Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью государственного управления регионом в сложившихся условиях рыночной многоукладной экономики является выработка и проведение такой политики, которая обеспечит преодоление кризиса производства, его стабилизацию и развитие в интересах удовлетворения потребностей населения.
Целью курсовой работы является раскрытие данной темы и подчёркивание важности предмета «отраслевой и региональный менеджмент» в жизни государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………
Глава I. Экономическая роль государства……………………………
Теоретические аспекты государственного регулирования экономики…………………………………………………….
Сущность и содержание государственного регулирования экономики……………………………………………………
Глава II. Федеральные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти…………………………………………………
2.2 Федеральные органы исполнительной власти……………..
2.3 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………..
Глава III. Администрирования в органах государственного управления…….
Заключение……………………………………………….
Список используемой литературы………………………….
Приложение…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Черновик.docx

— 186.55 Кб (Скачать)

Если  рыночный механизм частично не выполняет  своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование  становится необходимым прежде всего  в следующих четырех сферах:

  1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе, так как накопление капитала ведет к его концентрации, а современное поглощение и слияние – к его укрупнению, откуда следует возможность монополизации и «убийство» конкуренции.
  2. Обеспечение общеэкономической стабильности. В таком случае перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
  3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. Необходима забота государства о тех слоях населения, которые по объективным причинам ничего не могут предложить на рынке: о больных, стариках, инвалидах, сиротах и т.д.
  4. Преодоление кризисов на микроуровне. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. К примеру, недопустить закрытия угольных шахт в добывающий районах, даже если такая добыча убыточная, если это приведет к дисбалансу занятости в регионе.

В общем своем случае, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через его функции, важными из которых являются следующие:

  1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
  2. Антимонопольное регулирование.
  3. Проведение политики макроэкономической стабилизации. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
  4. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;
  5. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
  6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют  в комплексе. Например, антимонопольная  деятельность предполагает наличие  соответствующего законодательства, а  ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов.

Для решения задач, стоящих перед  государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и  другие.

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через:

- свои расходы;

- налогообложение;

- регулирование;

- государственное предпринимательство;

- социальная защита.

Мне хотелось бы подробней раскрыть суть каждого инструмента влияния  государства на рыночную экономику, чтобы затем раскрыть механизм госрегулирования экономики по средствам вышеперечисленных инструментов.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. В данном случае можно привести пример наиболее крупных статей расходов государства на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как я уже раньше упоминала, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,

 на ребенка, на поддержание  дохода), пенсии по старости, ветеранам  войн.

Другим важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Правда, я не совсем уверенна в том, что в России налоговая система адекватно отражает закон перераспределения доходов. По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность, что повлекло за собой целый ряд негативных явлений, а именно: оказалась скованной предпринимательская активность; многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать; нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. Как бы там не было, сегодня мы можем наблюдать то, что в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики, последствия которой правительство старается ликвидировать по сей день.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей, координированию экономических процессов и соответствию частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной. Законодательная форма означает, что разрабатываются и применяются правовые нормы хозяйственной деятельности.

Применительно к России одним из наиболее важных направлений развития разработки законодательных актов  является развитие антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что три  крупнейшие монополизированные отрасли, а именно: РАО «ЕЭС России», ОАО  «Газпром» и МПС – своей  мощью могут диктовать условия  всему внутреннем рынку страны.

Антимонопольное законодательство направлено на противодействие монополизации  экономики, на стимулирование конкуренции. И, в частности, в Российской Федерации  в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который предусматривает меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Что касается советской системы, то она гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. А рассматривая современную ситуацию в России очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Важно заметить, что большинство льгот поступает от государства, а доля льгот, которые предоставляют предприятия – очень мала, поэтому люди не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны предпринимателя. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает  угроза увольнения, государственный  органы берут на себя поддержание  занятости. В Японии государственные  органы принимают на себя до 50% выплат заработной платы работникам, которые  оказываются под угрозой увольнения. В Германии государство поддерживает перевод работников на неполное рабочее  время с доплатой до 80% прежних  заработков.

Кроме инструментов, государство разрабатывает определенные механизмы регулирования экономикой, такие как: управление ограниченными производственными ресурсами, налоговое регулирование экономики, монетаристские методы воздействия на экономическую систему.

Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения.

Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  – везде, где необходимо. Помимо этого, я считаю, к экономическим  задачам государства можно отнести  такие как: экономический рост и  экономическое развитие, полная и  эффективная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость распределения доходов, сбалансированность внешнеторгового  баланса страны.

Нельзя  не вспомнить о показателях, отражающих роль государства в экономике. Некоторые  представления о масштабах госрегулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через бюджет и внебюджетные фонды. Также, роль государства характеризует  и такой показатель, как доля государственной  собственности. Более высокая доля госсобственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем  участии государства в экономике. Но несмотря на активную в некоторых  развитых и развивающихся странах  приватизацию, госсектор не ликвидируется  и продолжает играть заметную роль в экономике.

Для большинства  развитых стран мира характерно расширяющееся  и усиливающееся вмешательство  государства в различные сферы  экономики, так как идеальная  модель «социально-ориентированной», «либеральной», «рыночной» экономики  и «демократического» общества на практике остается недостижимой.

Но, как  известно, в мире нет ничего идеального, а следовательно не существует и  идеального государства, идеального правительства, поэтому возникает необходимость  совершенствования государственной  власти, уменьшение степени влияния ее отрицательных черт на регулирование экономики. В Приложении 1 я привела основные направления такого совершенствования.

Опираясь  на опыт функционирования различных  государств за последнее столетие, я суммировала наработки решений, способов и методов по оздоровлению госаппарата в разное время в  различных странах, которые применялись  в странах с различным уровнем  развития социально-экономических  и политических систем. См. Приложение 2.

Таким образом, лично моя позиция такова: я  считаю, что необходимо исходить из разумного, оптимального для каждого  конкретного государства, с учетом его традиций и ценностей, государственного вмешательства в социально-экономическую  жизнь страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Федеральные органы исполнительной власти. Система органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.

2.1 Понятие, характерные  черты и определение органа  исполнительной власти

 

Под органом исполнительной власти как ветви государственной  власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия  в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях  полномочиями государственно-властного  характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:     

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его главное  назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган  имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную  от компетенции какого-либо иного  органа.

Правовое положение органов  исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей  степени становятся органами политического  руководства в установленных  сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Положения Конституции Российской Федерации относительно органов  исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления  об их сущности, основах правового  статуса и системе. Эти вопросы  решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному  числу нормативно-правовых актов  и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

Информация о работе Сущность, задачи и функции отраслевого и регионального менеджмента