Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью работы является определение основных методов и моделей принятия решений, используемых руководителями всех уровней для принятия эффективных, действенных и актуальных решений.
Задачи работы:
определить общее понятие управленческих решений;
дать классификацию управленческих решений;
рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
разобрать основные методы принятия решений;
проанализировать модели принятия решений в различных средах;
рассмотреть возможные проблемы в принятии решения на практике.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ
ГОРОДА
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ
Кафедра теории и практики
Государственного и муниципального управления.
Дисциплина:
Разработка управленческих
решений
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Специальность 080504
Государственное
и муниципальное управление
студентка:
Группа: г-101с\2в
Бутырина
Ольга Геннадьевна.
_____________________
(подпись, дата)
Проверил______________________
(подпись, дата)
Оценка___________________
Санкт- Петербург
2012 г.
Оглавление
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, необходимо соблюдать определенные методологические основы.
Целью работы является определение основных методов и моделей принятия решений, используемых руководителями всех уровней для принятия эффективных, действенных и актуальных решений.
Задачи работы:
Объект исследования – управленческие решения.
Предмет исследования – методы и модели принятия решений.
В работе были использованы статьи, статистические материалы и Интернет- источники.
1. Управленческие решения и их принятие
Существование человечества неразрывно связано с разработкой, принятием и реализацией управленческих решений. От того, кто и как организует свою и чужую деятельность в системе управленческих решений, зависят содержание и качество жизни, соблюдение писаных и неписаных законов, будущее всех и каждого. Роль управленческих решений возросла в условиях научно технического прогресса, значительно расширяющего возможности человека в достижении своих целей и в научном обосновании принимаемого решения, его оптимизации и практической эффективности.
Принятие решений – основная часть работы менеджера любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.[8]
1.1 Общее понятие управленческих решений
Решение — это выбор альтернативы.[12] Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.[15]
В литературе термин “управленческое решение” употребляется в нескольких значениях:
Управленческое решение как управляющее воздействие на коллективный труд принимается не всяким работником, а лишь субъектом управления — руководителем организации (линейным менеджером) или коллегиальным органом (советом директоров). Существенным отличительным признаком управленческого решения является его принятие лишь в том случае, когда необходимо задействовать всю систему управления организацией, включить весь ее механизм управления.[8]
Решение, принимаемое менеджером, всегда нацелено на перспективу, в будущее. Поэтому в момент принятия решения далеко не всегда с уверенностью можно предсказать результат предпринимаемого действия, в какой степени оно будет обеспечивать достижение цели, стоящей перед организацией.[10]
Как правило, любое управленческое решение попадает в одну из двух категорий: оно может быть либо программируемым, либо непрограммируемым.
Программируемые решения связаны с достаточно часто возникающими в деятельности организации ситуациями, что позволяет менеджеру разработать правила принятия решений в будущем. Достаточно один раз сформулировать правила принятия таких решений и его подчиненные и другие работники будут просто исполнять их.[3] По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям (закупка товаров, формирование ассортимента, подбор кадров).
Непрограммируемые решения связаны с уникальными, неопределенными и неструктурируемыми ситуациями, которые имеют важное значение для деятельности организации. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).[14] Многие непрограммируемые решения связаны со стратегическим планированием. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен самостоятельно разрабатывать процедуру принятия решения.
1.2 Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать (таблица 1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений
Классификационный
признак |
Группы
управленческих решений | |
Степень
повторяемости
проблемы |
Традиционные |
|
Значимость цели | Стратегические |
|
Сфера воздействия | Глобальные |
|
Длительность реализации | Долгосрочные |
|
Прогнозируемые
последствия
решения |
Корректируемые | Некорректируемые |
Количество критериев выбора | Однокритериальные | Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные |
|
Способ фиксации решения | Документированные | Недокументированные |
Характер
использованной
информации |
Детерминированные |
|
Рассмотрим её более подробно.
1.3 Процесс принятия управленческих решений
Когда говорят о процессе принятия решений, как правило, имеют в виду процесс идентификации проблем и возможностей и последующие решения об их устранении или использовании. Так, процесс выбора кандидата на занятие вакантной должности включает анализ потребности в исполнении определенных обязанностей, поиск возможных кандидатур, проведение собеседований и получение необходимой информации, выбор одной из них и поддержка процесса социализации новичка в организации (подкрепление правильности принятого решения).[3]
Рисунок
1. Составные элементы процесса принятия
управленческих решений.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий, показанных на рисунке 1.
Информация о работе Модели принятия управленческих решений и их использование в организациях