Модели и методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Результаты управленческих решений, особенно в крупных организациях, определяют судьбу порой десятков и сотен тысяч людей. Поэтому ответственность за принятие решения ложится на руководителя. Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса принятия решений.

Оглавление

Введение 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1.Решения, их классификация и требования к ним 5
1.2.Запраграмированные и незапрограммированные решения 9
1.3.Процесс принятия решений 11
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 15
2.1. Модели принятия решений 15
2.2. Методы принятия решений 17
2.3. Индивидуальные стили принятия решений 20
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕ-
СКОГО РЕШЕНИЯ 23
3.1. Анализ рентабельности предприятия 23
3.2. Каткая характеристика ООО «Металлснаб» 25
3.3. Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере
ООО «Металлснаб» 27
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая№2 ГМУ.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: «МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                            3

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ               5

1.1.Решения, их классификация  и требования к ним                                  5

1.2.Запраграмированные и незапрограммированные решения                   9

1.3.Процесс принятия решений                                                                      11

2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ                             15

2.1. Модели принятия решений                                                                      15

2.2. Методы принятия решений                                                                     17

2.3. Индивидуальные стили принятия решений                                           20

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕ-       

СКОГО РЕШЕНИЯ                                                                                     23

3.1. Анализ рентабельности предприятия                                                     23

3.2. Каткая характеристика ООО  «Металлснаб»                                          25

3.3. Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере

ООО  «Металлснаб»                                                                                        27                                     

Заключение                                                                                                     33

Список литературы                                                                                       36  

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная работа посвящена теме "Методы и модели принятия управленческих решений".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Результаты управленческих решений, особенно в крупных организациях, определяют судьбу порой десятков  и сотен тысяч людей. Поэтому ответственность за принятие решения ложится на руководителя. Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса принятия решений. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает всё, что делает менеджер, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решения чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Именно этим и обусловлена несомненная актуальность данной работы.

Решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначение волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант.1

Решение предполагает предварительное  осознание целей и средств действия. Осознание — это процесс, который базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это — не простое преобразование информации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между целью и средствами. Если цель не задана, и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами, даже если их конечное или небольшое число.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

В данной работе рассматривается  сущность управленческих решений, указываются характерные особенности решений, факторы, определяющие их качество и эффективность, также приводится классификация управленческих решений. Приведён практический пример реализации управленческих решений и их оптимизации на примере ООО «Металлснаб».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

1.1. Решения их классификация и требования к ним

 

Одним из показателей  деятельности менеджера является его  способность принимать правильные решения. Так как менеджеры  выполняют  четыре функции управления, они имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль. Принятие решения для руководителя, является творческим процессом. Он, как правило, включает ряд стадий:

выработку и постановку цели;

изучение проблемы;

выбор и основание  критериев эффективности и возможных  последствий принимаемых решений;

рассмотрение вариантов  решений;

выбор и окончательное  формулирование решения;

принятие решения;

доведение решений до исполнителей;

контроль выполнения решений.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач: [9, с. 193-194].

Виды управленческих решений можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимаются решения.

В условиях определённости менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке неопределённости максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

по  сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

по  частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

по  ширине охвата:  общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

  по форме подготовке:  единоличные, групповые и коллективные решения;

по  сложности:  простые и сложные;

по  жёсткости регламентации:  контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения приблизительно обозначают схему действия подчинённых и дают им широкий простор для выбора приёмов и методов их осуществления.

Структурированные решения предполагают жёсткое регламентирование действий подчинённых. Инициатива же с их стороны может проявляться только в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические – предельно жёстко регламентируют деятельность подчинённых и практически исключают их инициативу – [там же, с. 195].

Для того чтобы управленческое решение было эффективным и обеспечивало достижение целей организации, оно должно удовлетворять совокупности определенных требований:

1. Чёткая целевая направленность – чёткая ориентация на достижение отдельной цели или системы целей. Цель управления является ведущим элементом в управленческой деятельности, в принятии и реализации решений. Задача управления - максимально приблизить результат реализации решения к поставленной цели.

2. Всесторонняя обоснованность,  что означает обоснованность выбора той или иной альтернативы и отдельных компонентов самой альтернативы. Всесторонняя обоснованность управленческого решения требует использования достаточно полной и достоверной информации о состоянии и путях развития организации и окружающей среды, степени соответствия принимаемого решения задачам развития организации. В реальных условиях руководитель всегда стоит перед необходимостью принятия решения в условиях ограниченности информации, ибо никакая информация не может полностью отражать реальное состояния элементов организации, совокупности всех внешних условий. В этих условиях огромную роль играет опыт и интуиция руководителя, его профессионализм.

3. Адресность - четкая ориентированность на конкретный управляемый объект и конкретных исполнителей, на их возможности, квалификацию и компетентность.

4. Непротиворечивость - согласованность с ранее принятыми решениями. Противоречивость последовательного ряда решений, необходимость их постоянной корректировки или адаптации свидетельствуют о некомпетентности управления, слабой проработке целевых функций и обеспечения управленческих решений.

5. Правомочность, т. е. соответствие правам и полномочиям, предоставленным органу или лицу. Это предполагает сбалансированность прав и ответственности всех уровней и органов управления. Нарушение этого требования к управленческим решениям существенно влияет на эффективность их реализации как в случае завышения полномочий субъекта управления, так и в случае подмены обязанностей нижестоящих руководителей.

6. Эффективность, экономичность. Означает минимальную потребность в ресурсном обеспечении при выработке управленческого решения и для его реализации при достижении требуемого результата.

7. Своевременность, т. е. управленческое решение должно приниматься не ранее, но и не позже необходимых сроков. Преждевременное решение попадает на неподготовленную почву организационно, психологически, материально и т. д. В этом случае эффект может быть незначительным или даже противоположным ожидаемому. Запоздалое решение также практически неэффективно или даже имеет разрушительное действие, что дискредитирует органы управления.

8. Полнота, чёткость. Полнота означает необходимый набор всех компонентов, охватывающих все стороны воздействия решения на управляемый объект: цель; средства и ресурсы, используемые для достижения целей; основные пути и способы достижения целей; сроки достижения целей; организация выполнения работ и управления ими на всех стадиях и этапах реализации решений. Управленческие решения должны исключать лишние, второстепенные детали, не относящиеся к существу дела. Четкость управленческих решений исключает неоднозначность трактовки, неопределенность положения исполнителей, их прав и ответственности.

9. Компромистность. На практике редко бывает, чтобы управленческое решение особенно сложное, не имело бы отрицательных последствий. Одновременно добиться хороших результатов при достижении всех возможных целей практически почти никогда не удается. Например, при достижении цели - повышение качества продукции - увеличивается её себестоимость, а при использовании варианта решения, дающего наименьшие затраты, требуется значительно большее время на его реализацию и т. п. Таким образом, почти все управленческие решения основаны на компромиссе между положительными и отрицательными результатами.

Факторы, определяющие качество управленческих решений, делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам, связанным с управляющей и управляемой системами, можно отнести квалификацию управленческого персонала технологию и методы управления, культуру управления, устойчивость системы управления, её восприимчивость к управленческим решениям и т. д.

К числу внешних факторов, характеризующих влияние окружающей среды, относятся:

▪   законодательная, политическая, социально-экономическая среда;

▪   нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности;

▪  ограничения по ресурсообеспеченности процесса принятия решения (время, количество экспертов и др.);

▪   организационные формы производства и управления;

▪  согласованность управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав исполнительских кадров, состояние исполнительской дисциплины и т. д.);

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений