Модели принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.

В развитии интенсивной экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.

Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственностью, и сложность их выработки возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Организационные решения………………………………………………...........4

Этапы решения проблем……………………………………………………...….6

Модели и методы принятия решений……………………………………………6

Технология подготовки, принятия и реализации решений……………………8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………..…13

Файлы: 1 файл

реферат менеджмент.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Организационные решения………………………………………………...........4

Этапы решения  проблем……………………………………………………...….6

Модели и методы принятия решений……………………………………………6

Технология подготовки,  принятия и реализации решений……………………8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  использованной литературы………………………………………..…13

 

     Введение 

    Одна  из основных и наиболее ответственных  функций, выполняемых руководителем  в процессе управления, - принятие решений. От правильности  и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.

    В развитии интенсивной   экономики  часто приходится  идти   неизвестными  путями, экспериментировать. Поэтому  особую важность  приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным  риском.

    Решения по управлению  производством в  этих  условиях  отличаются  особой  ответственностью, и сложность их выработки возрастает.

    Управленческое  решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).

    Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме,  срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.

    Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются  в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в  то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.

    Еще решения классифицируются на решения  принятые индивидуально и коллективно.

 

     Организационные решения

    Человека  можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.

    Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.

    Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение  последовательного движения организации к намеченным целям.

    Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют  получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

    Компромисс - соглашение, достигнутое путем  приемлемых взаимных уступок.

    Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

    Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.

    Существует  несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

  1. В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей.
  2. В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.
  3. В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.
  4. В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.

    Рациональное  решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта. 

    Этапы решения проблем

    Диагностирование  сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.

    Причины затруднений чаще всего зависят  от конкретной ситуации и конкретных руководителей: возможно, это недостаточное  количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как руководства различными процессами, связанными с функционированием организации, так и непосредственно производственным процессом; острая конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной стране.

    Формулировка  набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально  важным моментом. Очень часто непродуманные  немедленные действия приводят к  усугублению данной проблемы. Желательно выявить максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а затем проран жировать возможные действия по своей эффективности и реализуемости.

    Рассмотрим  процесс анализа альтернатив:

    1. а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто.
    2. б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.

    Решение окажется более оптимальным , если оно будет согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.

    После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система  контроля необходима для обеспечения  оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.

    Оценка  результатов реализации решений  позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в  последующей работе.

    Существуют другие факторы, влияющие на принятие решений.

    Личностные  оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки, которая определяет его действия, и влияет на принимаемое  решение. Подход к принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной системе ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального, эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в отсутствии должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна рабочих помещений.

    На  принятие решений влияют поведенческие  ограничения, то есть факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации. Например, часто руководители по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между ними в процессе принятия и реализации решений.

    В организации все решения, как  правило, взаимосвязаны. Часто важное решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие такой способностью, часто являются кандидатами на повышение по службе. 

    Модели  и методы принятия решений

    Умение  принимать решения необходимо для  реализации управленческих функций, поэтому  процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в  Англии, во время Второй мировой  войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.

    Ее  отличительными особенностями являются:

    1. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.
    2. Системная ориентация.
    3. Использование различных моделей.

    Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

    Типы  моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов).

    Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

    1. постановка задачи;
    2. построение модели;
    3. проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;
    4. применение модели;
    5. обновление модели в процессе исследования или реализации.

    Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к  которым можно отнести недостоверные  исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

    Часто при моделировании применяется  теория игр. Она первоначально разрабатывалась  военными, чтобы учесть возможные  действия противника. В бизнесе она  применяется при моделировании  поведения конкурента, особенно часто  в связи с проблемами изменения ценовой политики.

    Модель  теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

    Модель  управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Информация о работе Модели принятия решений