Сущность менеджмента, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Менеджмент организации - это процесс управления организацией. Направлен менеджмент организации на достижение определенных намеченных данным предприятием целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Организация ориентируется на спрос и потребности рынка, стремится к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы

Оглавление

Введение………………………………………………………………..стр.3
1.Цели менеджмента
2.Задачи менеджмента
3.Система управления предприятием
Заключение…………………………………………..стр.21
Список литературы…………………………………стр.20

Файлы: 1 файл

Сущность менеджмента, его цели и задачи..docx

— 40.33 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..стр.3

  1. Цели менеджмента
  2. Задачи менеджмента
  3. Система управления предприятием

Заключение…………………………………………..стр.21  

Список литературы…………………………………стр.20

 

 

Введение

 

Менеджмент организации - это процесс управления организацией. Направлен менеджмент организации на достижение определенных намеченных данным предприятием целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Организация ориентируется на спрос и потребности рынка, стремится к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы.

Основные цели менеджмента - прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса.

Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов:

  • определение целей развития фирмы;
  • выявление приоритетных задач, их очередности и последовательности путей их разрешения;
  • разработка стратегии развития фирмы;
  • подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки;
  • оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения;
  • установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий;
  • эффективное управление людьми;

Менеджер должен обеспечивать единство всех видов форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления.

Главное в менеджменте  – это эффективная деятельность фирмы на рынке в текущее время и в перспективе. Постановка и реализация целей управления осуществляется с учетом оценки возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Характерны цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом, а специфические - разрабатываются в рамках общей цели по основным видам деятельности фирмы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда.

В основе менеджмента объективный процесс укрепления производства, который дает фирмам возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических отношений на нем.

 

 

Цели менеджмента

 

К основным общим целям  менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении  прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством  создания рациональной организации  производственного процесса. Не менее  важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование  научно-технологической базы, а также  эффективное использование кадрового  потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.

Главная цель менеджмента - это управление, ориентированное  на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому  человеку. Некоторые организации  прекращают свою деятельность после  достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации  может служить любой правительственный  орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы  как можно дольше продержаться на рынке.

Следующая по иерархии цель менеджмента - это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.

Прогнозирование является очень  важным элементом управления организацией. При составлении грамотного прогноза развития организации можно достичь  поставленных целей намного быстрее.

Процесс прогнозирования  включает в себя анализ внутренних элементов организации и внешних  факторов, оказывающих воздействие  на ее деятельность. Цель данного анализа - выявление внутренних возможностей фирмы и ее слабых мест, а также определение возможных направлений воздействия со стороны различных элементов внешней среды, которые могут помешать или помочь организации на пути достижения ее целей.

Для прогнозирования возможностей развития организации могут использоваться различные методы. Наиболее полное представление о всех факторах внутренней и внешней среды дает SWOT-анализ. Метод SWOT - сила, слабость, возможности и угрозы - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внутренней и внешней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для прогнозирования направлений деятельности организации.

Для внешней среды организация  может составлять прогнозы по следующим  направлениям:

  • политика государства в отношении отрасли, в которой работает организация;
  • прогнозирование возможной величины «курса рубля» по отношению к основным мировым валютам. Это особенно важно для организаций, занимающихся экспортной деятельностью;
  • политика Центробанка России в отношении ставки рефинансирования, что является важным для организаций, которые намереваются прибегать к внешним кредитам и займам для финансирования своей деятельности;
  • поведение потребителей продукции фирмы и возможности изменения их вкусов и предпочтений;
  • прогнозирование деятельности конкурентов в плане разработки ими новых видов продукции, предоставления более широкого спектра сопутствующих услуг и т.п. - словом, попытки конкурентов расширить свою долю рынка;
  • изучение деятельности деловых партнеров организации и возможность дальнейшего сотрудничества с ними.

Для внутренней среды организация  может составлять прогнозы по следующим  направлениям:

  • эффективность работы основного технологического оборудования организации, его моральный и физический износ на момент составления прогноза;
  • кадровый потенциал работников организации, соответствие их навыков и умений современным требованиям рынка, и возможности повышения их квалификации;
  • возможности организации по разработке и внедрению на рынок нового продукта;
  • возможности снижения себестоимости продукции и повышения эффективности расходования средств.

Прогнозирование в организации должно быть направлено на учет всех возможностей организации и одновременного повышения эффективности работы ее отдельных элементов.

Деятельность организации  по достижению определенной цели должна осуществляться в соответствии с  планом, разработкой которого занимается высшее звено управления организацией.

Планирование - это определение  конкретных результатов, которых должна достигнуть организация в процессе своей деятельности за определенный период. Такие результаты определяются как в целом для организации, так и по отдельным функциональным подразделениям. Важно чтобы результаты деятельности отдельных подразделений в совокупности составляли конечный результат деятельности всей организации.

Планирование в организации  должно осуществляться с учетом ранее  проведенного прогнозирования. В процессе планирования руководство организации  с учетом возможностей фирмы разрабатывает  различные показатели, которых может достигнуть фирма в различных аспектах своей деятельности при условии эффективного управления. Эти показатели называются плановыми. Вся дальнейшая деятельность организации направлена на достижение этих плановых результатов. По окончании какого-либо периода достигнутые результаты сравниваются с плановыми, на основании чего делается вывод о том, насколько эффективно работала организация в течение данного периода. Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, то необходимо выяснить причину этого несоответствия. Это может быть неучтенный фактор в работе организации, форс-мажорные обстоятельства, неблагоприятное воздействие внешней среды и т.д. В этом случае разработка дальнейших планов должна вестись с учетом недостатков в работе организации. В планах работы организации должны быть предусмотрены мероприятия по устранению недостатков в работе, мешающих эффективному функционированию предприятия. Если же достигнутые результаты оказываются выше запланированных, это может свидетельствовать либо о недостаточно эффективной работе менеджеров, которые разрабатывают плановые показатели ниже реального уровня, либо наоборот, об общей эффективной работе всех подразделений организации, общие усилия которых привели к достижению высоких результатов.

В процессе планирования организация  устанавливает общую цель в соответствии с которой отдельные функциональные подразделения фирмы разрабатывают свои специфические цели.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. Планирование - это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное  и текущее планирование.

Каждая организация фиксирует  свое состояние в будущем в  виде долгосрочных и краткосрочных  целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям осуществляется в несколько этапов.

Стратегическое планирование или разработка долгосрочных целей  организации.

Перспективное планирование - важный этап успешной работы фирмы  в первую очередь потому, что оно  осуществляется в условиях недостаточной  информации.

Желательно проводить  разработку долгосрочных целей фирмы снизу вверх:

  • подробное обсуждение руководством фирмы стратегических планов фирмы с управляющими подразделениями;
  • рассмотрение всех замечаний и предложений;
  • использование их для дополнения и расширения первоначальных планов.

Оценка действующей организационной  структуры. Разработка целей структурных  подразделений. Они ориентированы на развитие предприятия.

Доведение выбранных целей до подразделений. Доведение целей до каждого конкретного исполнителя.

Достижение намеченных результатов  - реализация поставленных целей.

Необходимо:

  • четкое доведение цели до каждого работника отдельно взятых подразделений.
  • выявление наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей. Ресурсы организации подразделяются на трудовые, материальные, финансовые и информационные.
  • Трудовые ресурсы организации - это ее персонал. Все работники организации должны обладать соответствующей квалификацией, которая позволит им эффективно работать в процессе достижения намеченных результатов. Если организация не располагает достаточным числом работников, то в таком случае следует произвести добор персонала до необходимого количества. Если не все работники организации обладают необходимой квалификацией, то менеджерам организации следует позаботиться о приобретении всеми сотрудниками необходимых умений и навыков.
  • Материальные ресурсы - это материальные средства труда, при помощи которых организация производит продукт своей деятельности. К ним относятся здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, необходимые для производства продукции.
  • Важно оценить финансовое состояние организации до начала реализации поставленных целей, чтобы сразу установить, следует ли организации прибегать к помощи финансовых организаций и привлекать заемные средства.
  • Очень важно для достижения цели всегда располагать всей необходимой информацией. Это должна быть информация как о внешней, так и о внутренней среде организации.
  • Установление графика выполнения работ. Достижение намеченных результатов должно осуществляться последовательно.
  • Контроль выполнения целей по всей системе управления. Контроль выполнения целей подразумевает координацию деятельности всех подразделений организации в процессе достижения цели и отслеживание правильности действий отдельных исполнителей и подразделений.

 

 

 

Задачи менеджмента

 

В рамках целей формулируются  задачи менеджмента, необходимые для  их достижения. Задачами менеджмента  являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения  все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и т. д. В зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.

Основными задачами менеджмента  являются:

  • организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
  • переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • разработка стратегии развития организации и реализация;
  • определение целей развития организации;
  • выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Виды задач:

· управление финансами;

· управление производством;

· управление сбытом и снабжением;

· управление внутренними  службами;

· управление кадрами.

На предприятии можно выделить как минимум три вида учета:

  • оперативный учет - обеспечивает сбор первичной информации и является основным поставщиком данных для остальных видов учета;
  • управленческий учет - направлен на получение информации для детального анализа деятельности предприятия, прогнозирования и принятия решений;
  • бухгалтерский учет - обеспечивает получение необходимой бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Сущность менеджмента, его цели и задачи