Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью государственного управления регионом в сложившихся условиях рыночной многоукладной экономики является выработка и проведение такой политики, которая обеспечит преодоление кризиса производства, его стабилизацию и развитие в интересах удовлетворения потребностей населения.
Целью курсовой работы является раскрытие данной темы и подчёркивание важности предмета «отраслевой и региональный менеджмент» в жизни государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава I. Экономическая роль государства……………………………
Теоретические аспекты государственного регулирования экономики…………………………………………………….
Сущность и содержание государственного регулирования экономики……………………………………………………
Глава II. Федеральные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти…………………………………………………
2.2 Федеральные органы исполнительной власти……………..
2.3 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………..
Глава III. Администрирования в органах государственного управления…….
Заключение……………………………………………….
Список используемой литературы………………………….
Приложение…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Черновик.docx

— 186.55 Кб (Скачать)

Изложенное свидетельствует  о том, что поиск наиболее рациональной и отвечающей всем современным требованиям  системы федеральных органов  исполнительной власти не закончен.

 

2.3 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнительная власть - это основной рабочий механизм, реализующий  политику государственной власти как  целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые  эту политику выражают и исходят  от власти законодательной. В реальности исполнительная власть - это «система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной  службы и иных служащих, выполняющих  определенные их правовым статусом действия»  Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в  России. История и современность, проблемы и перспективы развития - ООО Новая Правовая культура, 2004 г.. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций  органов этой ветви власти.

Система федеральных органов  исполнительной власти, призванная осуществлять соответствующие функции государственной  власти на территории Российской Федерации, представляет собой организованную на основе единых принципов, общих задач  и целей совокупность государственных  органов, возглавляемых Правительством РФ и наделенных государственно-властными  полномочиями по осуществлению государственного управления.

Учреждение на региональном уровне своих органов государственной  исполнительной власти является обязанностью каждого субъекта РФ. Эта обязанность  обусловлена закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом осуществления  государственной власти в России (в том числе и на региональном уровне) на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Как и  две другие ветви власти, исполнительная власть является самостоятельной и  независимой. Исполнительная власть в  субъекте РФ, обладая значительным аппаратом принуждения и административными  полномочиями, пронизывает все сферы  общественных отношений, является самой  императивной из всех других ветвей власти на региональном уровне. Организации  и деятельности системы органов  исполнительной власти РФ не присущи  принципы демократии, ибо они способны парализовать и поставить под  угрозу эффективность регионального  управления. Установленные федеральным  и региональным законодательством  полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ присущи только этой ветви власти, и ни один орган  не имеет право вторгаться в ее компетенцию.

Деятельность органов  исполнительной власти субъекта РФ подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Она ориентирована  прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь таких нормативных  правовых актов, как Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ, конституции (уставы) субъектов  РФ, законы субъектов РФ. Таким образом, основная функция системы органов  исполнительной власти субъекта РФ состоит  в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов. Вспомогательными функциями  органов исполнительной власти субъекта РФ являются: а) нормотворческая, заключающаяся  в издании нормативных актов; б) оперативно-исполнительная, заключающаяся  в обеспечении реализации правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах; в) юрисдикционная, заключающаяся в возможности  применять санкции к субъектам, совершившим правонарушения.

По вопросам своего ведения  отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти субъекта РФ издают правовые акты: приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты издаются в форме приказов, а индивидуальные - в форме распоряжений. Они не могут противоречить и должны соответствовать Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, законам  субъектов РФ, правовым актам высшего  должностного лица субъекта РФ, актам высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В противном случае нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не применяются и подлежат отмене или изменению.

Структура любого органа публичной  власти в общем виде представляет собой внутреннюю организацию его  аппарата, его внутреннее строение. Она самым тесным образом связана  с понятием системы органов публичной  власти. «Субъектам Федерации предоставлено значительное поле выбора организационных форм существования органов исполнительной власти. На региональном уровне нет и не может быть (с учетом особенностей федеративного устройства РФ) какого-либо одноуровневого или же просто однотипного субъекта исполнительной власти. Вместе с тем, федеральный законодатель предусмотрел и некоторое ограничение, заключающееся в необходимости соответствия структуры исполнительных органов власти субъекта РФ и порядка ее определения конституции (уставу) субъекта России»

Закрепление в федеральном  законодательстве положения, согласно которому структуру исполнительных органов государственной власти на региональном уровне определяет высшее должностное лицо (руководитель высшего  исполнительного органа государственной  власти) субъекта РФ вполне логично  и оправдано. Оно определено важным местом и значением высшего должностного лица субъекта РФ в системе региональных органов исполнительной власти. В  этом отчасти проявляется организационная  обособленность и независимость  региональных органов исполнительной власти. Конкретная же структура органов  региональной исполнительной власти зависит  от стоящих перед высшим исполнительным органом субъекта РФ задач, которые  меняются с течением времени. Как  правило, изменение структуры органов  исполнительной власти субъекта РФ происходит после смены высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа) субъекта Федерации, а также  в связи с формированием нового высшего органа исполнительной власти субъекта России.

Каждый орган исполнительной власти субъекта РФ, действует на основе соответствующего положения, в котором, указываются основные задачи и функции  органа исполнительной власти, его  права и обязанности, статус руководителя, а также закрепляется основа внутренней структуры органа. В органах исполнительной власти субъекта РФ не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений.

В то же время, изложенное нельзя понимать как запрет для должностных  лиц органов исполнительной власти субъекта РФ, государственных служащих субъекта РФ состоять членами политических партий, общественных и религиозных  объединений. Они вправе участвовать  в их деятельности в личном качестве, без использования своего должностного и служебного положения.

Возглавляет орган исполнительной власти субъекта РФ его руководитель. Названия должностей руководителей  отраслевых, функциональных, территориальных  и контролирующих органов исполнительной власти различаются в зависимости  от вида органа (руководитель, председатель, начальник). Назначение на должность  и освобождение от должности руководителей  указанных органов (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ. По сложившейся  практике многие руководители отраслевых и функциональных органов исполнительной власти одновременно являются членами  высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Большое значение имеют  такие структурные элементы органов  исполнительной власти субъекта РФ как  управления, отделы, подразделения, группы. «Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Федерации это орган, осуществляющий государственную исполнительную власть, их соподчинение и взаимодействие с иными органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается «совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную  исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления»  В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации  включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации - президент  республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган  государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной  власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие  в границах административно-территориальных  образований (городов и районов  республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов  общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Разновидностями органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются министерства, государственные  комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере  деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов  исполнительной власти субъекта РФ». Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике.

В некоторых субъектах  России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию  выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие  виды органов исполнительной власти субъектов РФ:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой  компетенции;

- органы внутриотраслевой  компетенции;

- единоначальные органы;

- коллегиальные органы;

- органы, где единоначалие  сочетается с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет  высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ

Несмотря на то, что на территории субъекта РФ как непосредственно, так и через создаваемые ими  территориальные органы функционируют  федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему  органов исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган  исполнительной власти возглавляет  всю систему региональных органов  исполнительной власти и является постоянно  действующим. Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом  Нижегородской области «губернатор  области является высшим должностным  лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства»

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует  в пределах срока полномочий высшего  должностного лица региона и слагает  свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении  гражданина РФ полномочиями высшего  должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования  высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения  о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности  его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие  должности других лиц. Решение принимается  персонально по каждому из лиц.

Во всех субъектах Федерации  высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются  коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный  перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система  исполнительной власти конкретного  субъекта Федерации устанавливается  им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов  государственной власти, а также  в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Центральный федеральный округ

Центральный ФО

Центр ФО

Москва

Территория — площадь

650, 7 тыс.км² (на конец 2007 года) 
(3,82 % от РФ)

Население

38 456 865 чел. (на 1 января 2011 года) 
(26,91 % от РФ), в том числе: 
-городского - 31 338 115 чел. 
-сельского - 7 118 750 человек.

Плотность

56,9 чел./км².

Количество субъектов

18

Количество городов

300

Объём пром. производства

1300 млрд руб. (2002)

Доходы на душу населения

5284 руб. (2002)

ВРП

10305 млрд руб. (2007)

ВРП на душу населения

165,41 тыс. руб./чел. (2005)

Информация о работе Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента