Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:19, курсовая работа
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.
Введение 3
1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями 4
1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 4
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5
1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций 10
1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12
2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий» 15
2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования 15
2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 17
2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19
2.4 Принципы управления деятельностью лицея и организация школьного самоуправления 21
3. Анализ организации управленческой деятельности в МОУ СамЛИТ по основным направлениям менеджмента с учетом его специфики для инновационного общеобразовательного учебного заведения 24
3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24
3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25
3.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31
Заключение 35
Рассматривая конкретные методы оценки эффективности yправления, П. Роби и К. Сейлз предложили следующий список критериев, ориентируясь, главным образом, на коммерческие организации:
1) качество управления;
2) качество продукции и услуг;
3) способность к нововведениям;
4) объем долгосрочных инвестиций;
5) финансовое положение;
6) способность
к привлечению, развитию
7) ответственность перед обществом и окружающей средой;
8) широкое использование активов компании.
Очевидно, данный список можно было бы и продолжить. Некоторые из этих критериев подходят и для оценки эффективности бюджетных организаций. Но даже для коммерческих организаций не существует одного или нескольких определенных и признаваемых всеми исследователями критериев оценки эффективности. Различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности.
Основой для решения этой задачи может послужить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций групп поддержки (стейкхолдеров).
1. Целевой подход.
Он основывается на
2. Процессный
подход. Для оценки эффективности
с позиций этого подхода
3. Ресурсный
подход. Этот подход связывает
эффективность с рациональным
потреблением ресурсов. В отличие
от двух предшествующих он
направлен на учет изменений
в общественном мнении во
4. Подход с позиций стейкхолдеров. Этот подход к оценке эффективности пытается преодолеть ограниченность первых трех. В данном случае эффективность определяется как способность удовлетворять потребности и ожидания максимального количества стейкхолдеров организации - спонсоров, представителей общественности, экологических организаций, церковных общин, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Такое понимание эффективности является почти основным для муниципальных организаций, многих организаций государственного управления, общественно-политических объединений и ряда других; провозглашающих в качестве своей основной цели служение общественным интересам. Организации с таким подходом понятия эффективности обычно испытывают трудности в определении иерархии целей, так как последние определяются взаимоотношениями со стейкхолдерами, которые, в свою очередь, могут характеризоваться меняющейся во времени степенью их значимости. Стратегия организации в этом случае будет строиться на определении предпочтительных целей и называется стратегией вынужденной оптимизации. Если организация концентрирует внимание на удовлетворении интересов внешних стейкхолдеров, то это может привести к игнорированию требований процессного подхода и, как следствие, ухудшению внутриорганизационного климата. Поэтому было бы неверным утверждать, что интересы внутренних стейкхолдеров не имеют значения при планировании и реализации стратегии бюджетной организации.
Сочетать эти противоположные требования при планировании стратегии позволяет знание того, что интересами и, следовательно, поведением внутренних стейкхолдеров можно управлять, а на интересы внешних - преимущественно реагировать.
Вывод: Основной особенностью менеджмента бюджетных организаций является некоммерческий характер их целей. Зачастую для таких организаций невозможно сформулировать непротиворечивые и измеримые цели. Общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. От прочих некоммерческих организаций бюджетные отличаются порядком финансирования. Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности, поскольку численно измерить объем предоставляемых услуг на выходе весьма сложно.
2. Характеристика
деятельности, описание ресурсов
и специфические особенности
организационной структуры МОУ
«Самарский лицей
2.1 Общее описание
организации: цели, ценности, миссия,
организационно-правовая форма,
Самарский лицей
информационных технологий (СамЛИТ) - общеобразовательное
учебное заведение элитного типа,
реализующее инновационную
Самарский лицей
информационных технологий является муниципальным
образовательным учреждением. Образовательным
считается учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть реализующее
одну или несколько образовательных программ
и (или) обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников. Учредителем
МОУ СамЛИТ является Управление образования
администрации города Самары [16, c. 2].
Деятельность
Самарского лицея информационных технологий
регламентируется Уставом лицея. В
нем закреплены основные положения,
касающиеся организации деятельности
лицея, образовательного процесса, управления
лицеем, его финансовых и имущественных
ресурсов. Ни один внутренний акт лицея
не может противоречить его Уставу [16,
c. 18]. Устав лицея обязателен для ознакомления
для всех учащихся, их родителей и работников
лицея.
Лицей осуществляет
обучение и воспитание в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает
охрану здоровья и создание благоприятных
условий для разностороннего
развития личности. Ценности лицея
определяются принципами демократии и
гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, гражданственности, свободного
развития личности, автономности и светского
образования.
Миссией лицея
является реализация преемственных
образовательных программ начального
общего образования, основного общего
образования и среднего (полного) общего
образования с учетом образовательного
профиля лицея, предполагающего повышенную
(углубленную) подготовку по информатике,
программированию, информационным технологиям.
Основными целями
деятельности лицея являются:
· создание благоприятных
условий для разностороннего
развития личности, в том числе
возможности удовлетворения потребности
обучающегося в самообразовании
и получении дополнительного
образования;
· формирование
общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ;
· достижение обучающимися
соответствующего образовательного уровня;
· адаптация
обучающихся к жизни в
· создание основы
для сознательного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных
программ выпускниками лицея;
· обеспечение
непрерывности среднего (полного) общего
и высшего профессионального
образования;
· формирование
функционально грамотной личности;
· воспитание гражданственности,
патриотизма, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви
к Родине, семье, окружающей природе.
В лицее накоплен
богатейший опыт по применению новых
информационных технологий в образовании:
разработаны образовательные программы
и учебно-методические комплексы по объектно-визуальному
программированию и мультимедиа, офисным
и телекоммуникационным технологиям,
компьютерному дизайну и презентационной
графике.
Источниками формирования
имущественных и финансовых ресурсов
лицея являются:
· собственные
средства учредителя;
· бюджетные
и внебюджетные средства;
· имущество, переданное
лицею собственником или
· средства, полученные
за предоставленные дополнительные
платные образовательные услуги;
· добровольные
пожертвования физических и юридических
лиц;
· доход, полученный
от реализации продукции и услуг,
а так же от других видов разрешенной
самостоятельной деятельности;
· кредиты банков
и других кредиторов;
· другие источники
в соответствии с действующим законодательством.
Материально-техническая
база лицея включает в себя около
200 компьютеров, 7 кабинетов информатики
и информационных технологий, медиацентр,
мультимедиа лабораторию и
Списочный состав работников лицея включает более 40 человек, в том числе несколько преподавателей ведущих вузов города, которые ведут спецкурсы, готовят учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.
2.2 Описание основных
и дополнительных
Учебное заведение
имеет в своем составе классы
лицея (8-11 классы), пролицея (5-7 классы)
и начальной школы (1-4 классы). Прием учащихся
производится на конкурсной основе в 5-е
классы пролицея и 8-е классы лицея.
Каждому обучающемуся
в лицее, условно говоря, предлагается
освоить две программы
Кроме широкого
спектра учебных дисциплин и
спецкурсов данное учебное заведение
предоставляет обширное поле деятельности
во внеурочное время. В системе дополнительного
образования лицея - спортивно-туристические
секции, театральная студия, фольклорный
и вокальный ансамбли, клубы: веб-мастеров,
дизайнеров, программистов, «Медиатор»,
«Аккорд» (Компьютер и музыка).
Лицей вправе привлекать
дополнительные финансовые ресурсы
за счет предоставления платных дополнительных
образовательных и иных сопутствующих
услуг, предусмотренных уставом
лицея. Платные образовательные
услуги не могут быть оказаны вместо образовательной
деятельности финансируемой за счет средств
бюджета.
Платные дополнительные
образовательные услуги предоставляются
в следующем порядке:
1. Лицей изучает
спрос и определяет
2. Проводит анализ
необходимой материально-
3. Создает условия
для оказания платных
Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях