Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Оглавление

Введение 3

1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями 4

1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 4

1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5

1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций 10

1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12

2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий» 15

2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования 15

2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 17

2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19

2.4 Принципы управления деятельностью лицея и организация школьного самоуправления 21

3. Анализ организации управленческой деятельности в МОУ СамЛИТ по основным направлениям менеджмента с учетом его специфики для инновационного общеобразовательного учебного заведения 24

3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24

3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25

3.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29

3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31

Заключение 35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

4. Доводит до  заказчика (потребителя) достоверную  информацию об исполнителе и  оказываемых образовательных услугах. 

5. Разрабатывается  положение об оказании платных  дополнительных образовательных  услуг. 

6. Составляет  смету на каждый вид образовательных услуг, а при необходимости - на комплекс услуг. 

7. Разрабатывает  соответствующие инструкции для  лиц, ответственных за проведение  плат дополнительных образовательных  услуг. 

8. Заключает  труд соглашения или гражданско-правовые  договоры с исполнителями на выполнение дополнительных образовательных услуг. 

9. Заключает  в письменной форме договор  с заказчиком на оказание платных  дополнительных образовательных  услуг. 

10. Оплата за  предоставление плат образовательной  услуги осуществляется в порядке,  предусмотренном действующим законодательством. 

11. На основании  заключенных договоров директор  лицея издает приказ об организации  работы лицея по оказанию платных  дополнительных образовательных  услуг. 

В качестве подобных услуг СамЛИТ предлагает подготовительное дошкольное образование для поступающих в лицей (одно- и двухгодичное), курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ для 10-11 классов, курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ. Полный список предоставляемых платных образовательных услуг закреплен в Уставе лицея [16, c. 17].

2.3 Организационная  структура МОУ СамЛИТ и ее  отличия от типовой структуры  управления школой

В настоящий  момент самым распространенным является смешанный тип оргструктуры внутришкольного  управления (Рисунок 1). Структура управления МОУ СамЛИТ значительно усложняется. Выявляется тенденция к проектированию оргструктуры интегрально-дифференцированного вида, которая формируется по линейно-функциональному и матричному принципу, выявляя новое разделение труда. 

Рисунок 1. Смешанная  структура внутришкольного управления 

Организационная структура школы с развитой информационной средой подразумевает включение  в качестве обязательных блоков оргструктуру функционально-ориентированных зон [11]. Из-за наличия в информсреде  лицея информационно-коммуникативной  зоны: медиацентра, ТВ-центра, узла Интернет - необходимо соответственно включить в организационную структуру образовательного учреждения такие дополнительные единицы, как руководитель медиацентра, методист медиатеки, видеоинженер, инженер узла Интернет. То же можно сказать и о других функционально-ориентированных зонах. Таким образом, в организационной структуре появляется блок, связанный с координацией действий и взаимодействий оргструктур каждой функционально-ориентированной зоны в отдельности и всех их, вместе взятых, - блок информационной службы (Рисунок 2). 

Рисунок 2. Блок информационной службы 

С одной стороны, системная интеграция ИТ в образовательный  процесс требует значительного  расширения горизонтали, укрепления горизонтальных связей, усиления развивающихся интеграционных процессов в создаваемой оргструктуре; с другой же стороны, учитывая возрастающую при этом роль координацинно-контролирующей функции управления, необходимо отметить увеличение числа уровней в иерархии оргструктуры, расширение управленческой вертикали. 

Структура управления лицеем (см. Приложение) содержит следующие  звенья: 

1 уровень - директор; органы коллегиального управления: общешкольная конференция, совет  лицея, попечительский совет,  педагогический совет; 

2 уровень - экспертно-консультативная служба определения стратегии развития личностно-ориентированной педагогической системы и информсреды; заместители директора по направлениям; главный бухгалтер; 

3 уровень - координационно-методический  совет, регулирующий управление  образовательным процессом в информационной среде школы, включающий в себя координаторов базового и профильного образования, воспитательной и научно-методической работы, руководитель информационной службы; 

4 уровень - руководители  служб по обеспечению системной  интеграции ИТ в образовательный процесс и эффективного функционирования педагогической системы: руководители звеньев оргструктуры информационной службы: руководитель медиацентра, руководитель пресс-службы, администратор сети, диспетчер образовательного процесса, инженер базы данных; руководители МО учителей-предметников, руководитель психолого-педагогической службы, организаторы воспитательной работы, руководители ВТК по разработке курсовых проектов; 

5 уровень - руководители  лабораторий: лаборатории мультимедиа и компьютерного видео, лаборатории издательского дела, методист медиацентра, библиотечная служба, инженер узла Интернет, web-мастер, инженер школьного ТВ-центра, МО руководителей клубов, студий, кружков, спортивных секций, психологи, логопед, социальный педагог, медицинская служба, МО классных руководителей, Совет учащихся, учителя-предметники, руководители НОУ, преподаватели спецкурсов (общеобразовательных спецкурсов по выбору учащихся и спецкурсов "НИТ по выбору"), мини-бригады по созданию курсовых проектов и т.д. 

Службы обеспечения, годичные команды, проектные и другие творческие группы имеют свою оргструктуру, свои оргсвязи, согласно требованиям  к организации и самоуправляемости, предъявляемым к объектам. Их сферы  ответственности разграничены. В  качестве руководителей творческих групп или команд выдвигаются лидирующие в профессиональном и организационно-педагогическом плане учителя. 

Таким образом, множественность целей и стратегий  управляемого объекта порождает  множественность оргструктур, вариативную расстановку органов управления, смещение акцентов в их функционировании.

2.4 Принципы управления  деятельностью лицея и организация  школьного самоуправления 

Управление лицеем строится на основе сочетания принципов  самоуправления коллектива и единоначалия директора. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется Уставом лицея [16, c. 14-16]. Основными формами самоуправления являются Совет лицея, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет. 

Общее руководство лицеем осуществляет выборный представительный орган - Совет лицея. Он формируется из администрации лицея, представителей работников, представителей обучающихся (4 учащихся 8-11 классов) и представителей родителей (от каждого класса). Кроме того, к участию в работе Совета лицея на совещательных началах могут приглашаться представители вышестоящих органов, местной администрации, общественности. 

Решения Совета лицея заносятся в протокол, который  хранится в лицее. Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в год (обычно 2-3 раза). В редких, не терпящих отлагательства случаях, директор может созвать внеочередное заседание Совета лицея. Также, внеочередное заседание может быть созвано по требованию не менее трех членов Совета или его председателем. 

Заседание Совета считается состоявшимся, если на нем присутствовали более 2/3 членов. Решения принимаются голосованием. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Совета. 

Совет принимает  план развития лицея, формирует фонд развития и контролирует правильность его исполнения. По представлению директора Совет одобряет структуру лицея, принимает правила приема обучающихся, положение об аттестации и переводе обучающихся, правила поведения обучающихся, положения о платных образовательных услугах. Директор лицея отчитывается перед Советом по итогам работы и использования бюджета и внебюджетных средств (обычно в начале каждого полугодия, но не реже 1 раза в год). Совет лицея определяет основные направления финансирования за счет внебюджетных средств в соответствии с целями и задачами лицея. Устав лицея не может быть изменен без рассмотрения и одобрения нововведений Советом лицея. 

Кроме того, для  рассмотрения оперативных проблем  создается Малый совет лицея. В него входит администрация лицея, представители педагогического коллектива и по 4 представителя родителей и учащихся из состава Совета лицея. Он занимается более частными вопросами и контролирует правильность исполнения решений Совета лицея. 

Согласно Уставу лицея, из состава Совета на выборной основе может формироваться Попечительский совет. Его целью является содействие внебюджетному финансированию лицея и оказание ему организационной, консультационной, правовой и иной помощи. При отсутствии Попечительского совета вопросы его компетенции решает Совет лицея. 

В лицее создана  развитая система ученического самоуправления. В наши дни в процессе коренного  преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый  этап своего развития. Ключевая проблема - сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. 

Основные органы ученического самоуправления - Ученические  советы лицея и пролицея, в которые  выбираются по 3 представителя от каждого  класса. На них обсуждаются текущие проблемы и задачи, стоящие перед лицеем. Основное поле деятельности ученических советов - организация различных мероприятий (конференций, фестивалей, праздников, дней здоровья), ведь они проводятся именно ради учеников и их мнение при решении подобных вопросов особенно важно. 

Уполномоченным  органом самоуправления работников лицея является Общее собрание трудового  коллектива (ОСТК) лицея. Оно созывается по мере надобности, но не реже 1 раза в  год.  

ОСТК считается  состоявшимся, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых лицей является основным местом работы. Решения принимаются 2/3 голосов присутствующих на собрании работников. 

К исключительной компетенции ОСТК относятся такие  вопросы, как принятие правил внутреннего  трудового распорядка (по представлению директора), утверждение коллективного трудового договора, принятие решений о надбавках. доплатах и премиях. При необходимости ОСТК создает, определяет численность и срок полномочий Совета трудового коллектива и Комиссии по трудовым спорам. Кроме того, ОСТК принимает решение об объявлении забастовки и выбирает орган, возглавляющий ее. 

Педагогический  совет - это коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников лицея. Он создается в целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в лицее. Педсовет действует под руководством директора и созывается им по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Решения Педагогического совета реализуются приказами директора. 

Педсовет определяет формы и методы учебно-воспитательного  процесса, выбирает варианты содержания образования в текущем году. В  ведении Педагогического совета находятся также такие вопросы, как проведение контроля качества знаний (экзаменов и зачетов), состав аттестационной комиссии, перевод учащихся в следующий класс. На педсовете обсуждается и принимается календарный учебный график. 

Непосредственное  руководство лицеем осуществляет директор. Он является источником единоличной власти в учебном заведении. 

Директор без  доверенности: 

· действует  от имени лицея, представляет его  интересы во всех отечественных и  зарубежных организациях, государственных  и муниципальных органов; 

· открывает  в банках расчетные и иные счета; 

· распоряжается  в установленном порядке имуществом и средствами лицея; 

· заключает  договоры, в том числе трудовые контракты, выдает доверенности; 

· утверждает структуру  и штатное расписание, график работы и расписание занятий; 

· распределяет обязанности между работниками лицея, утверждает должностные инструкции; 

· распределяет учебные нагрузки, устанавливает  ставки и должностные оклады работников лицея в пределах фонда заработной платы и собственных средств, с учетом ограничений, установленных  действующим законодательством; 

· распределяет надбавки и доплаты к должностным  окладам, премирует работников лицея; 

· издает приказы  и дает указания, обязательные для  всех работников лицея; 

· решает иные оперативные  вопросы организации деятельности лицея. 

Локальные акты органов самоуправления вступают в силу только после их утверждения директором лицея. 

Вывод: Особенности  менеджмента данной организации  определяются тем, что это инновационное  образовательное учреждение с развитой информационной средой. При этом размеры организации невелики. МОУ СамЛИТ обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. В структуре управления лицеем сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора.

Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях