерии финансовой устойчивости предприятия 8
1.2. Основы управления финансовой устойчивостью предприятия 19
2. Особенности управления финансовой устойчивостью предприятия сферы туризма 30
2.1. Анализ и оценка финансовой деятельности туристического предприятия за 2012 – 2013 гг……………………………………………...30
2.2. Мероприятия по оптимизации финансовой деятельности ООО «ТурМания» 46
Заключение 53
Библиографический список 58
4. Коэффициент кредиторской задолженности – доля кредиторской задолженности в общей сумме внешних обязательств предприятия.
5. Коэффициент маневренности – доля собственных средств предприятия находится в мобильной форме.
Устойчивое финансовое положение предприятия – результат успешного просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, которое определяет результаты деятельности предприятия. Управление финансовой устойчивостью производственной системы, как одна из составляющих финансового менеджмента, в настоящее время приобретает особую значимость. Рассмотрим основы управления финансовой устойчивостью предприятия в следующей главе.
Управление финансовой устойчивостью – это целенаправленные действия субъекта управления, которое представлено в лице финансовой администрации предприятия), направленные на достижение определенного состояния финансовых ресурсов производственной системы[29].
Система управления финансовой устойчивостью – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, совместно функционирующих с целью достижения определенного состояния финансовых ресурсов в границах устойчивости производственной системы.
Организация и управление финансовой устойчивостью являются основным аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, которые охватывают: планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко применяются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям[11, с. 256].
Организация планирования финансовой устойчивости необходима для того, чтобы соединить источники поступления и направления использования собственных денежных средств. В данном случае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весь объем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым долгом.
Поступления денежных средств по суммам и срокам могут не совпадать с платежами поставщикам сырья и материалов, за работы и услуги, по расчетам с работниками предприятия и бюджетом, а также с банками по возврату кредитов и процентов по ним[25, с. 175].
Вследствие этого еще на стадии планирования необходимо составлять платежный календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств по суммам и срокам. При этом структура оттоков - кредиторская задолженность и внутренний долг должна быть в рамках структуры сводной калькуляции. Общая сумма оплаты, например, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. Таким образом, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректироваться будут уже притоки. Необходимо заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые» разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия[12, с. 45].
Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются необходимые выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Они представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, которые формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя — за любой период времени (год, квартал, месяц и день).
Основная задача сводных рапортов состоит в обеспечении руководителей разных уровней необходимой информации в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В связи с этим актуальность этой информации полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность выходных документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета[10].
Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита имеют свои стандартные формы, на основе которых представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.
Необходимо отметить, что для получения отчетности необходимо:
· доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных, который изначально ограничивается пределами его компетенции;
· в каждой таблице отображается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;
· определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;
· обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;
· данные формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков[9, с. 142].
Работа с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:
1) постановка задачи, т.е. что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде;
2) настройка плана счетов
3) ускоренная обработка текущей информации (день в день и без запаздывания);
4) наличие сетевой бухгалтерии;
5) защита информации и ограничение доступа к ней[9, с. 142].
Таким образом, разработка, апробирование и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают большиие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.
В то же время укрепление финансово-экономического состояния предприятия зависит от хорошей организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю этой службы - финансовому директору [8].
Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении работы службы. Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной и первостепенной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, необходима разработка положения, как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов[1].
Данные положения определяют цель, круг задач и способы их решения в рамках финансово-экономической службы на основе регламентирования, регулирования и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение[2].
Таким образом, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно создавать основу для укрепления финансовой устойчивости.
Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия.
При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита[9, с. 142].
Основная задача данных документов — получить наглядную и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде[3].
Несмотря на то, что в настоящее время необходима объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:
· несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:
1) в настоящее время принятая на предприятии внутренняя отчетность больше бухгалтерская, чем управленческая, поэтому круг пользователей этой информации существенно сужается;
2) линейный или функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в основном ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести свою параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;
3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;
· несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:
1) в ней содержатся показатели
исключительно в стоимостном
выражении, когда чаще необходимо
знать именно натуральные
2) дебиторская и кредиторская задолженность, а также задолженность подотчетных и материально ответственных лиц дается укрупнено и без расшифровки, при этом длительность этой задолженности не раскрывается;
3) разным руководителям
4) разным руководителям
5) в целом отсутствует единая система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным и подотчетным лицам), это препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков[4, с. 163];
· отсутствие взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:
1) отсутствует схема внутреннего
документооборота и
2) отсутствуют стандарты на
3) не установлены права доступа, порядок внесения и передачи исходной и обработанной информации.
Эти и другие причины частичного или полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в режиме реального времени могут быть решены, если будет внедрен и объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия[9, с. 142].
Для решения этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.
Организационный аспект:
1) на базе действующей
2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;
3) получение этих рапортов и
оперативная работа с ними
осуществляются в режиме
4) устанавливается порядок движения документов;
5) устанавливаются конкретные
Методический аспект:
1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов;
2) определяется уровень
3) устанавливается
Аналитический аспект:
1) определяется перечень
2) разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;
Информация о работе Управление финансовой устойчивостью предприятий