Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:58, контрольная работа
Происходящие в настоящее время социально-экономические изменения в стране, направлены на модернизацию системы профес-сионального образования, в том числе на повышение качества образования. Проблема повышения качества является общей для всех видов профессионального образования. Одним из приоритетных направлений в этом контексте является повышение уровня способности и готовности выпускников педагогических вузов к организационно-управленческой деятельности.
Важнейшим направлением модернизации системы образования является изменение самой модели управления этой системой. Ближайшая цель - разработка оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики.
Введение 3
1. Понятие «педагогический менеджмент» 4
2. Принципы педагогического менеджмента 6
3. Функции педагогического менеджмента 16
Заключение 18
Список литературы 19
Сущность и особенности педагогического менеджмента
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Понятие «педагогический менеджмент» | 4 |
2. | Принципы педагогического менеджмента | 6 |
3. | Функции педагогического менеджмента | 16 |
Заключение | 18 | |
Список литературы | 19 |
Введение
Происходящие
в настоящее время социально-
Важнейшим направлением модернизации системы образования является изменение самой модели управления этой системой. Ближайшая цель - разработка оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики.
Принимая
во внимание устоявшееся определение
образовательной системы как социального
института и разновидности социальной
системы, целесообразно для решения задач
управления ими использовать общие подходы
социального управления. В рамках этой
концепции управление трактуется как
воздействие субъекта на объект управления
и подразумевает оптимизацию процессов
при целенаправленном переходе образовательной
системы из одного состояния в другое.
1. Понятие «педагогический менеджмент»
Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.
Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.
В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.
В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
-
процесс постановки и
-
управление бизнесом через
-
специальный вид
-
умение руководителя
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
-
область человеческого знания, помогающая
эффективно осуществлять
Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).
2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4)
Поскольку навыки и
5)
О предприятии нельзя судить
только по объему выпуска
2.
Принципы педагогического
менеджмента
Традиционная
система принципов, отражающая организационно-
С
позиций педагогического
- принцип уважения и доверия к человеку;
-
принцип целостного взгляда
- принцип сотрудничества;
-
принцип социальной
-
принцип индивидуального
-
принцип обогащения работы
-
принцип личного
- принцип консенсуса;
-
принцип коллективного
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
-
принцип автономизации
-
принцип постоянного
Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.
Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Требования этого принципа:
- уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;
- уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;
- предоставляйте личности когда это возможно свободу выбора;
- доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;
- создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
- уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
- создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
- максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;
- поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;
- гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:
Информация о работе Сущность и особенности педагогического менеджмента