Управление финансовой устойчивостью предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по оптимизации финансовой деятельности ООО «ТурМания».
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Рассмотреть содержание, факторы и критерии финансовой устойчивости предприятия.
2. Изучить основы управления финансовой устойчивостью предприятия.
3. Провести анализ и оценку финансовой деятельности туристического предприятия.
4. Разработать мероприятия по оптимизации финансовой деятельности туристического предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Управление финансовой устойчивостью предприятий 8
1.1. Содержание, факторы и критерии финансовой устойчивости предприятия 8
1.2. Основы управления финансовой устойчивостью предприятия 19
2. Особенности управления финансовой устойчивостью предприятия сферы туризма 30
2.1. Анализ и оценка финансовой деятельности туристического предприятия за 2012 – 2013 гг……………………………………………...30
2.2. Мероприятия по оптимизации финансовой деятельности ООО «ТурМания» 46
Заключение 53
Библиографический список 58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

4. Коэффициент кредиторской задолженности  – доля кредиторской задолженности в общей сумме внешних обязательств предприятия.

5. Коэффициент маневренности – доля собственных средств предприятия находится в мобильной форме.

Устойчивое финансовое положение предприятия – результат успешного просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, которое определяет результаты деятельности предприятия. Управление финансовой устойчивостью производственной системы, как одна из составляющих финансового менеджмента, в настоящее время приобретает особую значимость. Рассмотрим основы управления финансовой устойчивостью предприятия в следующей главе.

 

 

1.2. Основы управления финансовой  устойчивостью предприятия

 

 

Управление финансовой устойчивостью – это целенаправленные действия субъекта управления, которое представлено в лице финансовой администрации предприятия), направленные на достижение определенного состояния финансовых ресурсов производственной системы[29].

Система управления финансовой устойчивостью – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, совместно функционирующих с целью достижения определенного состояния финансовых ресурсов в границах устойчивости производственной системы.

Организация и управление финансовой устойчивостью являются основным аспектом работы финансово-экономической службы предприятия и включают целый ряд организационных мероприятий, которые охватывают: планирование, оперативное управление, а также создание гибкой организационной структуры управления всего предприятия и его подразделений. При этом широко применяются такие методы управления, как регламентирование, регулирование и инструктирование. Особое внимание уделяется разработке положений о структурных подразделениях предприятия, должностных обязанностей сотрудников и движения информационных потоков в разбивке по срокам, ответственным лицам и показателям[11, с. 256].

Организация планирования финансовой устойчивости необходима для того, чтобы соединить источники поступления и направления использования собственных денежных средств. В данном случае речь идет об установлении пропорций между сводной калькуляцией на весь объем выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг) и планируемым долгом.

Поступления денежных средств по суммам и срокам могут не совпадать с платежами поставщикам сырья и материалов, за работы и услуги, по расчетам с работниками предприятия и бюджетом, а также с банками по возврату кредитов и процентов по ним[25, с. 175].

Вследствие этого еще на стадии планирования необходимо составлять платежный календарь, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств по суммам и срокам. При этом структура оттоков - кредиторская задолженность и внутренний долг должна быть в рамках структуры сводной калькуляции. Общая сумма оплаты, например, за сырье и материалы не должна превышать общей суммы, вытекающей из сводной калькуляции. Таким образом, если информация о притоках денежных средств по суммам и срокам известна достаточно точно, то корректировке подлежат оттоки по суммам и срокам. И наоборот, если предстоящие оттоки достаточно жестко регламентированы по суммам и срокам, то корректироваться будут уже притоки. Необходимо заранее предусмотреть дни и периоды, когда возникнут «кассовые» разрывы, и принять соответствующие меры для их устранения и укрепления финансовой устойчивости предприятия[12, с. 45].

Организация текущего управления финансовой устойчивостью предполагает обработку особым способом бухгалтерских данных. В результате получаются необходимые выходные документы — внутренние формы отчетности, анализа и аудита. Они представляют собой стандартные типовые документы для служебного пользования, которые формируются на базе бухгалтерских данных и могут быть получены в любой момент по требованию пользователя — за любой период времени (год, квартал, месяц и день).

Основная задача сводных рапортов состоит в обеспечении руководителей разных уровней необходимой информации в целях принятия ими управленческих решений в оперативном режиме. В связи с этим актуальность этой информации полностью зависит от своевременности внесения и обработки исходных данных в бухгалтерии предприятия. Простота, доступность и читабельность выходных документов позволяют руководителю понять финансовое состояние предприятия без специальных знаний бухгалтерского, финансового и налогового учета[10].

Сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита имеют свои стандартные формы, на основе которых представляется возможность анализировать работу не только отдельного участка, но и группы участков, ряда предприятий и подразделений, сводить полученные данные в таблицы и строить графики с разбивкой по видам товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, материально ответственных и подотчетных лиц.

Необходимо отметить, что для получения отчетности необходимо:

·   доступ конкретного пользователя к базе бухгалтерских данных, который изначально ограничивается пределами его компетенции;

·  в каждой таблице отображается необходимый уровень аналитики — укрупненные группы, подгруппы и учетные единицы;

·  определяется занятость, финансовый результат и ритмичность работы того или иного участка, объекта, подразделения и предприятия в целом;

· обеспечивается прозрачный контроль за своевременностью внесения исходных данных, упрощается поиск ошибок и нестыковок, а также проведение инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей;

·  данные формы позволяют видеть движение материальных, финансовых и документарных потоков[9, с. 142].

Работа с этими сводными аналитическими документами возможна при выполнении по меньшей мере пяти условий:

1) постановка задачи, т.е. что хотим анализировать, что хотим получить и в каком виде;

2) настройка плана счетов бухгалтерского  учета в соответствии с нуждами  оперативного и управленческого  учета (введение подробных аналитических  справочников);

3) ускоренная обработка текущей  информации (день в день и без запаздывания);

4) наличие сетевой бухгалтерии;

5) защита информации и ограничение доступа к ней[9, с. 142].

Таким образом, разработка, апробирование и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают большиие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

В то же время укрепление финансово-экономического состояния предприятия зависит от хорошей организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю этой службы - финансовому директору [8].

Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении работы службы. Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной и первостепенной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, необходима разработка положения, как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов[1].

Данные положения определяют цель, круг задач и способы их решения в рамках финансово-экономической службы на основе регламентирования, регулирования и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение[2].

Таким образом, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно создавать  основу для укрепления финансовой устойчивости.

Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия.

При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита[9, с. 142].

Основная задача данных документов — получить наглядную и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде[3].

Несмотря на то, что в настоящее время необходима объективная потребность в таком анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

·   несовершенства сложившегося на предприятии документооборота:

1) в настоящее время принятая на предприятии внутренняя отчетность больше бухгалтерская, чем управленческая, поэтому круг пользователей этой информации существенно сужается;

2) линейный или функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в основном ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести свою параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

3) актуальность принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

·  несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:

1) в ней содержатся показатели  исключительно в стоимостном  выражении, когда чаще необходимо  знать именно натуральные показатели  при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

2) дебиторская и кредиторская  задолженность, а также задолженность подотчетных и материально ответственных лиц дается укрупнено и без расшифровки, при этом длительность этой задолженности не раскрывается;

3) разным руководителям обработанная  информация требуется с разным  уровнем группировки — виды  деятельности, объекты, участки, службы и подразделения;

4) разным руководителям обработанная  информация требуется с разным  уровнем детализации. Например: руководителю предприятия необходима информация в максимально сжатом виде, то линейному или функциональному руководителю — более подробная, но не такая детальная, как бухгалтеру материальной части, кладовщику или менеджеру по продажам или закупкам;

5) в целом отсутствует единая  система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным и подотчетным лицам), это препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков[4, с. 163];

·   отсутствие взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:

1) отсутствует схема внутреннего  документооборота и взаимодействия  как в самой финансово-экономической  службе, так и между другими службами;

2) отсутствуют стандарты на внутренние  документы и порядок их перемещения;

3) не установлены права доступа, порядок внесения и передачи исходной и обработанной информации.

Эти и другие причины частичного или полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в режиме реального времени могут быть решены, если будет внедрен и объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия[9, с. 142].

Для решения этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект:

1) на базе действующей бухгалтерской  программы создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия;

2) создаются сводные рапорты  внутренней отчетности, анализа и аудита;

3) получение этих рапортов и  оперативная работа с ними  осуществляются в режиме реального  времени пользователями со своих рабочих мест;

4) устанавливается порядок движения документов;

5) устанавливаются конкретные сроки  представления, обработки и передачи  информации внутри той или  иной службы, а также между службами[4, с. 92].

Методический аспект:

1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов;

2) определяется уровень аналитики  для каждого пользователя (1 —  большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);

3) устанавливается продолжительность  периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год).

Аналитический аспект:

1) определяется перечень анализируемых  объектов (участок, объект, подразделение, бизнес–единица, материально ответственное или подотчетное лицо);

2) разрабатываются справочники  в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей, поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;

Информация о работе Управление финансовой устойчивостью предприятий