Сущность и особенности педагогического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Происходящие в настоящее время социально-экономические изменения в стране, направлены на модернизацию системы профес-сионального образования, в том числе на повышение качества образования. Проблема повышения качества является общей для всех видов профессионального образования. Одним из приоритетных направлений в этом контексте является повышение уровня способности и готовности выпускников педагогических вузов к организационно-управленческой деятельности.
Важнейшим направлением модернизации системы образования является изменение самой модели управления этой системой. Ближайшая цель - разработка оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие «педагогический менеджмент» 4
2. Принципы педагогического менеджмента 6
3. Функции педагогического менеджмента 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.48 Кб (Скачать)

Сущность  и особенности  педагогического  менеджмента

 

Содержание 

  Введение 3
1. Понятие «педагогический  менеджмент» 4
2. Принципы  педагогического  менеджмента 6
3. Функции педагогического  менеджмента 16
  Заключение 18
  Список  литературы 19

 

Введение

     Происходящие  в настоящее время социально-экономические  изменения в стране, направлены на модернизацию системы профес-сионального  образования, в том числе на повышение  качества образования. Проблема повышения качества является общей для всех видов профессионального образования. Одним из приоритетных направлений в этом контексте является повышение уровня способности и готовности выпускников педагогических вузов к организационно-управленческой деятельности.

     Важнейшим направлением модернизации системы  образования является изменение  самой модели управления этой системой. Ближайшая цель - разработка оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики.

     Принимая  во внимание устоявшееся определение  образовательной системы как социального института и разновидности социальной системы, целесообразно для решения задач управления ими использовать общие подходы социального управления. В рамках этой концепции управление трактуется как воздействие субъекта на объект управления и подразумевает оптимизацию процессов при целенаправленном переходе образовательной системы из одного состояния в другое.  

 

1. Понятие «педагогический менеджмент»

     Англоязычное  слово «management» имеет три смысловых аспекта:

  • совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
  • социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;
  • научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

     В русском языке его синонимом  принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств  и форм руководства предприятием или учреждением.

     В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

     Хотя  менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

     В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

     Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

     Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

     В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

     - процесс постановки и достижения  целей посредством мобилизации  труда людей, их интеллекта, мотивов  поведения, а также финансовых  и технических ресурсов;

     - управление бизнесом через филигранную  работу с людьми;

     - специальный вид управленческой  деятельности, вращающейся вокруг  человека;

     - умение руководителя добиваться  поставленных целей, используя  труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

     - функция, вид деятельности по  руководству людьми в самых  разнообразных организациях;

     - область человеческого знания, помогающая  эффективно осуществлять управленческие функции.

     Из  приведенных определений можно  заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

     Наиболее  подходящее и полное определение  менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

     1) Сплотить людей вокруг общих  целей предприятия, - иначе никогда  из толпы не создать коллектива).

     2) Развивать в каждом сотруднике  предприятия его потребности  и по возможности их удовлетворять.

     3) Ни на минуту не останавливать  развитие людей.

     4) Поскольку навыки и профессиональная  подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

     5) О предприятии нельзя судить  только по объему выпуска продукции  и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия. 

2. Принципы педагогического  менеджмента 

     Традиционная  система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

     С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие  управленческие принципы:

     - принцип уважения и доверия  к человеку;

     - принцип целостного взгляда человека;

     - принцип сотрудничества;

     - принцип социальной справедливости;

     - принцип индивидуального подхода  в управлении;

     - принцип обогащения работы педагога;

     - принцип личного стимулирования;

     - принцип консенсуса;

     - принцип коллективного принятия  решения;

     - принцип целевой гармонизации;

     - принцип горизонтальных связей;

     - принцип автономизации управления;

     - принцип постоянного обновления.

     Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.

     Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.

     Требования этого принципа:

     - уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;

     - уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;

     - предоставляйте личности когда это возможно свободу выбора;

     - доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;

     - создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;

     - уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;

     - создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;

     - максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;

     - поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;

     - гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.

     Принцип целостного взгляда  человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:

  • стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
  • не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;
  • помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;
  • общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;
  • управленец должен быть причастен к образу жизни членов педагогического коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие их потребности;
  • встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, «поговорить по душам».

     Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

  • считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;
  • знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательном учреждении;
  • цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
  • создавайте атмосферу не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости участия в процессе управления образовательным учреждением;
  • бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;
  • основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;
  • сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Информация о работе Сущность и особенности педагогического менеджмента