Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:19, курсовая работа
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.
Введение 3
1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями 4
1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 4
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5
1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций 10
1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12
2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий» 15
2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования 15
2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 17
2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19
2.4 Принципы управления деятельностью лицея и организация школьного самоуправления 21
3. Анализ организации управленческой деятельности в МОУ СамЛИТ по основным направлениям менеджмента с учетом его специфики для инновационного общеобразовательного учебного заведения 24
3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24
3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25
3.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31
Заключение 35
Особенности
стратегического
менеджмента бюджетных
организаций.
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарский государственный
имени академика С.П. Королева»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по курсу "Основы менеджмента"
на тему
"Сущность и особенности менеджмента
в бюджетных
организациях"
Выполнила:
А.А. Коробецкая
группа 731
Научный руководитель:
ст. преп. Ю.В. Матвеева
Самара 2008Оглавление
Введение 3
1. Основные понятия,
отличительные особенности и
теоретические основы
1.1 Понятие и
основные характерные черты
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5
1.3 Материальные
и денежные средства, целевые
и нецелевые источники
1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12
2. Характеристика
деятельности, описание ресурсов
и специфические особенности
организационной структуры МОУ
«Самарский лицей
2.1 Общее описание
организации: цели, ценности, миссия,
организационно-правовая форма,
2.2 Описание основных
и дополнительных
2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19
2.4 Принципы управления
деятельностью лицея и
3. Анализ организации
управленческой деятельности в
МОУ СамЛИТ по основным
3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24
3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25
3.3 Содержание, особенности
и проблемы мотивации
3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31
Заключение 35
Библиографический список 37
Введение
Управление бюджетными
организациями значительно
Государственным
учреждениям грамотный
Поэтому цель данной работы заключается в определении наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Для этого необходимо решить несколько задач.
В первую очередь,
необходимо выделить особенности, присущие
большинству бюджетных
В зависимости от вида деятельности бюджетные организации значительно отличаются друг от друга, так же как и менеджмент в них. В последние годы значительное развитие получило такое направление как менеджмент образования.
В работе менеджмент бюджетных организаций рассматривается на примере МОУ "Самарский лицей информационных технологий". Вторая часть работы содержит описание данной организации, ее цели, ценности, миссию. Дается описание предоставляемых образовательных услуг, подробная характеристика организационной структуры.
В большинстве случаев менеджмент образования рассматривает управление высшим учебным заведением, но в работе описывается школа, поэтому необходимо отдельно охарактеризовать менеджмент школы и определить его задачи. Затем нужно выделить наиболее важные для школьного управления функции менеджмента и рассмотреть их реализацию на примере Самарского лицея информационных технологий.
Лицей является
инновационным учебным
1. Основные понятия,
отличительные особенности и
теоретические основы
1.1 Понятие и
основные характерные черты
Понятие бюджетной
организации используется для обозначения
всех структурных подразделений
и юридических лиц, контролируемых
органами власти и финансируемых
за счет бюджетных средств. Оно не имеет
строго юридического смысла и призвано
отразить различные организационно-правовые
формы, используемые в настоящее время
органами власти.
Бюджетная организация
- созданная органами государственной
или местной власти организация
для осуществления функций некоммерческого
характера, финансируемая из федерального,
регионального, местного бюджета или государственного
внебюджетного фонда на основе сметы доходов
и расходов; наделяется государственным
или муниципальным имуществом на праве
оперативного управления. [13, с. 34]
Исходя из этого
определения, бюджетная организация
определяется двумя основными чертами:
· бюджетная
организация является некоммерческой;
· финансирование
бюджетной организации ведется
за счет государства.
Некоммерческий
характер деятельности бюджетных организаций
во многом определяет особенности менеджмента
в них. Согласно ГК РФ, к коммерческому
сектору относятся различного рода предприятия,
основной целью которых является получение
прибыли [5, с. 14]. Некоммерческая сфера,
наоборот, объединяет организации, которые
не рассматривают в качестве основной
цели своей деятельности извлечение прибыли
и не распределяют полученную прибыль
между участниками. Их работа направлена
на достижение культурных, образовательных,
научных, благотворительных и иных общественно-полезных
целей. Таким образом, главной целью некоммерческих
организаций (НКО) и главным мотиватором
деятельности их менеджеров является
служение общественным целям. Оценка их
деятельности исходит со стороны общественно-политических
групп и государственных органов.
Миссия бюджетных
организаций отражает важнейшие
социальные задачи того или иного
региона. Вместе с тем, формулировка
миссии отнюдь не запрещает им заниматься
прибыльными направлениями
Бюджетные организации
финансируются учредившим их собственником
(РФ, субъектом РФ либо органом местного
самоуправления) из соответствующего
бюджета [2, с. 15]. Прибыль, полученная организацией,
используется на достижение целей, определенных
собственником, установленных изначально
учредительными документами, и, таким
образом, это не может быть простым дележом
между участниками хозяйственной деятельности.
К бюджетным
организациям относятся учреждения
образования, культуры, здравоохранения,
организации государственного управления,
военно-промышленного
Бюджетные организации
классифицируются по виду оказываемых
услуг.
Имеются существенные
трудности для
1.2 Основные отличия
бюджетных организаций от
Деятельность
любой организации определяется
ее целями. Различия целей коммерческих
и некоммерческих организаций являются
существенными и во многом определяют
принципиальное различие в подходах к
стратегическому планированию и управлению
фирмой и бюджетной организацией.
Если вполне
оправданным и осуществимым практически
требованием для корпоративных
целей является их количественное выражение,
то представить количественно цели НКО
трудно, а часто и невозможно. Хотя было
бы неверным утверждать, что цель максимизации
прибыли является определяющей для всех
коммерческих организаций и на всех этапах
их развития, тем не менее, без получения
прибыли фирма не может существовать более
или менее длительное время. Эта прибыль
фиксируется в планах, определяются методы
контроля всех этапов ее получения. Исходя
из ожидаемой прибыли, определяются и
цели организации и пути их достижения.
Следовательно, фирмы имеют преимущества
в процессе определения целей: они могут
быть ясно, конкретно определены и представлены
в количественном выражении. Например,
должен быть достигнут определенный уровень
продаж, охвата рынка или производительности.
В случае любых
НКО цели определяются нередко в
общем виде, качественно. Отсюда при
их формулировании часто используются
глаголы «улучшить», «повысить», «преодолеть»
и т.п. Зачастую они не являются операционализированными,
т.е. не существует некоторой совокупности
операций или действий, осуществление
которой позволяет достичь целей.
Цели, как фирмы,
так и бесприбыльной
Но даже если
цели НКО ясны, не конфликтуют между
собой и являются неизменными, оценка
производительности организации является
крайне сложным делом. Эта сложность
может существовать и в том
случае, когда цели организации определены
количественно, заданы временные рамки
их достижения, однако не существует объективного
способа определения производительности
отдельных подразделений организации.
Один из способов
решения проблемы состоит в том,
чтобы измерить некоторые аспекты
производительности в надежде, что «хорошая»
производительность в соответствии с
этим критерием будет отражать достижение
неизмеримых «истинных» целей [9, с. 157].
Так, например, если цели школы состоят
в том, чтобы давать детям образование
и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются
целями, которые нельзя непосредственно
измерить, могут быть использованы опосредованные
методы измерения достижения целей для
того, чтобы оценить производительность
деятельности бюджетной организации в
целом.
В случае со школой
можно измерить экзаменационные оценки
и использовать эти данные как критерий
для сравнения одной школы с другой (однако
такое измерение нельзя считать полностью
объективным - состав учеников каждой
школы, имеющиеся ресурсы, родительская
поддержка и т.д. не одинаковы).
Среди теоретических
концепций, посвященных особенностям
экономики и менеджмента
Теория «производства общественных благ».
Согласно теории
«производства общественных благ»
американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда,
специфика экономики и
Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях