Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Оглавление

Введение 3

1. Основные понятия, отличительные особенности и теоретические основы управления бюджетными организациями 4

1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 4

1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 5

1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций 10

1.4 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 12

2. Характеристика деятельности, описание ресурсов и специфические особенности организационной структуры МОУ «Самарский лицей информационных технологий» 15

2.1 Общее описание организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма, источники финансирования 15

2.2 Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 17

2.3 Организационная структура МОУ СамЛИТ и ее отличия от типовой структуры управления школой 19

2.4 Принципы управления деятельностью лицея и организация школьного самоуправления 21

3. Анализ организации управленческой деятельности в МОУ СамЛИТ по основным направлениям менеджмента с учетом его специфики для инновационного общеобразовательного учебного заведения 24

3.1 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутришкольного управления 24

3.2 Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов лицея 25

3.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29

3.4 Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и рекомендации по его проведению 31

Заключение 35

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Рассматривая  конкретные методы оценки эффективности yправления, П. Роби и К. Сейлз предложили следующий список критериев, ориентируясь, главным образом, на коммерческие организации:

1) качество управления;

2) качество продукции  и услуг; 

3) способность  к нововведениям; 

4) объем долгосрочных  инвестиций;

5) финансовое  положение; 

6) способность  к привлечению, развитию высококачественных  человеческих ресурсов;

7) ответственность  перед обществом и окружающей  средой;

8) широкое использование  активов компании.

Очевидно, данный список можно было бы и продолжить. Некоторые из этих критериев подходят и для оценки эффективности бюджетных  организаций. Но даже для коммерческих организаций не существует одного или  нескольких определенных и признаваемых всеми исследователями критериев оценки эффективности. Различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности.

Основой для  решения этой задачи может послужить  выделение четырех подходов к  разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций  групп поддержки (стейкхолдеров).

1. Целевой подход. Он основывается на утверждении,  что все критерии эффективности организации прямо или косвенно связаны с целями. Однако конфликтующие, разноплановые, неопределенные и размытые цели, свойственные большинству НКО, затрудняют построение иерархии целей, выделение главной, определяющей. Для коммерческой организации главные цели связаны с производством и эффективность определяется как отношение издержек к прибыли или коэффициентами рентабельности. Целевой подход, являющийся основным для коммерческих организаций, может выполнять лишь вспомогательные функции для выявления эффективности бюджетных организаций.

2. Процессный  подход. Для оценки эффективности  с позиций этого подхода внимание  уделяется социальным процессам  в организации - мотивации, коммуникации, работе в команде, лояльности  организационным целям, процессу принятия решений. Здесь в наибольшей степени проявляется связь эффективности с использованием человеческих ресурсов организации. Однако концентрация усилий руководства бюджетной организации на повышении эффективности за счет совершенствования внутриорганизационных процессов может привести к ситуации, когда все усилия направляются на создание комфортной обстановки на рабочем месте для персонала организации, снижения конфликтности любой ценой и замкнутости в рамках внутриорганизационных человеческих проблем.

3. Ресурсный  подход. Этот подход связывает  эффективность с рациональным  потреблением ресурсов. В отличие  от двух предшествующих он  направлен на учет изменений  в общественном мнении во внешней  среде, в том числе политических  и социальных факторов, и поддерживаемых социальными группами ценностей. Потребляемые ресурсы всегда ограничены и дефицитны. Поэтому оценка эффективности деятельности администрации часто связывается с умением находить новые источники поступления ресурсов, чаще всего финансовых. Однако доминирование ресурсных проблем в управлении, столь характерное для коммерческих организаций, в случае бюджетной организации может привести к ослаблению внимания к текущей, оперативной деятельности и заявленным стратегическим целям.

4. Подход с позиций стейкхолдеров. Этот подход к оценке эффективности пытается преодолеть ограниченность первых трех. В данном случае эффективность определяется как способность удовлетворять потребности и ожидания максимального количества стейкхолдеров организации - спонсоров, представителей общественности, экологических организаций, церковных общин, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Такое понимание эффективности является почти основным для муниципальных организаций, многих организаций государственного управления, общественно-политических объединений и ряда других; провозглашающих в качестве своей основной цели служение общественным интересам. Организации с таким подходом понятия эффективности обычно испытывают трудности в определении иерархии целей, так как последние определяются взаимоотношениями со стейкхолдерами, которые, в свою очередь, могут характеризоваться меняющейся во времени степенью их значимости. Стратегия организации в этом случае будет строиться на определении предпочтительных целей и называется стратегией вынужденной оптимизации. Если организация концентрирует внимание на удовлетворении интересов внешних стейкхолдеров, то это может привести к игнорированию требований процессного подхода и, как следствие, ухудшению внутриорганизационного климата. Поэтому было бы неверным утверждать, что интересы внутренних стейкхолдеров не имеют значения при планировании и реализации стратегии бюджетной организации.

Сочетать эти  противоположные требования при  планировании стратегии позволяет  знание того, что интересами и, следовательно, поведением внутренних стейкхолдеров можно управлять, а на интересы внешних - преимущественно реагировать.

Вывод: Основной особенностью менеджмента бюджетных  организаций является некоммерческий характер их целей. Зачастую для таких организаций невозможно сформулировать непротиворечивые и измеримые цели. Общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. От прочих некоммерческих организаций бюджетные отличаются порядком финансирования. Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности, поскольку численно измерить объем предоставляемых услуг на выходе весьма сложно.

2. Характеристика  деятельности, описание ресурсов  и специфические особенности  организационной структуры МОУ  «Самарский лицей информационных  технологий»

2.1 Общее описание  организации: цели, ценности, миссия, организационно-правовая форма,  источники финансирования

Самарский лицей  информационных технологий (СамЛИТ) - общеобразовательное  учебное заведение элитного типа, реализующее инновационную авторскую  концепцию "Информационные технологии в личностно-ориентированном развитии всех участников педагогического процесса". Каждому обучающемуся СамЛИТ созданы условия для самореализации, определения собственной образовательной траектории, успешной социализации и адаптации в современном информационном обществе.  

Самарский лицей  информационных технологий является муниципальным образовательным учреждением. Образовательным считается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Учредителем МОУ СамЛИТ является Управление образования администрации города Самары [16, c. 2].  

Деятельность  Самарского лицея информационных технологий регламентируется Уставом лицея. В  нем закреплены основные положения, касающиеся организации деятельности лицея, образовательного процесса, управления лицеем, его финансовых и имущественных ресурсов. Ни один внутренний акт лицея не может противоречить его Уставу [16, c. 18]. Устав лицея обязателен для ознакомления для всех учащихся, их родителей и работников лицея. 

Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах  личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных  условий для разностороннего  развития личности. Ценности лицея  определяются принципами демократии и  гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского образования. 

Миссией лицея  является реализация преемственных  образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования с учетом образовательного профиля лицея, предполагающего повышенную (углубленную) подготовку по информатике, программированию, информационным технологиям. 

Основными целями деятельности лицея являются: 

· создание благоприятных  условий для разностороннего  развития личности, в том числе  возможности удовлетворения потребности  обучающегося в самообразовании  и получении дополнительного  образования; 

· формирование общей культуры личности обучающихся  на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; 

· достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня; 

· адаптация  обучающихся к жизни в обществе; 

· создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками лицея; 

· обеспечение  непрерывности среднего (полного) общего и высшего профессионального  образования; 

· формирование функционально грамотной личности; 

· воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к  правам и свободам человека, любви  к Родине, семье, окружающей природе. 

В лицее накоплен богатейший опыт по применению новых  информационных технологий в образовании: разработаны образовательные программы и учебно-методические комплексы по объектно-визуальному программированию и мультимедиа, офисным и телекоммуникационным технологиям, компьютерному дизайну и презентационной графике. 

Источниками формирования имущественных и финансовых ресурсов лицея являются: 

· собственные  средства учредителя; 

· бюджетные  и внебюджетные средства; 

· имущество, переданное лицею собственником или уполномоченным им органом; 

· средства, полученные за предоставленные дополнительные платные образовательные услуги; 

· добровольные пожертвования физических и юридических  лиц; 

· доход, полученный от реализации продукции и услуг, а так же от других видов разрешенной  самостоятельной деятельности; 

· кредиты банков и других кредиторов; 

· другие источники в соответствии с действующим законодательством. 

Материально-техническая  база лицея включает в себя около 200 компьютеров, 7 кабинетов информатики  и информационных технологий, медиацентр, мультимедиа лабораторию и лабораторию  цифрового видео, два оптоволоконных канала Интернет-связи. Кроме оборудованных предметных кабинетов имеется спортивный зал, библиотека, театральный зал, столовая, центр компьютерного тестирования [15]. 

Списочный состав работников лицея включает более 40 человек, в том числе несколько преподавателей ведущих вузов города, которые ведут спецкурсы, готовят учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.

2.2 Описание основных  и дополнительных образовательных  услуг, предоставляемых МОУ СамЛИТ 

Учебное заведение  имеет в своем составе классы лицея (8-11 классы), пролицея (5-7 классы) и начальной школы (1-4 классы). Прием учащихся производится на конкурсной основе в 5-е классы пролицея и 8-е классы лицея. 

Каждому обучающемуся в лицее, условно говоря, предлагается освоить две программы образовательного профиля. Во-первых, программу-минимум. Это та обязательная нагрузка лицеиста по профилю, тот основной набор знаний, умений и навыков "стартового капитала", который обеспечивает ему конкурентоспособность в современном информационном обществе. Параллельно с этим реализуется программа-максимум, благодаря которой максимально удовлетворяется потребность учащихся в изучении той или иной информационной технологии на основе свободного выбора. Она индивидуальна для каждого ученика. В лицее существует широкий спектр учебных спецкурсов: офисные технологии и компьютерный дизайн, мультимедиа и телекоммуникации, графика и анимация, программирование, геометрическое моделирование, компьютерная алгебра и др. 

Кроме широкого спектра учебных дисциплин и  спецкурсов данное учебное заведение предоставляет обширное поле деятельности во внеурочное время. В системе дополнительного образования лицея - спортивно-туристические секции, театральная студия, фольклорный и вокальный ансамбли, клубы: веб-мастеров, дизайнеров, программистов, «Медиатор», «Аккорд» (Компьютер и музыка). 

Лицей вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы  за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных сопутствующих  услуг, предусмотренных уставом  лицея. Платные образовательные  услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности финансируемой за счет средств бюджета. 

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются  в следующем порядке: 

1. Лицей изучает  спрос и определяет предполагаемый  контингент обучающихся. 

2. Проводит анализ  необходимой материально-технической  базы. 

3. Создает условия  для оказания платных дополнительных  образовательных услуг с учетом  требований по охране труда  и безопасности для жизни и  здоровья участников соответствующего  образовательного процесса. 

Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях