Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
Планирование – важная функция управления, которая приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики.
Планирование предполагает разработку определенных норм, желаемых результатов деятельности организации, которых необходимо достичь.
В свою очередь стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, как правило, имеют долгосрочный характер.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Балансовые и оптимизационные методы стратегического планирования……………………………………………………………………...4
Балансовый метод планирования…………………………………………4
Оптимизационные методы……………………………………………….14
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития Омской области …………………………………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………..82
Список литературы……………………………………………………….83
Рис.6. Примеры ориентированных графов.
Ориентированный граф был
бы полезен, например, для иллюстрации
организации перевозок в
Рассмотрим несколько типичных задач принятия решений, связанных с оптимизацией на графах.
Задача коммивояжера.
Требуется посетить все вершины графа и вернуться в исходную вершину, минимизировав затраты на проезд (или минимизировав время).
Исходные данные здесь - это граф, дугам которого приписаны положительные числа - затраты на проезд или время, необходимое для продвижения из одной вершины в другую. В общем случае граф является ориентированным, и каждые две вершины соединяют две дуги - туда и обратно. Действительно, если пункт А расположен на горе, а пункт Б - в низине, то время на проезд из А в Б, очевидно, меньше времени на обратный проезд из Б в А.
Многие постановки экономического содержания сводятся к задаче коммивояжера. Например:
- составить наиболее выгодный
маршрут обхода наладчика в
цехе (контролера, охранника, милиционера),
отвечающего за должное
- составить наиболее выгодный
маршрут доставки деталей
Задача о кратчайшем пути.
Как кратчайшим путем попасть из одной вершины графа в другую? В терминах производственного менеджмента: как кратчайшим путем (и, следовательно, с наименьшим расходом топлива и времени, наиболее дешево) попасть из пункта А в пункт Б? Для решения этой задачи каждой дуге ориентированного графа должно быть сопоставлено число - время движения по этой дуге от начальной вершины до конечной. Рассмотрим пример (рис.7).
Рис.7. Исходные данные к задаче о кратчайшем пути.
Ситуацию можно описать не только ориентированным графом с весами, приписанными дугам, но и таблицей (табл.7). В этой таблице двум вершинам – началу пути и концу пути – ставится в соответствие время в пути. В табл.7 рассматриваются пути без промежуточных остановок. Более сложные маршруты составляются из элементарных отрезков, перечисленных в табл.4.
Таблица 4.
Исходные данные к задаче о кратчайшем пути.
Начало дуги |
Конец дуги |
Время в пути |
1 |
2 |
7 |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
6 |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
5 |
2 |
3 |
6 |
3 |
5 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
3 |
Спрашивается в задаче: как кратчайшим путем попасть из вершины 1 в вершину 4?
Решение. Введем обозначение: С(Т) - длина кратчайшего пути из вершины 1 в вершину Т. (Поскольку любой путь, который надо рассмотреть, состоит из дуг, а дуг конечное число, и каждая входит не более одного раза, то претендентов на кратчайший путь конечное число, и минимум из конечного числа элементов всегда достигается.) Рассматриваемая задача состоит в вычислении С(4) и указании пути, на котором этот минимум достигается.
Для исходных данных, представленных на рис.7 и в табл.4, в вершину 3 входит только одна стрелка, как раз из вершины 1, и около этой стрелки стоит ее длина, равная 1, поэтому С(3) = 1. Кроме того, очевидно, что С(1) = 0.
В вершину 4 можно попасть
либо из вершины 2, пройдя путь, равный
4, либо из вершины 5, пройдя путь, равный
5. Поэтому справедливо
С(4) = min {С(2) + 4; С(5) + 5}.
Таким образом, проведена реструктуризация (упрощение) задачи - нахождение С(4) сведено к нахождению С(2) и С(5).
В вершину 5 можно попасть
либо из вершины 3, пройдя путь, равный
2, либо из вершины 6, пройдя путь, равный
3. Поэтому справедливо
С(5) = min {С(3) + 2; С(6) + 3}.
Мы знаем, что С(3) = 1. Поэтому
С(5) = min {3; С(6) + 3}.
Поскольку очевидно, что С(6) - положительное число, то из последнего соотношения вытекает, что С(5) = 3.
В вершину 2 можно попасть
либо из вершины 1, пройдя путь, равный
7, либо из вершины 3, пройдя путь, равный
5, либо из вершины 5, пройдя путь, равный
2. Поэтому справедливо
С(2) = min {С(1) + 7; С(3) + 5; С(5) + 2}.
Нам известно, что С(1) = 0, С(3) = 1, С(5) = 3. Поэтому
С(2) = min {0 + 7; 1 + 5; 3 + 2} = 5.
Теперь мы можем найти С(4):
С(4) = min {С(2) + 4; С(5) + 5} = min {5 + 4; 3 + 5} = 8.
Таким образом, длина кратчайшего пути равна 8. Из последнего соотношения ясно, что в вершину 4 надо идти через вершину 5. Возвращаясь к вычислению С(5), видим, что в вершину 5 надо идти через вершину 3. А в вершину 3 можно попасть только из вершины 1. Итак, кратчайший путь таков:
1 → 3 → 5 → 4 .
Задача о кратчайшем пути для конкретных исходных данных (рис.7 и табл.4) полностью решена.
Оптимизационные задачи на графах, возникающие при подготовке управленческих решений в производственном менеджменте, весьма многообразны. Рассмотрим в качестве примера еще одну задачу, связанную с перевозками.
Задача о максимальном потоке.
Как (т.е. по каким маршрутам) послать максимально возможное количество грузов из начального пункта в конечный пункт, если пропускная способность путей между пунктами ограничена?
Для решения этой задачи каждой дуге ориентированного графа, соответствующего транспортной системе, должно быть сопоставлено число - пропускная способность этой дуги. Рассмотрим пример (рис.8).
Рис.8. Исходные данные к задаче о максимальном потоке
Исходные данные о транспортной системе, например, внутризаводской, приведенные на рис.8, можно также задать таблицей (табл.5).
Таблица 5.
Исходные данные к задаче о максимальном потоке
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Пропускная способность |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
3 |
0 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Решение задачи о максимальном потоке может быть получено из следующих соображений.
Очевидно, максимальная пропускная способность транспортной системы не превышает 6, поскольку не более 6 единиц грузов можно направить из начального пункта 0, а именно, 2 единицы в пункт 1, 3 единицы в пункт 2 и 1 единицу в пункт 3.
Далее надо добиться, чтобы
все 6 вышедших из пункта 0 единиц груза
достигли конечного пункта 4. Очевидно,
2 единицы груза, пришедшие в пункт
1, можно непосредственно
Итак, максимальная пропускная
способность рассматриваемой
Решение можно представить в виде таблицы (табл.6).
Таблица 6.
Решение задачи о максимальном потоке
Пункт отправления |
Пункт назначения |
План перевозок |
Пропускная способность |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
3 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
4 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Задача линейного
F → max ,
Х01 + Х02 + Х03 = F (0)
- Х01 + Х12 + Х13 + Х14 = 0 (1)
- Х02 - Х12 + Х23 + Х24 = 0 (2)
- Х03 - Х13 - Х23 + Х34 = 0 (3)
- Х14 - Х24 - Х34 = - F (4)
Х01 ≤ 2
Х02 ≤ 3
Х03 ≤ 1
Х12 ≤ 4
Х13 ≤ 1
Х14 ≤ 3
Х23 ≤ 1
Х24 ≤ 2
Х34 ≤ 2
ХКМ ≥ 0 , К, М = 0, 1, 2, 3, 4, F ≥ 0 .
Здесь F - целевая функция, условие (0) описывает вхождение грузов в транспортную систему. Условия (1) - (3) задают балансовые соотношения для узлов 1- 3 системы. Другими словами, для каждого из внутренних узлов входящий поток грузов равен выходящему потоку, грузы не скапливаются внутри и системы и не "рождаются" в ней. Условие (4) - это условие "выхода" грузов из системы. Вместе с условием (0) оно составляет балансовое соотношение для системы в целом ("вход" равен "выходу"). Следующие девять неравенств задают ограничения на пропускную способность отдельных "веток" транспортной системы. Затем в системе ограничений задачи линейного программирования указана неотрицательность объемов перевозок и целевой функции. Ясно, что последнее неравенство вытекает из вида целевой функции (соотношения (0) или (4)) и неотрицательности объемов перевозок. Однако последнее неравенство несет некоторую общую информацию - через систему может быть пропущен либо положительный объем грузов, либо нулевой (например, если внутри системы происходит движение по кругу), но не отрицательный (он не имеет экономического смысла, но формальная математическая модель об этом "не знает").
О многообразии оптимизационных задач.
В различных проблемах
принятия решений возникают самые
разнообразные задачи оптимизации.
Для их решения применяются те
или иные методы, точные или приближенные.
Задачи оптимизации часто используются
в теоретико-экономических
Кроме затронутых выше методов решения задач оптимизации, напомним о том, что гладкие функции оптимизируют, приравнивая 0 производную (для функций нескольких переменных - частные производные). При наличии ограничений используют множители Лагранжа. Эти методы обычно излагаются в курсах высшей математики и потому опущены здесь.
Представляют интерес
задачи оптимизации с нечеткими
переменными [5], а также задачи оптимизации,
возникающие в эконометрике [6]. Например,
метод наименьших квадратов, разобранный
в следующей главе, основан на
решении задачи оптимизации. Итоговое
мнение комиссии экспертов часто
вычисляют как решение задачи
оптимизации (глава 3.4). Конкретные виды
задач оптимизации и методы их
решения рассматриваются в
Задачи по методам принятия решений
1. Изобразите на плоскости ограничения задачи линейного программирования и решите (графически) эту задачу:
400 W1 + 450 W2 → min ,
5 W1 + 10 W2 ≥ 45,
20 W1 + 15 W2 ≥ 80,
W1 ≥ 0, W2 ≥ 0.
2. Решите задачу линейного программирования:
W1 + 5 W2 → max ,
0,1 W1 + W2 ≤ 3,8 ,
0,25 W1 + 0,25 W2 ≤ 4,2 ,
W1 ≥ 0 , W2 ≥ 0 .
3. Решите задачу целочисленного программирования:
10 Х + 5 У → max .
8 Х + 3 У ≤ 40,
3 Х + 10 У ≤ 30,
Х ≥ 0 , У ≥ 0 , Х и У - целые числа.
4. Решите задачу о ранце:
Х1 + Х2 + 2 Х3 + 2Х4 + Х5 + Х6 → max ,
0,5 Х1 + Х2 + 1,5 Х3 + 2Х4 + 2,5Х5 + 3Х6 ≤ 3.
Управляющие параметры Хk, k = 1,2,…, 6 , принимают значения из множества, содержащего два элемента - 0 и 1.
5. Решите задачу коммивояжера
для четырех городов (маршрут
должен быть замкнутым и не
содержать повторных посещений)
Таблица 7.
Исходные данные к задаче коммивояжера
Город отправления |
Город назначения |
Затраты на проезд |
А |
Б |
2 |
А |
В |
1 |
А |
Д |
5 |
Б |
А |
3 |
Б |
В |
2 |
Б |
Д |
1 |
В |
А |
4 |
В |
Б |
1 |
В |
Д |
2 |
Д |
А |
5 |
Д |
Б |
3 |
Д |
В |
3 |
6. Транспортная сеть (с указанием расстояний) приведена на рис.9. Найдите кратчайший путь из пункта 1 в пункт 4.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Омской области