Управленческое консультирование и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость своевременной адаптации российских предприятий к современным экономическим условиям предопределила исследовательский интерес к управленческому консультированию как области общественной практики. Можно выделить два основных подхода к консультированию: функциональный и профессиональный, которые являются взаимодополняющими. В самом общем виде управленческим консалтингом можно считать один из методов развития системы управления организациями. Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Задачей управленческого консультирования является предоставление консультантом клиенту определенных инструментов, методик для организационной диагностики состояния предприятия, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегического плана развития. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг.
Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество. организации. Основными направлениями развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию процесса производства и управления.
Процесс консультирования представляет собой последовательную серию действий, шагов, организационных событий и мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем, достижения позитивных перемен внутри клиентной организации и/или создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно. Процесс консалтинга делится на стадии: предварительную, предпроектную, проектную и послепроектную. У внешнего консультанта есть ряд преимуществ и недостатков, а так же качеств , которые определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов. Консультат выполняет определенные роли, перечень которых показывает что стать хорошим консультантом-сложная задача. Методы классификацируются на :1) консультирование проекта;2) консультирование процесса. Разница между ними состоит в организации разделения труда между консультантом и клиентом в процессе выполнения конкретных задач. Методы управленческого консультирования подразделяются на:
Общие
Локальные или специальные
Модели консультирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы управленческого консультирования……….7
1.1Сущность, цель, задачи управленческого консультирования…….7
1.2 История развития управленческого консультирования………….11
Глава 2. Процесс консультирования………………………………………….18
2.1 Стадии, этапы, фазы процесса консультирования ……………… 18
2.2 Качества консультанта. Его основные роли………………………20
2.3 Классификация методов консультирования……………………....29
Глава 3. Современные проблемы и инновации в консалтинге…………….. 33
3.1 Проблемы ,решаемые российскими консультантами…………… 33
3.2 Проблема и ее решение в ЗАО «Куппо» ……………………….. .37
3.3 Развитие концептуальных подходов к процессу консультирования……………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………..46
Приложения…………………………………………………………………….48
Литература……………………………………………………………………...50

Файлы: 1 файл

р.docx

— 177.14 Кб (Скачать)

В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи  Тейлора. Так, супруги Лилиан и Фрэнк  Гилбреты разработали метод анализа  микродвижений рабочего с последующим  определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении).

Г. Гантт ввел в практику управления линейный график, позволяющий планировать  и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. Графики, или как их иначе называют, диаграммы  Гантта, стали предшественниками  широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь  их составной частью. Диаграммы Гантта широко используются и в современном  календарном планировании деятельности предприятий.

Консультирование, которое возникло на основе движения научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности  работы фабрики, рациональной организации  труда, изучения трудовых движений и  затрат времени, устранения отходов  и снижения издержек производства.

Всей этой области дали название первоначально «организация производства». Практических работников, которых часто  называли «экспертами по эффективности», уважали за их целеустремленность, методический подход и получаемые результаты. Однако их вмешательство часто вызывало страх и неприязнь у рабочих  и деятелей профсоюзов, так как  они зачастую вели себя безжалостно. Но со временем появлялись новые области  управления и, соответственно, уменьшалась  работа по организации производства и труда.

Не все проблемы фабрик и заводов  возможно было решить с помощью организации  производства и экспертов по эффективности. Это привело к расширению интереса к другим аспектам организации бизнеса  и к рождению новых областей консультирования. Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в  Чикаго в 1914 г. Эдвином Бузом под  названием «Служба деловых исследований».

В 1920-е гг. Элтон Мэйо, проводивший  Хоторнский эксперимент, дал импульс  исследованиям по консультированию в области взаимоотношений между  членами коллектива. Начало важной консультативной работе по управлению людскими ресурсами и их мотивации  положила Мэри Паркер Фоллет.

Консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий  и финансовый контроль за операциями, также стало быстро развиваться. Новые консультанты имели бухгалтерское  образование и опыт работы с фирмами  дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров. Одним из них был  Джеймс О. Мак-Кинси, сторонник теории общего управления и тщательного  диагноза делового предприятия, который  основал собственную консультантскую  фирму в 1925 г.

В 1920—1930-е гг. организационное консультирование завоевало признание не только в  США и Великобритании, но также  во Франции, Германии, Чехословакии и  других промышленно-развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Имелось лишь несколько фирм, престижных, но довольно небольших, и их услугами пользовались в основном крупные промышленные корпорации. [12]

Консультирование для правительств и армий сыграло важную роль во время Второй мировой войны. Соединенные  Штаты, в частности, поняли, что война  — основная угроза управлению и  что для победы на поле битвы необходимо мобилизовать лучшие управленческие силы страны.

Кроме того, исследования операций и  другие новые методы, применявшиеся  вначале в военных целях, быстро нашли путь в управление компаниями и обществом, что изменило работу консультантов.

Послевоенное  строительство, быстрый рост деловой  активности в сочетании с ускорением технологических изменений, быстрое  развитие экономики некоторых стран, интернационализм промышленности, торговли и финансов в мире создали особенно благоприятные возможности и  спрос на организационное консультирование. «Золотые годы» консультирования – 1950-1960 гг. − это период, когда было основано большинство консультантских  организаций, существующих в настоящее  время, когда консультантский бизнес приобрел власть и техническую репутацию, которой он пользуется сейчас. В  настоящее время консультирование превратилось в одну из наиболее эффективных  форм бизнеса. На протяжении последних  лет отрасль аудиторских и  консультационных услуг была одной  из наиболее динамично развивающихся  в мировой экономике. Среднегодовой  рост составлял более 10%, а у ведущих  компаний на рынке достигал 20%.

 

Этапы становления управленческого консультирования в России.

Начало  развития технологий управленческого  консультирования в России относят  к двадцатым годам нынешнего  столетия, когда повсеместно набирало силы движение за научную организацию  труда, которое и явилось прообразом управленческого консультирования в современном виде, а также  развивалась организационная теория, изучался западный опыт совершенствования  производства. В этом направлении  работали такие организации, как  Центральный институт труда, трест  “Установка”, “Оргстрой”, опытная  станция ЦИТ, Орга-станция, Оргбюро [11].

Основными направлениями развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию  процесса производства и управления, концепция “механизма служебных  отношений”, социальная инженерия, учение об организационных графиках, система  материального поощрения передовиков, профессионального отбора, центральных  осведомительно-исследовательских  бюро, создания “баз данных” и другие разработки первой четверти века. Главным  в деятельности российских институтов и лабораторий НОТ было создание систематизированных концепций  в области организации труда  и управления. Вместе с тем важнейшей  закономерностью развития НОТ и  управления в 20-е годы стало сочетание методологических и конкретно-прикладных исследований. Академические исследования в этот период тесно переплетались с практической работой. Большинство исследовательских институтов одновременно являлось и рационализирующими центрами. Особый интерес представляют пути внедрения научных знаний в производство, опыт рационализаторской и консультативной работы хозрасчетных консультационных трестов, таких, как “Установка” Центрального института труда, “Оргстрой” Института техники управления и другие.

В двадцатые годы для подготовки организаторов  использовали так называемые “орга-игры”, одним из инициаторов которых  был Добрынин В.В. А в 1932 году под  руководством Бирштейн М.М. была разработана  и проведена первая в мире деловая  игра по теме “Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде”.

Фактически  НОТовцы были прообразами внутренних и внешних консультантов на предприятиях. В тридцатых - пятидесятых годах  вся деятельность по совершенствованию  управления была свернута [13].

В шестидесятые годы ситуация изменилась. Экономическая реформа способствовала расширению самостоятельности. Стимулирование личной инициативы подталкивало к изучению не только экономики, но и теории управления, закономерностей развития трудовых коллективов, методов управления ими. Поэтому вполне закономерным выглядело  возрождение интереса к НОТовскому движению, появление переводов работ  западных ученых по менеджменту, маркетингу, управленческому консультированию, психологии управления, анализу западных систем управления. Важнейшие из этих работ рассмотрены в первом параграфе.

На  современном этапе развития управленческого  консультирования происходит формирование и утверждение института внешнего и внутреннего консультирования, формируется рынок профессиональных консалтинговых услуг. Возникают профессиональные сообщества, такие, как “Ассоциация  консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР)”, “Ассоциация консультантов  по экономике и управлению (АКЭУ)”, Московский клуб консультантов по бизнесу  и политике, а также пока единственная в России Школа консультантов  по управлению [7].

В настоящее время в России существует множество взглядов на проблемы управленческого  консультирования. Существует множество  школ, подходов, методик, рассматривающих  проблемы организации и построение путей их решения. Рынок консалтинговых услуг, формировавшийся в России в последнее время, является ярким  тому примером.

Одной из особенностей управления в России является недооценка социальных технологий. Это связано как с историческими  условиями развития страны, так и  со структурой сформировавшегося управления. Такое отношение обусловлено  также оторванностью научных  исследований от практики, от конкретных задач конкретных производств, в  то время как наука, занимаясь разработкой фундаментальных проблем, способна обеспечивать приоритет в создании новых технологий и продуктов, расширять ресурсную и информационную базу производства, повышать роль творческого участия человека в динамике организационно-технических систем. В частности, консалтинговые технологии могут быть существенно обогащены за счет обращения к социологии, социологическому знанию [14].

Последнее десятилетие в России характеризуется  ростом числа специализированных фирм, которые оказывают клиентам комплекс услуг в области управленческого  консалтинга: реинжиниринг бизнес-процессов; выбор и внедрение корпоративной  информационной системы, управление организационными изменениями. Этот комплекс услуг помогает клиентам усовершенствовать внутренние процессы, повышая тем самым эффективность  деятельности компании. Совместная работа консультанта и клиента может состоять из нескольких этапов: изучение предприятия и его диагностика: анализ управленческой структуры предприятия, финансовый анализ деятельности предприятии анализ психологического климата, анализ информационных потоков анализ проблем товародвижения; внедрение рекомендаций: проведение регулярных консультаций с менеджерами предприятия по реализации плана действии регулярное отслеживание результатов проводимых работ; подведение итогов и обсуждение отчета о проделанной руководством фирмы. Дополнительные услуги: организация программ обучения и стажировок, как в России, так и за рубежом, организация презентаций, организация рекламных и PR кампаний. Реинжиниринг бизнес-процессов направлен на проведение тщательного анализа существующих процессов и внедрение улучшений бизнес-процессов, которые способны быстро обеспечить позитивные результаты для компании, а также сформировать требования к будущей информационной системе предприятия. Одной из главных проблем компаний, работающих в России, является низкая оперативность и достоверность управленческой информации.

Можно сделать вывод о том, что необходимость своевременной адаптации российских предприятий к современным экономическим условиям предопределила исследовательский интерес к управленческому консультированию как области общественной практики. Можно выделить два основных подхода к консультированию: функциональный и профессиональный, которые являются взаимодополняющими. В самом общем виде управленческим консалтингом можно считать один из методов развития системы управления организациями. Конечной целью консультирования является помощь клиенту осуществить прогрессивные изменения в его организации. Задачей управленческого консультирования является предоставление консультантом клиенту определенных инструментов, методик для организационной диагностики состояния предприятия, решения выявленных в ходе нее проблем, выработки стратегического плана развития. Консалтинговые услуги осуществляются как в форме разовых консультаций, так и в форме консалтинговых проектов. Степень вовлеченности клиента в консалтинговый проект варьируется от видов консалтинговых услуг.

Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов  существует столь долго, сколько  существует человечество. организации. Основными направлениями развития управленческой науки были системный подход, математический анализ и моделирование, деятельность службы по изучению и совершенствованию процесса производства и управления.

 

2 Процесс консультирования

   2.1 Стадии, этапы и фазы процесса консультирования

Успех консультационной помощи во многом зависит от правильной подготовки консультационного  процесса. Предлагаемая ниже модель процесса отражает его стадии, которые в  свою очередь состоят из ряда последовательных этапов. Нередко этапы перекрываются  или выполняются параллельно. И  не при каждой консультационной услуге все элементы выполняются по "идеальной" блок-схеме. Логика построения консультационного  процесса во многом зависит как от самого консультанта, так и от клиента.[Приложение 2]. На конструирование консультационного  процесса могут оказывать влияние  отношения "консультант-клиент", а также внешние факторы (экономическая, финансовая, политическая ситуация и  др.) [14].

Процесс консалтинга предлагается разделить на стадии: предварительную, предпроектную, проектную и послепроектную.

На  предварительной стадии процесса консультирования происходит осознание руководителем  наличия проблемы и необходимости  ее разрешения и признание им, что  для разрешения проблемы необходимо привлечь внешнего консультанта. На этой же стадии осуществляется поиск источников информации о консультантах, сбор и  анализ информации об самих консультантах, их услугах, базовых условиях сотрудничества. На этой стадии российские консультанты сейчас испытывают наибольшее трудности. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, предприятие  остро нуждается в диагностике  и анализе проблем, выработке  рекомендаций по выходу из кризисного состояния, в привлечении инвестиций для развития бизнеса, а с другой стороны, оно не в состоянии привлечь квалифицированных консультантов, оплатить их работу, и поэтому, предприятие  вынуждено оставаться в условиях обостряющегося кризиса [5].

Основные  процедуры, которые решаются на каждом этапе консультирования представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Стадии, этапы и процедуры консультирования

Стадии

Этапы

Процедуры

Предпроектная

Подготовка

Контакт с клиентом Осознание клиентом наличия проблемы Предварительный  диагноз проблемы Определение задач (планирование задач) Техническое и  финансовое предложение клиентуКонтракт  на консультирование

Проектная

Диагностика

Выявление проблем Сбор данных на объекте  и их обработка (анализ, синтез) Систематизированное (детальное) определение проблемы Установление обратной связи с клиентом Отчет  по диагностике 

 

Разработка решений

Оценка альтернативных вариантов  Выбор рекомендуемых решений  Представление решений руководству  фирмы-клиента Планирование практической реализации решения

Внедрение решений

Разработка программы внедрения. Внедрение .Контроль за внедрением Корректировка  предложений Оценка результатов  проекта Окончательное завершение

Информация о работе Управленческое консультирование и его роль в экономике