Стратегия социально-экономического развития Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Планирование – важная функция управления, которая приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики.
Планирование предполагает разработку определенных норм, желаемых результатов деятельности организации, которых необходимо достичь.
В свою очередь стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, как правило, имеют долгосрочный характер.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Балансовые и оптимизационные методы стратегического планирования……………………………………………………………………...4
Балансовый метод планирования…………………………………………4
Оптимизационные методы……………………………………………….14
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития Омской области …………………………………………………………………………...49
Заключение………………………………………………………………..82
Список литературы……………………………………………………….83

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 197.66 Кб (Скачать)

Ожидаемые результаты:

  • создание единого культурного пространства Омской области;
  • сохранение и развитие русской и других национальных культур народов, проживающих на территории Омской области.

4.10. Охрана окружающей среды

Целью политики в сфере  охраны окружающей среды является формирование благоприятных экологических условий  проживания и отдыха населения, улучшение  экологической обстановки, предотвращение возможных экологических угроз  и стихийных бедствий.

Приоритетными задачами Правительства  Омской области в этой сфере являются:

  • снижение негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
  • развитие комплекса гидротехнических сооружений;
  • организация и осуществление государственного экологического мониторинга;
  • обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • обеспечение охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Омской области, Красную книгу почв Омской области;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры населения.

Ожидаемые результаты:

  • снижение воздействия факторов загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения;
  • стабилизация экологической обстановки;
  • предотвращение деградации природных комплексов Омской области.

 

5. Механизмы реализации Стратегии

Основными механизмами реализации Стратегии являются:

  • формирование целостной системы стратегического планирования в Омской области;
  • управление развитием региона на основе программно-целевого метода;
  • использование потенциала государственно-частного партнерства;
  • повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления в Омской области;
  • информационное сопровождение реализации Стратегии.

5.1. Формирование целостной системы стратегического планирования

В Омской области сформирована система документов стратегического  планирования социально-экономического развития, увязанная с основными  приоритетами развития Российской Федерации  и Сибирского федерального округа и  направленная на устойчивое улучшение  качества и общих условий жизни  населения, на повышение эффективности  использования ресурсов. К этим документам относятся:

1) Стратегия - основной  документ, определяющий развитие  Омской области на долгосрочную  перспективу. Положения Стратегии  исходят из сложившейся социально-экономической  ситуации и основываются на  анализе процессов и явлений,  которые влияют или могут повлиять  на социально-экономическое развитие  Омской области в течение всего  периода реализации Стратегии.

Стратегия определяет ориентиры (приоритеты), цели и задачи, а также  формы и направления социально-экономического развития Омской области, формирует  образ будущего региона. Положения  Стратегии являются ориентиром при  разработке прогнозно-аналитических  документов средне- и краткосрочного характера;

2) Программа экономического  и социального развития Омской  области до 2010 года - базовый документ, определяющий приоритеты и основные  направления социально-экономической  политики на среднесрочную перспективу.  Она разработана в целях определения  конкретных направлений действий  Правительства Омской области  по достижению целей и реализации  приоритетов Стратегии, определяет  перечень мероприятий в соответствии  с положениями Стратегии и  предполагает разработку и внедрение  в практику управления конкретных  механизмов реализации положений  Стратегии, которые включают: необходимые  нормативно-правовые и институциональные  изменения, систему стимулирования  и привлечения финансовых ресурсов, организацию управления программой, контроль за ходом ее выполнения;

3) отраслевые концепции,  целевые программы Омской области.  Разработаны и реализуются концепции  и стратегии развития базовых  секторов экономики и социальной  сферы, дальнейшей активизации  международных связей, маркетинговая  стратегия Омской области, а  также ряд целевых программ  Омской области как социальной, так и экономической направленности, которые взаимоувязаны с целями  и приоритетами развития Омской  области, определенными Стратегией  и Программой экономического  и социального развития Омской  области до 2010 года, и являются  крупными самостоятельными документами,  имеющими собственные ресурсные  источники и механизмы реализации.

В настоящее время в  Омской области действуют 17 концепций  и стратегий развития отдельных  секторов экономики и социальной сферы Омской области, предусмотрено  к финансированию за счет средств  областного бюджета в 2006 году 43 целевых  программы Омской области;

4) программы развития  муниципальных образований Омской  области. В систему стратегического  планирования развития региона  постепенно включаются муниципальные  образования Омской области. Органами  местного самоуправления ведется  разработка среднесрочных программ  в соответствии с утвержденными  методическими рекомендациями по  разработке программы социально-экономического  развития муниципального образования  Омской области на среднесрочную  перспективу и типовым макетом  программы. В настоящее время  в 6 муниципальных образованиях  Омской области уже утверждены  программы социально-экономического  развития на среднесрочную перспективу.  В каждом сельском поселении  Омской области разработаны программы  социально-экономического развития  на 2006 год;

5) План действий Правительства  Омской области - оперативный  документ, определяющий конкретные  мероприятия и действия Правительства  Омской области в краткосрочном  периоде по регулированию процессов  социально-экономического развития  в соответствии с целями и  приоритетами Стратегии, Программы  экономического и социального  развития Омской области до 2010 года, целевых программ Омской  области, а также в пределах  средств областного бюджета на  очередной финансовый год.

Формирование данного  документа способствует повышению  эффективности стратегического  планирования на территории Омской области  посредством анализа эффективности  и результативности реализации положений  стратегических документов, возможности  корректировки целей и методов  их достижения с учетом реальной ситуации, осуществления постоянного мониторинга  развития Омской области, итогов осуществления  запланированных мероприятий, сравнения  результатов с целями и Критериями развития.

В Плане действий Правительства  Омской области указываются мероприятия, сроки их выполнения и органы исполнительной власти Омской области, ответственные  за исполнение.

Кроме того, разработан проект Среднесрочной программы социально-экономического развития Омской области на 2006 год  и на период до 2008 года, предусматривающий  определение ключевых направлений  деятельности Правительства Омской области на 2006 - 2008 годы по реализации принятых в Программе экономического и социального развития Омской области  до 2010 года целей и задач, конкретизированных с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и  областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом.

5.2. Управление развитием Омской области на  
основе программно-целевого метода

Для реализации целей и  направлений настоящей Стратегии, помимо разработки стратегических документов, характеризующих социально-экономическое  развитие Омской области, представляется необходимым применение программно-целевого метода, позволяющего привлечь дополнительные финансовые средства из федерального, областного бюджета, а также внебюджетных источников.

Использование программно-целевого метода предполагает:

  • ориентацию разрабатываемых целевых программ Омской области на обеспечение устойчивого развития Омской области, повышение ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности;
  • соответствие разрабатываемых целевых программ Омской области стратегическим целям и задачам развития Омской области;
  • внедрение индикативных методов планирования и управления в Омской области;
  • проведение мониторинга состояния внешней и внутренней среды, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию Стратегии;
  • корректировку целевых программ Омской области в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды;
  • формирование факторов саморазвития Омской области.

5.3. Использование потенциала государственно-частного партнерства

Необходимость государственно-частного партнерства продиктована стратегией вступления России в постиндустриальное общество.

Ответственность органов  государственной власти Омской области  за стратегическое развитие Омской области, реализацию Стратегии при ограниченности финансовых возможностей определяют необходимость  объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное  распределение прав, ответственности  и рисков между государством и  инвестором.

Государственно-частное  партнерство предполагает использование  лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных  инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Приоритетными направлениями  государственно-частного взаимодействия являются:

  • производственная и транспортная инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;
  • профессиональное образование и система переподготовки кадров;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Реализация Стратегии  подразумевает взаимодействие субъектов, участвующих в экономической  жизни Омской области. К данным субъектам относятся:

  • федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • органы государственной власти Омской области;
  • органы местного самоуправления Омской области;
  • отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;
  • общественные организации, политические партии и движения;
  • хозяйствующие субъекты;
  • население Омской области.

Основным способом взаимодействия экономических субъектов Омской области является заключение двух- и многосторонних соглашений, которые  направлены на достижение общественного  согласия и развитие экономики и  социальной сферы Омской области  и служат механизмом согласования интересов  различных субъектов в целях  достижения социальной стабильности и  развития экономики Омской области.

5.4. Повышение эффективности государственного управления и  
развитие местного самоуправления в Омской области

Обязательным условием достижения целей и решения задач Стратегии  является повышение эффективности  государственного управления, развитие местного самоуправления на территории Омской области.

Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать  на изменения во внешней среде, принимать  эффективные управленческие решения.

Происходящие социально-экономические  процессы предъявляют определенные требования к структуре и методам  управления регионом. Для осуществления  перемен в обществе, экономических  преобразований необходима адекватная им система управления. Проводимые реформы государственного управления направлены на переоценку роли и сфер ответственности органов власти, устранение конфликтов интересов, дублирования функций, обеспечение прозрачности деятельности органов государственной  власти.

Реформа государственного управления является одним из приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации. В соответствии с общегосударственной  политикой основными направлениями  повышения эффективности государственного управления являются:

  • укрепление государственности на основе демократии и активного участия общественных институтов гражданского общества в выработке важнейших решений;
  • повышение исполнительской дисциплины, мотивации и ответственности за результат каждого государственного гражданского служащего;
  • подготовка и переподготовка управленческих кадров, отбор и продвижение перспективных специалистов, закрепление их на наиболее важных направлениях;
  • совершенствование бюджетного процесса на основе перехода к среднесрочному бюджетному планированию, реализация эффективной налогово-бюджетной политики, увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета Омской области;
  • содействие эффективной реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области, обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Омской области