Ожидаемые результаты:
- создание единого культурного пространства Омской области;
- сохранение и развитие русской и других национальных культур народов, проживающих на территории Омской области.
4.10. Охрана окружающей
среды
Целью политики в сфере
охраны окружающей среды является формирование
благоприятных экологических условий
проживания и отдыха населения, улучшение
экологической обстановки, предотвращение
возможных экологических угроз
и стихийных бедствий.
Приоритетными задачами Правительства
Омской области в этой сфере являются:
- снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
- развитие комплекса гидротехнических сооружений;
- организация и осуществление государственного экологического мониторинга;
- обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- обеспечение охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Омской области, Красную книгу почв Омской области;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения.
Ожидаемые результаты:
- снижение воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения;
- стабилизация экологической обстановки;
- предотвращение деградации природных комплексов Омской области.
5. Механизмы реализации
Стратегии
Основными механизмами реализации
Стратегии являются:
- формирование целостной системы стратегического планирования в Омской области;
- управление развитием региона на основе программно-целевого метода;
- использование потенциала государственно-частного партнерства;
- повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления в Омской области;
- информационное сопровождение реализации Стратегии.
5.1. Формирование
целостной системы стратегического планирования
В Омской области сформирована
система документов стратегического
планирования социально-экономического
развития, увязанная с основными
приоритетами развития Российской Федерации
и Сибирского федерального округа и
направленная на устойчивое улучшение
качества и общих условий жизни
населения, на повышение эффективности
использования ресурсов. К этим документам
относятся:
1) Стратегия - основной
документ, определяющий развитие
Омской области на долгосрочную
перспективу. Положения Стратегии
исходят из сложившейся социально-экономической
ситуации и основываются на
анализе процессов и явлений,
которые влияют или могут повлиять
на социально-экономическое развитие
Омской области в течение всего
периода реализации Стратегии.
Стратегия определяет ориентиры
(приоритеты), цели и задачи, а также
формы и направления социально-экономического
развития Омской области, формирует
образ будущего региона. Положения
Стратегии являются ориентиром при
разработке прогнозно-аналитических
документов средне- и краткосрочного
характера;
2) Программа экономического
и социального развития Омской
области до 2010 года - базовый документ,
определяющий приоритеты и основные
направления социально-экономической
политики на среднесрочную перспективу.
Она разработана в целях определения
конкретных направлений действий
Правительства Омской области
по достижению целей и реализации
приоритетов Стратегии, определяет
перечень мероприятий в соответствии
с положениями Стратегии и
предполагает разработку и внедрение
в практику управления конкретных
механизмов реализации положений
Стратегии, которые включают: необходимые
нормативно-правовые и институциональные
изменения, систему стимулирования
и привлечения финансовых ресурсов,
организацию управления программой,
контроль за ходом ее выполнения;
3) отраслевые концепции,
целевые программы Омской области.
Разработаны и реализуются концепции
и стратегии развития базовых
секторов экономики и социальной
сферы, дальнейшей активизации
международных связей, маркетинговая
стратегия Омской области, а
также ряд целевых программ
Омской области как социальной,
так и экономической направленности,
которые взаимоувязаны с целями
и приоритетами развития Омской
области, определенными Стратегией
и Программой экономического
и социального развития Омской
области до 2010 года, и являются
крупными самостоятельными документами,
имеющими собственные ресурсные
источники и механизмы реализации.
В настоящее время в
Омской области действуют 17 концепций
и стратегий развития отдельных
секторов экономики и социальной
сферы Омской области, предусмотрено
к финансированию за счет средств
областного бюджета в 2006 году 43 целевых
программы Омской области;
4) программы развития
муниципальных образований Омской
области. В систему стратегического
планирования развития региона
постепенно включаются муниципальные
образования Омской области. Органами
местного самоуправления ведется
разработка среднесрочных программ
в соответствии с утвержденными
методическими рекомендациями по
разработке программы социально-экономического
развития муниципального образования
Омской области на среднесрочную
перспективу и типовым макетом
программы. В настоящее время
в 6 муниципальных образованиях
Омской области уже утверждены
программы социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу.
В каждом сельском поселении
Омской области разработаны программы
социально-экономического развития
на 2006 год;
5) План действий Правительства
Омской области - оперативный
документ, определяющий конкретные
мероприятия и действия Правительства
Омской области в краткосрочном
периоде по регулированию процессов
социально-экономического развития
в соответствии с целями и
приоритетами Стратегии, Программы
экономического и социального
развития Омской области до 2010
года, целевых программ Омской
области, а также в пределах
средств областного бюджета на
очередной финансовый год.
Формирование данного
документа способствует повышению
эффективности стратегического
планирования на территории Омской области
посредством анализа эффективности
и результативности реализации положений
стратегических документов, возможности
корректировки целей и методов
их достижения с учетом реальной ситуации,
осуществления постоянного мониторинга
развития Омской области, итогов осуществления
запланированных мероприятий, сравнения
результатов с целями и Критериями
развития.
В Плане действий Правительства
Омской области указываются мероприятия,
сроки их выполнения и органы исполнительной
власти Омской области, ответственные
за исполнение.
Кроме того, разработан проект
Среднесрочной программы социально-экономического
развития Омской области на 2006 год
и на период до 2008 года, предусматривающий
определение ключевых направлений
деятельности Правительства Омской
области на 2006 - 2008 годы по реализации
принятых в Программе экономического
и социального развития Омской области
до 2010 года целей и задач, конкретизированных
с учетом требований времени: произошедших
изменений в федеральном и
областном законодательстве, проводимых
на общегосударственном уровне реформ,
а также тенденций социально-экономического
развития Омской области и Российской
Федерации в целом.
5.2. Управление
развитием Омской области на
основе программно-целевого метода
Для реализации целей и
направлений настоящей Стратегии,
помимо разработки стратегических документов,
характеризующих социально-экономическое
развитие Омской области, представляется
необходимым применение программно-целевого
метода, позволяющего привлечь дополнительные
финансовые средства из федерального,
областного бюджета, а также внебюджетных
источников.
Использование программно-целевого
метода предполагает:
- ориентацию разрабатываемых целевых программ Омской области на обеспечение устойчивого развития Омской области, повышение ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности;
- соответствие разрабатываемых целевых программ Омской области стратегическим целям и задачам развития Омской области;
- внедрение индикативных методов планирования и управления в Омской области;
- проведение мониторинга состояния внешней и внутренней среды, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию Стратегии;
- корректировку целевых программ Омской области в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды;
- формирование факторов саморазвития Омской области.
5.3. Использование
потенциала государственно-частного партнерства
Необходимость государственно-частного
партнерства продиктована стратегией
вступления России в постиндустриальное
общество.
Ответственность органов
государственной власти Омской области
за стратегическое развитие Омской области,
реализацию Стратегии при ограниченности
финансовых возможностей определяют необходимость
объединения ресурсов и действий
государственной власти и частного
сектора в различных формах государственно-частного
партнерства, обеспечивающих четкое законодательное
распределение прав, ответственности
и рисков между государством и
инвестором.
Государственно-частное
партнерство предполагает использование
лизинговых и концессионных механизмов,
финансирование с привлечением частных
инвестиций социальных программ и инвестиционных
проектов, имеющих стратегическое значение.
Приоритетными направлениями
государственно-частного взаимодействия
являются:
- производственная и транспортная инфраструктуры;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;
- профессиональное образование и система переподготовки кадров;
- здравоохранение и социальные услуги;
- информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.
Реализация Стратегии
подразумевает взаимодействие субъектов,
участвующих в экономической
жизни Омской области. К данным субъектам
относятся:
- федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- органы государственной власти Омской области;
- органы местного самоуправления Омской области;
- отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;
- общественные организации, политические партии и движения;
- хозяйствующие субъекты;
- население Омской области.
Основным способом взаимодействия
экономических субъектов Омской
области является заключение двух-
и многосторонних соглашений, которые
направлены на достижение общественного
согласия и развитие экономики и
социальной сферы Омской области
и служат механизмом согласования интересов
различных субъектов в целях
достижения социальной стабильности и
развития экономики Омской области.
5.4. Повышение
эффективности государственного управления
и
развитие местного самоуправления в Омской
области
Обязательным условием достижения
целей и решения задач Стратегии
является повышение эффективности
государственного управления, развитие
местного самоуправления на территории
Омской области.
Система государственного управления
должна обладать гибкостью, адаптивностью,
а также эффективной системой
контроля, чтобы быстро реагировать
на изменения во внешней среде, принимать
эффективные управленческие решения.
Происходящие социально-экономические
процессы предъявляют определенные
требования к структуре и методам
управления регионом. Для осуществления
перемен в обществе, экономических
преобразований необходима адекватная
им система управления. Проводимые
реформы государственного управления
направлены на переоценку роли и сфер
ответственности органов власти,
устранение конфликтов интересов, дублирования
функций, обеспечение прозрачности
деятельности органов государственной
власти.
Реформа государственного управления
является одним из приоритетов, определенных
Президентом Российской Федерации
и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с общегосударственной
политикой основными направлениями
повышения эффективности государственного
управления являются:
- укрепление государственности на основе демократии и активного участия общественных институтов гражданского общества в выработке важнейших решений;
- повышение исполнительской дисциплины, мотивации и ответственности за результат каждого государственного гражданского служащего;
- подготовка и переподготовка управленческих кадров, отбор и продвижение перспективных специалистов, закрепление их на наиболее важных направлениях;
- совершенствование бюджетного процесса на основе перехода к среднесрочному бюджетному планированию, реализация эффективной налогово-бюджетной политики, увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета Омской области;
- содействие эффективной реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области, обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении.