Модели принятия управленческих решений и их использование в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение основных методов и моделей принятия решений, используемых руководителями всех уровней для принятия эффективных, действенных и актуальных решений.
Задачи работы:
определить общее понятие управленческих решений;
дать классификацию управленческих решений;
рассмотреть процесс принятия управленческих решений;
разобрать основные методы принятия решений;
проанализировать модели принятия решений в различных средах;
рассмотреть возможные проблемы в принятии решения на практике.

Файлы: 1 файл

Методы и модели принятия решений.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

 

2. Методы  принятия решений

      Методы  – это организация приемов и способов деятельности, позволяющая человеку достигать определенные цели. В настоящее время в различных работах цитируют Рене Декарта, определяя метод как способ, что вносит терминологическую путаницу в теорию и практику управления, а так же влияет на совершенствование существующих методов.

      В целесообразной деятельности лиц, принимающих  решения, и их аппарата управления применяются  методы управления деятельностью по разработке, принятию и реализации решений. Эти методы взаимосвязаны  и взаимообусловлены уже в  силу того, что субъектом и объектом принятия управленческих решений является человек, находящийся на определенном уровне иерархии управления.[8]

      Практика  показала, что получить "работающие" модели трудно, так как требуется  их нормативная база, система классификаторов, оперативно обновляемая информация. Сложность задач управления делает нецелесообразной разработку глобальных моделей, описывающих работу всей системы управления, отдельных функций. Рациональнее разработка и использование совокупности моделей, соответствующих отдельным взаимосвязанным частям всей задачи управления.[14]

2.1 Методы математического моделирования

     Методы  экономико-математического моделирования  базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

     Разработка  решения конкретной проблемы методами моделирования – довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

  1. Постановка задачи;
  2. Определение критерия эффективности анализируемой операции;
  3. Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
  4. Построение математической модели изучаемого объекта (операции);
  5. Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
  6. Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
  7. Корректировка и обновление модели.

     Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

Теория  игр. 

     Теория игр —  метод моделирования оценки воздействия  принятого решения на конкурентов. Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника.

     В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции  конкурентов на изменение цен, новые  кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

     Теория  игр используется не так часто, как  другие модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и настолько быстро изменяются, что  невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могущие повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.

Теория  очередей или оптимального обслуживания.

     Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при  определённом уровне потребности в них.

     К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка.

     Модели  теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения. Они снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.

Модели  управления запасами.

     Эта модель используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте. Для сухой очистки требуется поставка необходимого количества химикатов, для больницы — лекарств, для производственной фирмы — сырья и деталей, а также определенный задел незавершенного производства и запас готовой продукции.

     Цель  данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. Последние имеют место при исчерпании запасов.

     Модели  управления запасами позволяют найти  оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который  минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

Модели  линейного программирования.

     Их  применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения  дефицитных ресурсов при наличии  конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия.

     Большая часть разработанных для практического применения моделей сводится к задачам линейного программирования.

2.2 Методы групповой работы

      При разработке и обосновании многих решений значительный эффект приносят методы групповой работы или экспертных оценок.

      Сущность  этих методов принятия решений заключается  в получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации погрешностей и влияния субъективного фактора обрабатывается с помощью специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения.

      Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной работы экспертов. Основные задачи этой группы:

  1. постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы;
  2. разработка процедуры проведения экспертизы;
  3. отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов;
  4. проведение опроса экспертов и получение их оценок;
  5. обработка, формализация и интерпретация полученной информации.[6]

      Существует  множество различных методов  групповой работы. Рассмотрим лишь некоторые, являющиеся наиболее распространенными и используемыми на практике.

Метод «мозговой атаки».

      В настоящее время этот метод получил  очень широкое распространение  в бизнесе. Мозговая атака направлена на выработку управленческого решения на основе идей, бессистемно выдвигаемых группой в процессе совместной работы, с их последующим уточнением и обсуждением.[1] Этот метод позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.

      Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. На этом этапе должна быть четко сформулирована проблема. Так же происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не стоит делать никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Приветствие любых, даже самых необычных и абсурдных идей.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.[16]

Метод «635».

     Данный  метод является одним из вариантов  мозгового штурма, но в пределах группы обмен информацией осуществляется в письменном виде. С помощью метода «635» решения вырабатываются постепенно, на протяжении нескольких этапов. Согласно этому методу, должны разрабатываться только основные идеи, чтобы обеспечить сужение данного метода по сравнению с методом «мозгового штурма».

     Метод «635» реализуется следующим образом. В группе из 6 человек проводится 5 раундов мозговой атаки, в ходе которых участники выписывают на карточки по 3 варианта решений, после чего карточки передаются по кругу для оценки и обсуждения. Таким образом, суммарно можно получить до 108 различных предложений.

     Метод «635» может комбинироваться с  другими методами, например с методом  «мозгового штурма». Идеи могут быть оформлены в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот метод может применяться в условиях территориальной разобщенности. Представленные на бланке идеи обоснованны и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа осуществляется письменно, группа активно участвует в проработке идеи.[9]

Метод комиссий или целевых  обсуждений.

      Данный  метод применяется в том случае, когда не требуется спешка, и нет  необходимости в быстром принятии решения. Метод комиссий состоит  в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии под руководством ведущего сотрудника. Преимущества метода комиссий: возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок, и обратная связь – под воздействием полученной информации эксперт может изменить первоначальную точку зрения.

      Однако  метод комиссий обладает и недостатками. В частности, отсутствие анонимности, что может приводить к проявлению конформизма; дискуссия нередко  приобретает характер полемики наиболее авторитетных экспертов; различная  активность экспертов, часто не совпадающая с их компетентностью.[14]

Метод свободных ассоциаций.

      Особенность этого метода заключается в том, что руководитель записывает слово  или фразу, имеющую отношение  к существующей проблеме, а каждый из участников дополняет эту фразу своими мыслями, выстраивая ассоциативный ряд. Таким образом, можно получить множество мыслительных цепочек, так или иначе описывающих и раскрывающих проблему с разных сторон.

      Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет возникновения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Данный метод и технология его исполнения учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления новых ассоциативных связей.

Информация о работе Модели принятия управленческих решений и их использование в организациях