Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью государственного управления регионом в сложившихся условиях рыночной многоукладной экономики является выработка и проведение такой политики, которая обеспечит преодоление кризиса производства, его стабилизацию и развитие в интересах удовлетворения потребностей населения.
Целью курсовой работы является раскрытие данной темы и подчёркивание важности предмета «отраслевой и региональный менеджмент» в жизни государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава I. Экономическая роль государства……………………………
Теоретические аспекты государственного регулирования экономики…………………………………………………….
Сущность и содержание государственного регулирования экономики……………………………………………………
Глава II. Федеральные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти…………………………………………………
2.2 Федеральные органы исполнительной власти……………..
2.3 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………..
Глава III. Администрирования в органах государственного управления…….
Заключение……………………………………………….
Список используемой литературы………………………….
Приложение…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Черновик.docx

— 186.55 Кб (Скачать)

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                          Филиал в г. Ош

 

 

Кафедра «Финансов, менеджмента  и финансового права»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ПРЕДМЕТУ «Отраслевой и региональный менеджмент»

 

 НА ТЕМУ:

 

 

«Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель 

От кафедры                               ст.преподаватель       Эшатова А.Т.

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

очного отделения 

Факультета социального управления

специальности «Менеджмент организации»                      Гуляева В.

 

 

                                           Содержание

Введение………………………………………………………………

Глава I. Экономическая роль государства……………………………

    1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики…………………………………………………….
    2. Сущность и содержание государственного регулирования экономики……………………………………………………          

Глава II. Федеральные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.

         2.1 Понятие, характерные черты и определение органа  исполнительной власти…………………………………………………

         2.2 Федеральные органы исполнительной власти……………..

         2.3 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………..

     Глава III. Администрирования в органах государственного управления…….

    Заключение……………………………………………….

    Список используемой литературы………………………….

    Приложение…………………………………………………..

 

 

 

 

                           Введение

      К числу наиболее существующих  причин, оказавших значительное  влияние на темпы перехода  России к рыночным отношениям , на весь ход социально- экономических  преобразований в стране, несомненно, относится  и явная недооценка  территориального (регионального) фактора.

Региональное  управление - это по существу управление условиями жизни населения: социальными, экономическими, технико-технологическими, экологическими и другими в пределах данной территории. Оно направлено на эффективное использование местных  природных, финансовых и трудовых ресурсов, развитие социальной инфраструктуры, реализацию разработанных проектов территориально-социальной системы  или ее подсистем в целях обеспечения  динамичного развития региона, качества жизни граждан, проживающих в  регионе. Это также особый вид  деятельности по управлению социально - экономическими процессами на территории, характеризующейся определенным единством  экономической жизни и общностью  условий воспроизводственной деятельности населения.

Как социально-экономическая  система регион несет в себе предпосылки  эффективного функционирования и развития, но так же возможность системного кризиса вплоть до разрушения в случае неадекватного управления им. Формирование региона как объекта государственного управления и субъекта самоуправления происходит в результате разделения полномочий между федеральным центром  и регионами, появления равноправных субъектов Федерации в условиях, когда в ходе реализации государственной  региональной политики обновляется  сам федеральный центр. При этом собственная политика субъекта РФ заключается  в создании дееспособного, обладающего  значительной автономией, способного к самоорганизации регионального  сообщества.

 

 

Основной  целью государственного управления регионом в сложившихся условиях рыночной многоукладной экономики  является выработка и проведение такой политики, которая обеспечит  преодоление кризиса производства, его стабилизацию и развитие в  интересах удовлетворения потребностей населения.

Целью курсовой работы является раскрытие данной темы и подчёркивание важности предмета «отраслевой и региональный менеджмент»  в жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экономическая роль государства.

1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования экономики.

 

Вопрос  об экономической роли государства  был поставлен ещё очень давно  и до сих пор каждое государство  решает эту проблему по-разному и  только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев  и традиций. Объективная необходимость  включения государства в экономический  процесс определяется такими факторами, как-то: необходимостью обеспечения  общественного воспроизводства  в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических  интересов различных групп населения  в стране, обеспечением единства и  целостности территориального пространства страны.

Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как  обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости.

Каждое  государство придерживается определенной экономической доктрине, но вне зависимости  от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской  революции”, совершили переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность  самоисцеления экономического спада, необходимость государственной  политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос  и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

Но Кейнсианская концепция получила распространение  только в 30-е годы ХХ века, а до этого  существовали другие воззрения на экономическую  роль государства.

Сейчас  я проведу краткий экскурс  по эволюции осознания роли государства  в экономике, для того чтобы осознать на каком этапе сейчас находимся мы.

Обзор позиций различных  школ.

В истории  развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства  в экономике. В их числе можно  назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство.

Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны и короля. Это воззрение имело место в ХVIII веке среди французских экономистов, как-то: Т. Мэн, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны.

Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому  в целях его накопления и преувеличения  они призывали поощрять экспорт  и сдерживать импорт.

Классическая теория вмешательства  в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению свои частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом.

А главное  в этой концепции то, что для  всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические  свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции  и свобода торговли.

Кейнсианская концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.

Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды  классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная  власть не только регулирует внешние  эффекты, но уже давно является «встроенным  стабилизатором» экономики»1.

Его теорию можно назвать «кризисной», так  как он рассматривает экономику  в состоянии депрессии.

Согласно  его теории, государство должно активно  вмешиваться в экономику по причине  отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Он также  рассматривал государство в качестве стабилизатора рынка, я имею в  виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях  увеличения спроса, так как причина  капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Что касается инструментов влияния государства  на экономику, то он предлагал следующие  из них: использование гибкой денежно-кредитной  политики, активной

 финансово-бюджетной  политики и прямого создания  государством рабочих мест.

Говоря  о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила  ослабить циклические колебания  в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

Под воздействием этого кризиса  произошла кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория монетаристов заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

Они уверенны в том, что государство может  лишь косвенно влиять на экономику, а  главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам  рыночных сил.

В основу монетаристского подхода, существующего  в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи  предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег  стабильна. Хочу заметить, что это  утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения  денег от процентной ставки и обратно  пропорционально зависимости от предложения денег.

Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Что ж, рассмотрев основные концепции экономической  роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что  ни одна из них не описывает целостного концептуального представления  о происходящих в экономической  жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы  по преодолению стагфляции путем  вмешательства государства, так  и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства  на экономические процессы только методами монетаристской политики.

Если  рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось  три основных подхода к вопросу  о роли государства в экономике  переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

Первая  своими корнями уходит в теорию классиков  политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.

В целом  замечено, что роль государства в  экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран  мира.

1.2 Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Сегодня общепризнано, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Экономическое  регулирование – лишь часть общей  проблемы экономической роли государства, так как последняя может быть очень значительной даже без прямого  или косвенного вмешательства в  процесс общественного воспроизводства.

Государство фактом своего существования (содержанием  армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический  фактор. Само же воздействие государства  на экономику, то есть его активность, – несомненный экономический  фактор развития современной экономики. Государство должно создавать рамочные условия для успешного функционирования любой модели экономического развития. А сверхзадача каждого государства  – компенсировать недостатки, создавать  искусственные регуляторы рынка. Я  считаю, что госрегулирование должно выполнять именно эти задачи.

Врожденное  присутствие сбоев в механизме  функционирования рыночного хозяйства  уже само по себе определяет необходимость  вмешательства государства в  экономику. Но, если бы это была бы только одна причина вмешательства государства, то возможно, не возникали бы такие  огромные трудности по определению  степени влияния государства. Именно потому, что существуют еще и такие  причины, как-то: необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, необходимость выравнивания внешних эффектов, отсутствие в реальности совершенной конкуренции, отсутствие многих видов рынка в достаточно развитом виде (для России например, фьючерсных, страховых), недоступность  для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь  полного равновесия – государство  сталкивается с выбором определения  правильного направления экономической  политики.

Информация о работе Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента