Стратегия управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь - ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................3

1. СТРЕТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ...5

1.1. Сущность стратегии……………………………………………………………………5

1.2. Цели фирмы……………………………………………………………………..…………8

2. СТРУКТУРА ФИРМЫ И ЕЕ СВЯЗИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ..........................................12

2.1. Структура фирмы……………………………………………………………………………..12

2.2. Оценка и анализ внешней среды организации…………………………………….………..14

2.3. Изучение стратегических альтернатив…………………………………………………..…17

3. ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………..………...18

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ………………………….20

4.1ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАССЧЕТОВ…………………………………………………………………..…………………21

ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ……………………………………………………………..…………31

БАЛАНС ФИРМЫ………………………………………………………………………………35

5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ЗА 1 КВАРТАЛ………………………………………………………………………………….39 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ И ВНУТРИОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕН - ЦИИ НА РЫНКЕ....................................................................................................................................40

6.1. Моделирование емкости отраслевого рынка…………………………………….……….40

6.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами…………………………..................44

6.3. Перераспределение емкости рынка……………………………………………………….46

7. ОТЧЕТ ФИРМЫ ПО МАРКЕТИНГУ…………………………………………………….47

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………..……….…..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….….….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..….50

Файлы: 1 файл

Курсовик по менеджменту.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     - выход на новые рынки сбыта ;

     - приобретение, слияние фирм и т.д.

     Стратегические решения характеризуются тем, что они :

     - инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки , то требуются особые меры по преодолению отторжения  (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и , наконец,    принуждение ). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

     - направлены на перспективные цели фирмы, на возможности, а не на задачи, на будущее, а не на стоящее;

     - отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

     - направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;

     - требуют знаний - результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

     - субъективны по своей природе, не поддаются , как правило, объективной оценке;

     - необратимы и имеют долгосрочные последствия.

     Стратегическое управление основано на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности фирмы на рынке, на успех в конкурентной борьбе.

     Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к стратегическому управлению как к средству сохранения конкурентоспособности фирмы в динамичной внешней среде. В целом можно сказать, что эффективность системы стратегического управления определяется тем, что она:

     - обеспечивает комплексный , системный взгляд на фирму и ее внешнее окружение;

     - облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

     - обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали , так и по вертикали;

     - помогает справиться с изменениями и провести изменения;

     - дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

      помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

     Обзоры показывают, что большинство фирм имеют тенденцию придерживаться определенной стратегической ориентации в течение 15-20 лет, прежде чем они предпринимают существенные изменения в направлении развития. Обычно необходим некоторый шок, для того чтобы у менеджера  появилась серьезная мотивация для пересмотра позиций фирмы. Стимулировать стратегические изменения могут, например, такие события:

     - смена руководства предприятия;

     -вмешательство внешних организаций;

     - угроза смены владельца или поглощения предприятия;

     -осознание менеджерами необходимости «прорыва»  в процессе функционирования фирмы в случае, если эта фирма не выходит на ожидаемые результаты.

     При изучении стратегического управления особенно важно понимание роли высших менеджеров. Т. Питерс и Р. Уотермен отмечают, что практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Такой лидер должен обладать ясным пониманием миссии компании, внушать уважение, быть наделенным магнетизмом, чтобы заражать своей энергией всю компанию.

     Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.

     1. Предпринимательский образ действий

     Стратегия формулируется одной сильной личностью. Делается акцент на возможностях , существующие проблемы вторичны. Направления стратегического развития определяются собственным видением основателя компании, доминирующая цель - рост компании.

     2. Адаптивный образ или обучение посредством опыта.

     Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Стратегия вылепливается, она фрагментарна; движение вперед пошаговое; обеспечивается небольшой, но предсказуемый ежегодный доход. Процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым. Стратегии могут вырастать из динамизмы фирмы, затрагивая большое число людей, которые могут наполнить новым смыслом, изменить поведение предприятия в целом. Такой образ действий типичен для многих крупных корпораций.

     3. Плановый образ действий.

     Стратегическое управление состоит как в активном поиске новых возможностей, так и в оперативном решении существующих проблем. В процессе принятия стратегических решений используется системный, комплексный анализ. Этот подход рассматривает стратегию как процесс планирования, однако исходя из того, что за установлением стратегии последует ее реализация. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения.

     Следует отметить, что высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом стратегического управления. С одной стороны , обязанность высших менеджеров состоит в том , чтобы обеспечить эффективность функционирования фирмы и получение ожидаемой прибыли. С другой стороны они должны быть способны осуществить быстрый маневр по воздействием внешних угроз и возможностей. К сожалению многие руководители , преуспевшие в обеспечении эффективного функционирования фирмы, оказываются более пассивными и менее подготовленными к изменениям внешней среды . Напротив, руководители, достигшие гибкости и адаптивности своих фирм к внешней среде, не гарантируют выживание фирмы в конкурентной борьбе, если они игнорируют проблемы функционирования. Для успешного руководства эти два аспекта должны быть сбалансированы.

     В целом исследования показывают, что стратегическое планирование может улучшить конкурентную позицию фирмы, а также обеспечить долговременную прибыль. Для того чтобы быть эффективным, стратегическое планирование не обязательно должно быть формализованным процессом. Например мелкие компании могут осуществлять планирование не формально и не регулярно.

1.2.Цели фирмы 

            Понятие и виды  целей

     Конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится фирма, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели -- это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значимость целей для фирмы невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в фирме, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и фирмы в целом.

      В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, -- долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного - двух лет, и, соответственно, долгосрочными -- цели, достигаемые через три-- пять лет.

      Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. 

      Направления установления целей

      В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой фирме  устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров фирмы, желательное состояние которых выступает в виде целей фирмы, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых фирмы устанавливают свои цели:

  1. доходы фирмы ;
  2. работа с клиентами;
  3. потребности и благосостояние сотрудников;
  4. социальная ответственность.

      Эти четыре сферы касаются интересов всех влияющих на деятельность фирмы субъектов.

     Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие.

      1. В сфере доходов:

      - прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;

      -  положение на рынке, описываемое такими показателями , как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

      - производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции , материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

      - финансовые ресурсы, описываемые показателями,  характеризующими структуру капитала, движение денег в организации , величину оборотного капитала и т.п.;

      - мощности организации , выражаемые в целевых показателях , касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

      - разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях , как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, 
сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта и т.п.

      2. В сфере работы с клиентами:

      - работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скоростью   обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.

      3. В сфере работы с сотрудниками:

      - изменения в организации управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т.п.;

      - человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.

      4. В сфере социальной ответственности - оказание помощи обществу, описываемо такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п. 

     Иерархия целей

     В любой крупной фирме, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в фирме обусловлена тем, что:

     - цели более высокого уровня всегда носят более широкий   характер   и  имеют  более           долгосрочный   временной   интервал  достижения;   
 - цели более низкого уровня выступают своего рода средствами 
для достижения целей более высокого уровня.

Информация о работе Стратегия управления фирмой