Управленческое консультирование и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость своевременной адаптации российских предприятий к современным экономическим условиям предопределила исследовательский интерес к управленческому консультированию как области общественной практики. Можно выделить два основных подхода к консультированию: функциональный и профессиональный, которые являются взаимодополняющими. В самом общем виде управленческим консалтингом можно считать один из методов развития системы управления организациями. Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Задачей управленческого консультирования является предоставление консультантом клиенту определенных инструментов, методик для организационной диагностики состояния предприятия, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегического плана развития. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг.
Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество. организации. Основными направлениями развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию процесса производства и управления.
Процесс консультирования представляет собой последовательную серию действий, шагов, организационных событий и мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем, достижения позитивных перемен внутри клиентной организации и/или создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно. Процесс консалтинга делится на стадии: предварительную, предпроектную, проектную и послепроектную. У внешнего консультанта есть ряд преимуществ и недостатков, а так же качеств , которые определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов. Консультат выполняет определенные роли, перечень которых показывает что стать хорошим консультантом-сложная задача. Методы классификацируются на :1) консультирование проекта;2) консультирование процесса. Разница между ними состоит в организации разделения труда между консультантом и клиентом в процессе выполнения конкретных задач. Методы управленческого консультирования подразделяются на:
Общие
Локальные или специальные
Модели консультирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы управленческого консультирования……….7
1.1Сущность, цель, задачи управленческого консультирования…….7
1.2 История развития управленческого консультирования………….11
Глава 2. Процесс консультирования………………………………………….18
2.1 Стадии, этапы, фазы процесса консультирования ……………… 18
2.2 Качества консультанта. Его основные роли………………………20
2.3 Классификация методов консультирования……………………....29
Глава 3. Современные проблемы и инновации в консалтинге…………….. 33
3.1 Проблемы ,решаемые российскими консультантами…………… 33
3.2 Проблема и ее решение в ЗАО «Куппо» ……………………….. .37
3.3 Развитие концептуальных подходов к процессу консультирования……………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………..46
Приложения…………………………………………………………………….48
Литература……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

р.docx

— 177.14 Кб (Скачать)

 

Консультирование  рассматривается с точки зрения функционального и профессионального  подходов.

1. С  точки зрения функционального  подхода, консультирование - вид  деятельности, направленный на оказание  помощи клиенту с учетом его  интересов. При этом консультант  не отвечает за то, каким образом  клиент использует его услугу, то есть ответственность несет  не консультант, а клиент.

2. С  позиции профессионального подхода,  консультирование - это консультационная  служба, работающая по контракту  и оказывающая услуги клиентам, с позиций специально обученных  и квалифицированных лиц, которые  помогают выявить управленческие  проблемы, проанализировать их, дает  рекомендации по решению этих  проблем и содействует при  необходимости выполнению этих  решений. 

Цель -> Ситуация -> Проблема -> Решение (процесс  реализации, а не факт принятия).  

2.2Качества консультанта

Важным  аспектом процесса консультаций является взаимозависимость рисков в бизнесе  клиента и консультанта. У внешнего консультанта есть ряд преимущества и недостатков, которые, приведены в таблице №2, которые служат критериями в оценке риска сотрудничества с ним.

Таблица №2- Преимущества и недостатки консультанта

Преимущества

Недостатки

Присутствие методологической базы, которая  обеспечивает системный подход к  анализу

Относительно высокая плата за услуги по консультированию

Объективность, непредвзятость анализа. Независимость (экономическая, организационная)

Сложность определения профессионализма консультанта, риск которого минимизируется тщательным отбором

Большой и разнообразный опыт решения  проблем в разных организациях и  отраслях

Риск использование стандартных  и не адаптированных схем

Ориентация аналитической работы на выработку рекомендаций

Значительные временные затраты  на сбор и предварительную обработку  данных

Владение большим количеством  информации недоступной клиенту 

Ограничено количество информации о  клиенте. Компенсируется диагностикой.


Поведение консультанта и клиента существенно  отличается на разных этапах сотрудничества. Важным скрепляющим раствором фундамента долгосрочных отношение является доверие. Как шутят некоторые консультанты – ничто так не укрепляет доверие  в отношениях между клиентом и  консультантом, как сто процентная предоплата.

Консультант  –  профессионал   по   оказанию   услуг   управленческого

консультирования.  Качества  консультанта  определяются   характером   задач консультирования и требованиями клиентов.

Таблица № 3- Примеры качеств консультанта

Профессиональное 

(этическое)     

качество        

Определение

Примеры поведения консультанта в             типичных ситуациях                 

Заинтересованное отношение к  клиентам

Искренняя заинтересованность в успехе и благосостоянии клиентов; забота о людях, а также об организации  в целом.

Поиск информации о клиенте, которая  может понадобиться в дальнейшем. · Непрерывно осуществляет поиск  информации о клиенте. · Способен самостоятельно определить случаи, в которых производительность работы не соответствует требованиям клиента. · Сосредоточен на личных потребностях клиента, еще до того как будут исследованы технические параметры. · Выступает как личный друг и советчик клиента. · Способствует эффективному использованию положительных качеств, свойственных данному клиенту; предупреждает о возможных ошибках в ходе использования положительных черт личности. · Способен пожертвовать личным временем, посвящает решению проблем клиента не только свое рабочее время. · Обладает свойством эмпатии, искренней заинтересованностью и, во всех ситуациях, неизменно положительным отношением к клиенту.

Желание оказать положительное влияние

Искреннее желание способствовать повышению  профессионального уровня каждого  отдельного клиента, организационной  структуры предприятия, и предприятия в целом.

Предпринимает действия, позволяющие  незамедлительно произвести обмен  информацией с клиентом. · Указывает  на сильные стороны клиента, перед  тем как высказать несогласие с какой-либо точкой зрения. · Ссылается на свой опыт в подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения с клиентом. · Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные сроки. · Уравновешивает отрицательные и положительные моменты в информации, сообщаемой клиенту. · С одной стороны, не допускает подавления своей личности со стороны старших по должности, с другой – не относится попустительски к своим подчиненным.

Стремление к достижениям

В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность  на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне  завышенные требования к работе; при  необходимости, возможность с готовностью  передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать не самое оптимальное решение для данной ситуации

 · Имеет способность чётко  направить внимание клиента на  проблемы, над которыми необходимо  работать. · Анализирует индивидуальные  положительные и отрицательные  свойства клиента, прежде чем  давать рекомендации. · Если нужно,  ориентирует клиента на работу  в определенном направлении в  будущем. · Помогает клиенту  осмысливать ситуацию нестандартно, с различных точек зрения, а также взглянуть в будущее. · Помогает разрабатывать и контролировать систему метрических показателей для оценки достижений. · Способствует  
постановке сложных, но реалистичных задач для клиента.

Стремление быть честным и справедливым.

Уделяет должное внимание правам окружающих; старается принять максимально  правильное, с этическое точки  зрения, решение. Стиль поведения  – прямой, открытый, честный.

· Обеспечивает чёткое представление  и полностью осознанное участие  клиента в проекте. · Берётся  за выполнение лишь той работы, которая  позволяет оптимизировать эффективность  работы клиента. · Информирует клиента  о предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта. · Рекомендует  отложить выполнение работы, если на текущий  момент не все участники готовы посвятить  себя осуществлению проекта. · Предотвращает  попытки внести в ход проекта  изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям. ·  Подвергает критике поведение клиентов/коллег в случаях, когда оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается дискриминация по отношению к сотрудникам.

Сила воли, внимание к деталям и  предупреди-тельность

Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей; рассматривает  проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен  к решению профессиональных задач. · Оперативно реагирует на просьбы  о помощи

· Концентрируется на проектах, имеющихся  сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы. ·  Активно сотрудничает с представителями  данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам. · Должным  образом подготовлен к встречам с клиентами. · Всегда выполняет  обязательства. 

Гибкость мышления · 

Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью и  подвижностью психики. Способность  осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику  проследить связи между явлениями.

Задаёт упорядоченные, позволяющие  исследовать ситуацию, вопросы. ·  Определяет новые способы использования  существующих ресурсов для различных  целей. · В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы  и конкретные приложения. · Помогает клиентам осмыслить существующие проблемы.

Осведомлен-ность о социальных тенденциях и способность к диагностике ·

Возможность проследить связи между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление о технологических, идеологических и психологических проблемах.

Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между общепринятой сложившейся практикой поведения, и формальной системой; глубинное видение действительности. · Способность к продуктивному синтезу полученной информации. · Возможность провести параллель между сложившейся ситуацией и сходными случаями в прошлом; возможность сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.

Уверенность в себе

Не демонстративная, и в то же время  очевидная, уверенность в себе, вызывающая доверие. Возможность быть, образно  говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее.

· Развивает способность пойти  на рискованное мероприятие у  окружающих. · Находится в поиске новых сложных задач и возможностей их решения. · Признаёт свою вину в  неуспехе какого-либо дела. · Объективно видит собственные заслуги и  заслуги клиента в успешном мероприятии. · Не теряет уверенности в себе, когда клиент подвергает сомнению его  способности или компетентность.


       Мотивы  и  личностные  свойства,  в  определенном   смысле,   являются

центральным моментом, который обусловливает  поведение.  Значительная  часть действий,  предпринимаемых  консультантом,   зависит   от   его мотивации, личностных свойств и фактической ситуации.  Так,  например,  консультант,  в основе   мотивации   которого   лежит   желание   произвести   благоприятное впечатление,  и  при  этом  мало  заботящийся  о  проблемах   клиента,   при подготовке  и  непосредственном  проведении  презентации  будет  вести  себя иначе, чем его коллега, основным  критерием  оценки  для  которого  является благосостояние и успех клиента.

       Консультант обязан ориентироваться на потребности  рынка  и  клиентов,

работать  в соответствии со своей специализацией на  рынке,  соблюдать  этику отношений с клиентом.

       Использование изложенных качеств, принципов, обеспечивает  эффективное исполнение ролей консультанта и применение методов воздействия  на  «систему клиента».

Основные  роли консультанта

Консультант по ресурсам (это называют также  экспертной и ключевой ролью) помогает клиенту, предоставляя ему свой технический  опыт и умения и делая что-либо для него и от его имени: поставляет информацию, диагностирует организацию, изучает степень осуществимости предложения, разрабатывает новую  систему, обучает персонал новым  методам, рекомендует организационные  и другие изменения, предлагает замечания  по новому проекту, предусмотренному руководством и т.д. руководство сотрудничает с консультантом по ресурсам, но при этом может ограничиться предоставлением  информации по требованию, обсуждением  достигнутого прогресса, принятием  или отклонением предложения  и просьбой о дальнейших консультациях  по осуществлению проекта.

Консультант по процессу, как действующий фактор изменений, пытается научить организацию  решать проблемы, знакомя ее с организационными процессами, их вероятными последствиями, и методами вмешательства для  стимулирования изменений. Он стремится  не передавать технические знания и  предлагать решения, а, в первую очередь, предлагает свои методы, подходы и оценки организации - клиенту, чтобы она сама могла проводить диагностику и устранить собственные проблемы.

♦ Роль консультанта— АГИТАТОР

В роли агитатора консультант пытается повлиять на клиента. Это роль, когда  он защищает или«продает» организации  систему планируемых изменений. Эту роль консультант должен исполнить  до начала всей работы. Одно из очевидных  проявлений того, что в организации  нет стратегического плана, —  отсутствие четких указаний по использованию  ресурсов фирмы и, в частности, трудовых ресурсов. Процесс стратегического  планирования обязательно приводит к созданию системы распределения  ресурсов, т.к. бывают случаи, что решения  о выделении ресурсов принимаются  обособленно и указания по их выделению  различным подразделениям предприятия  бывают противоречивыми, что ведет  к сильному напряжению работы всей компании и нарушает плавный ход  работы.

Информацию  о  сложившейся  ситуации  можно  получить  с  помощью  собеседований  с увольняющимися сотрудниками, исследований внутрипроизводственного  климата в коллективе, в ходе оценки и аттестации персонала и т.д.

♦ Роль консультанта— ПОСРЕДНИК

В  процессе  сотрудничества  с  консультантом  высшее  руководство  компании-клиента формулирует свои намерения в отношении будущего организации и свои представления  о ее целях. В качестве посредника консультант выступает«буфером» между  высшим руководством фирмы и сотрудниками, т.к. многие решения непосредственно  отражаются на работниках организации  и затрагивают их интересы(например, увеличение

или сокращение штата, изменение требований к квалификации персонала, необходимость  его обучения). Все эти решения  никогда не воспринимаются сотрудниками компании-клиента единодушно— нельзя удовлетворить желания всех. Подобные нововведения всегда имеют противников  внутри фирмы, и руководству приходится прикладывать много усилий, чтобы  сломать их сопротивление изменениям(часто  скрытое). Сопротивление изменениям—  распространенное и естественное проявление человеческой натуры, т.к.  люди поддерживают привычные методы работы и заинтересованы в сохранении статус-кво. Консультант  в роли инициатора изменений воспринимается персоналом более спокойно.

♦ Роль консультанта— ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Исполнение этой роли консультантом  предполагает то, что часто требуется, чтобы консультант  организовал  периодический  или  постоянный  инструктаж  или  обучение  в  пределах«системы клиента». Роль преподавателя  сложна— необходимо, чтобы консультант  обладал навыками преподавателя-методиста  и умел развивать потенциальные  возможности других. В этом случае консультационные фирмы по-разному  определяют границы своих полномочий. Некоторые только издают учебный  материал, а компании сами используют его с учетом особенностей организации. В других компаниях консультанты сами  участвуют  в  процессе  внедрения  изменений  и  обучают  сотрудников  компании-клиента.

Если исходить из того, что все  работники организации должны понять суть и необходимость процесса внедрения  нововведений и участвовать в  нем в соответствии со своими функциями  в компании, то становится очевидной  необходимость широкомасштабного  обучения всего персонала. В этой связи роль консультанта— стимулировать  и проводить разъяснительную  работу.

♦ Роль консультанта— ПОМОЩНИК

Выполняя эту роль, консультант  помогает компании-клиенту справиться с проблемами взаимодействия внутри небольших групп, что жизненно важно  для успеха процесса внедрения изменений. Одна их проблем— дружеский характер взаимодействия членов группы, учитывающий  их различное положение во внутрифирменной  иерархии. Консультанты часто сталкиваются с ситуацией, когда сложная расстановка сил, характерная для российских организаций, приводит к тому, что группы иногда уклоняются от реалистического подхода к будущему, от решения вопросов, затрагивающих интересы ее членов, или надолго их откладывают; также они могут быть чрезмерно оптимистичными в отношении будущих доходов без каких бы то ни было для этого оснований, но будущее надо создавать, а не просто придумывать.

Выступая в роли помощника, консультант  способствует достижению консенсуса при  соблюдении  разумного  баланса  между  открытостью  и  творческой  конфронтацией членов группы; также  требуется, чтобы члены групп  откровенно высказывали свое мнение, что особенно важно на этапе анализа  внутреннего состояния фирмы, когда  необходимо объективно рассмотреть  ее сильные и слабые стороны. Для  обеспечения честности и открытости этим группам необходим помощник, кем и бывает консультант при  условии его компетентности в  рассматриваемых вопросах, участвуя в принятии решения на равных правах.

♦ Роль консультанта— СПЕЦИАЛИСТ

Эта роль предполагает, что консультант  воспринимается как специалист по организации  процесса внедрения изменений в  группе, т.е. как неформальный руководитель. Выступая в этой роли, консультант  должен направлять работу группы и  фактически руководить ей, чтобы добиться качественного результата. Это деликатный момент, потому что функции консультанта при этом часто противоречат амбициям руководителя компании-клиента. Эту  роль консультанту гораздо легче  выполнять в организациях с демократическим  стилем управления, где первый руководитель способен воспринять конструктивную критику  со стороны своих подчиненных  и передать часть своих полномочий консультанту. Тогда велика вероятность  успешного сотрудничества между  консультантом и руководителем  организации в решении рутинных проблем организации.

Но в организациях с авторитарным стилем управления можно добиться положительного результата— в таких случаях  консультант, выполняя функции специалиста, должен быть особенно осторожен.

♦ Роль консультанта— СТРАТЕГ

В процессе участия в процессе изменений  консультант иногда обнаруживает, что  некоторые стратегические вопросы«упущены» и группы не могут заметить очевидные  варианты. Поэтому, консультант может  внести существенный вклад, выступая в  несколько необычной роли стратега, подсказывая дополнительные варианты, которые в противном случае не были бы приняты во внимание.

Приведенный перечень ролей демонстрирует, что стать компетентным консультантом - сложная задача. Детальное знание технологий планирования, опыт их успешного  применения, интеллект, воображение, творческие способности и интуиция, знание процессов  управления и рыночных процессов, глубокое понимание поведения организаций и способность его предсказать, умение договариваться и искать альтернативы - вот неполный перечень качеств хорошего консультанта. Кроме того, консультант должен быть знаком с новейшей литературой, как по общим вопросам бизнеса, так и по проблемам стратегического планирования, чтобы быть в курсе всех изменений. Если консультант хорошо исполняет эти роли, то это партнер, достойный сотрудничества.

Информация о работе Управленческое консультирование и его роль в экономике