Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования - изучение разработки, принятия и использования управленческих решений.
Объект исследования: процесс принятия управленческих решений.
Предметом исследования являются успешное использование управленческого решения.
Введение………………………………………………………….……………....3
Глава 1. Процесс принятия управленческих решений……………..…………..5
Характеристика управленческих решений……………………..………..5
1.2 Критерии принятия управленческих решений…………………………12
Глава 2. Реализация управленческого решения……….……………………..16
2.1 Компоненты и этапы управленческих решений……………………..…16
2.2 Психологический аспект принятия и использования управленческого решения………………………………………………………………………….18
2.3 Использование управленческих решений……………………………..27
Заключение………………….……………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………34
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Процесс принятия управленческих решений……………..…………..5
1.2 Критерии принятия
управленческих решений……………………
Глава 2. Реализация управленческого решения……….……………………..16
2.1 Компоненты и этапы управленческих решений……………………..…16
2.3 Использование управленческих решений……………………………..27
Заключение………………….………………………………
Список используемой литературы…………………………………………34
ВВЕДЕНИЕ
Глобальная цель управления любой социальной системой – это максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества. В рамках этой глобальной цели формируются технократические и социальные цели управления. К технократическим целям относятся технические, технологические и другие, достижение которых основано на формализованных приемах. К социальным относят: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, создание условий для развития личности. Конкретная ситуация – это реальное положение дел относительно провозглашенной цели. Проблема формируется, как разность между целью и соответствующей ситуацией. Группы проблем сводятся к обобщенной проблеме, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений. Обычно проблемы анализируют на остроту и решаемость.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Цель исследования - изучение разработки, принятия и использования управленческих решений.
Объект исследования: процесс принятия управленческих решений.
Предметом исследования являются успешное использование управленческого решения.
1. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Алгоритм – совокупность действий, правил для решения задач[7,с.23 ], в данном случае управленческих решений.
Согласно определения, А.О. Крыштановского, алгоритм - набор инструкций, задающих последовательность действий по преобразованию некоторой совокупности исходных данных для получения определенного результата.
Авторы работ по менеджменту понятие «управленческое решение» формулируют как:
продукт управленческого труда, организационная реакция на проблему;
выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив);
выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.
Представляется наиболее удачным, в комплексе учитывающем отдельные аспекты, следующее определение: управленческое решение (УР) – это творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Исходя из приведенного определения можно выделить ряд аспектов решения.
Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения УР. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности, самоутверждение личности, творческая самореализация).
Эффективность каждого УР в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого УР становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации.
К параметрам качества управления относятся[15, с.41 ]:
показатель энтропии, т.е. количественной неопределённости проблемы; если проблема формируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к единице; если все показатели проблемы выражены количественно, то показатель энтропии приближается к нулю;
степень риска вложения инвестиций;
вероятность использования решения по показателям качества, затрат и сроков;
степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которой она была разработана.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимальная допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы «внешней среды», оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения
требований «выхода», уточнения факторов
«внешней среды», влияющих на качество
и эффективность решения, отработки
«входа» системы следует
К основным
условиям обеспечения выходного
качества и эффективности
1) применение к разработке УР научных подходов менеджмента;
2) изучение влияния экономических законов на эффективность УР;
3) обеспечение ЛПР качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» систем принятия решений;
4) применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
5) структуризация проблемы и построение дерева целей;
6) обеспечение многовариантности решения;
7) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения;
8) правовая обоснованность принятия решений;
9) автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решения;
10) разработка
и функционирование системы
11) наличие механизма реализации решения.
Речь о выполнении полного набора перечисленных решений может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.
Факторов, влияющих на качественный уровень управленческого решения, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы[15, с.52 ]:
1. ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления на предприятии и др.;
2. поведенческого характера в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск, разрабатывающих и принимающих решения.
Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленческого решения.
Технология принятия управленческого решения - процесс, состоящий из трех этапов:
1- подготовка решения - выявление и анализ управленческой ситуации;
2- принятие
решения - оценка альтернативных
вариантов и выбор
3- реализация решения.
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на несколько типов[3, с.28 ].
С учетом стереотипности ситуаций и используемых методов, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. Около 90% решений принимаются по типичным ситуациям (связанные с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др.). Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (разработка новых технологий, формирование новой структуры).
Авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны. Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных. Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с этим выделяются три типа решений.
Хорошо структурированными считаются проблемы, в которых зависимость между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структурированных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как «исследование операций».
Информация о работе Управленческое решение и его использование