Социально-экономическое развитие в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

XIX век для России — одна из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны, Россия XIX в. — это пожизненная тюрьма для большинства ее граждан. Россия XIX в. — это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1863 гг. и революции в Венгрии 1849 г. Россия XIX в. — это цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы типа Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте (к концу XIX в. 80% населения страны оставалось неграмотным).

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическое развитие России в XIX в. 5
1.1 Экономическое развитие Российской империи в XIX веке 5
1.2 Социально-экономическая и политическая модернизация российского общества в XIX в. 11
1.3 Предпосылки реформ 18
2 Реформирование России в XIX веке 29
2.1 Либеральная концепция реформирования российской государственности в начале XIX века 29
2.2 Реформы в России во второй половине XIX веке. Тюремная реформа 37
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое развитие в России в 19 веке.doc

— 263.00 Кб (Скачать)


Социально-экономическое  развитие в России в 19 веке

 

Содержание

 

 

Введение

 

XIX век для России — одна из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны, Россия XIX в. — это пожизненная тюрьма для большинства ее граждан. Россия XIX в. — это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1863 гг. и революции в Венгрии 1849 г. Россия XIX в. — это цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы типа Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте (к концу XIX в. 80% населения страны оставалось неграмотным).

Но, с другой стороны, Россия XIX в. — это родина великого, хотя и трагически противоречивого, освободительного движения от декабристов  до социал-демократов, которое дважды (в 1859-1861 и 1879-1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции. Россия в XIX в. спасла Европу от наполеоновской военщины и освободила балканские народы от турецкого ига. Наконец, в России XIX в. были созданы гениальные духовные ценности, многие из которых по сей день остаются непревзойденными (творения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, Н.И. Лобачевского и Д.И. Менделеева, М.И. Глинки и П.И. Чайковского, К.П. Брюллова и И.Е. Репина, М.Н. Ермоловой и Ф.И. Шаляпина).

Словом, Россия выглядела  в XIX в. на редкость разноликой, познала  и триумфы, и унижения. Один из лучших русских поэтов Н.А. Некрасов в 1877 г. сказал о ней вещие слова, которые  верны и поныне:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Тем не менее при всех трудностях и потрясениях экономического, социального, политического и духовного  характера, несмотря на то что временами  страна по вине ее правителей «топталась на месте», буксовала или даже отступала  назад, общая тенденция развития России в XIX в. неизменно оставалась восходящей: от самодержавно-крепостнического произвола через все препятствия к началам законности, свободы, демократии («per aspera ad astra», как говорили древние римляне).

Цель моей работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа рассмотреть социально-экономическое развитие России в XIX веке.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть какие события происходили в России в XIX веке;
  • проанализировать развитие России;
  • показать тенденцию развития системы государственного управления в России;
  • изучить процессы реформирования в XIX веке;
  • изучить либеральную концепцию реформирования российской государственности в начале XIX века.

Объектом исследования являются социально-экономические процессы, происходившие в России в XIX веке.

Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регламентирующая функции и полномочия органов управления России в XIX веке.

Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

1 Социально-экономическое развитие  России в XIX в.

1.1 Экономическое развитие  Российской империи в XIX веке

 

Проводимая государством политика в экономической сфере неизменно влияет на все общественные институты, определяет наиболее значимые, стратегические направления развития страны, реализация которых способствует достижению поставленной цели - экономического процветания нации. Одним из важнейших инструментов, определенным механизмом осуществления такого рода мероприятий, становится формирование законодательства в данной сфере.1

В XIX в. осуществляемая Россией торгово-промышленная политика оказывала огромное влияние на разработку промышленного законодательства. В этот период были сформированы определенные приоритеты экономического становления империи. Государственное управление промышленным сектором экономики, преимущественно казенными предприятиями, не всегда являлось эффективным и прибыльным для казны. В связи с этим предпринимались попытки создать благоприятные условия для успешного функционирования частных промышленных предприятий, небольших заводов и фабрик.

В настоящее время идет реализация государственных программ, способствующих наиболее эффективному функционированию отечественной промышленности, что делает актуальным и своевременным изучение процессов, происходивших в России XIX в.

Обращение к опыту России второй половины XIX в. обусловлено рядом  объективных причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной страны в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство.

Традиционно к политике относится  то, что связано с общественными  интересами и управлением, где в  качестве посредника и регулятора взаимодействия различных интересов выступает государство. Управляющее воздействие оказывается на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития. Рассматривая современные определения политики, можно указать, что ее определяли как «объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов». Определенное отождествление политики и власти оправданно. Так, ученый Вебер определял сущность политики как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти.2

Не менее интересными представляются высказывания, что политикой считают ограничение применения социальной власти или что вся политика есть не что иное, как средство сохранения и расширения собственности. Также термин «политика» в теории и на практике чаще всего употребляется в значении целенаправленной деятельности людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений и как характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований.

Проводя параллели с правовой политикой, можно указать, что торгово-промышленная политика может являться видом политики как родового интеграционного понятия, а если политику рассматривать как умело сбалансированную систему интересов и приоритетов, то торгово-промышленная политика должна представлять собой данный баланс в промышленной и торговой сферах.

Закономерен вопрос о принципах, которые  лежали в основе проводимой торгово-промышленной политики в XIX в. Первая половина XIX в. характеризовалась  относительно невысокой активностью  в промышленном секторе экономики, большинство предприятий были казенными, управление ими осуществлялось государством административно-командными методами. Этот период характеризовался заботой о фабричной промышленности, где изначально ориентир был направлен исключительно на обеспечение промышленности рабочими руками и на охрану от иностранной конкуренции. Принцип всеобъемлющей государственной поддержки промышленности был продиктован относительной слабостью и неразвитостью последней и был вынужденной мерой.

Прослеживая действия российских царей  на протяжении XVIII в., наблюдаем четкую картину, при которой покровительственные меры в промышленности давали положительные результаты лишь на самом зачаточном этапе.3

Таможенно-тарифная политика правительства  имела большое значение в судьбе промышленного развития России. Со времени правления Екатерины II постепенно были отменены крайности покровительства и опеки промышленности, введенные ее предшественниками, однако главным средством поощрения оставалось регулирование тарифов.

Усиление высокого таможенного  тарифа в 1797 г. сменилось уже в 1801 г. со вступлением на престол Александра I «многими облегчениями», при этом уже в 1810 г. правительство издает тариф строго запретительного характера. Только после 1815 г. таможенная политика изменяется с изданием чрезвычайно свободного тарифа 1819 г., по которому разрешается ввозить ранее запрещенные товары с незначительной пошлиной. С 1822 по 1850 г. правительство придерживается строго охранительной системы, а с изданием тарифа 1850 г. осуществляется переход к более умеренной охранительной системе. При составлении тарифа 1850 г. была предпринята попытка поощрить промышленность, уменьшив пошлины на подлежащие обработке предметы и главные фабричные материалы. Тариф 1857 г. вводил новую систему, при которой обложение пошлинами в высшем размере было в отношении «наиболее употребительных изделий, для ограждения тех отраслей русской промышленности, которые занимают большее число рук и удовлетворяют нуждам обширного класса потребителей». Назначение умеренных пошлин происходило для изделий, не представляющих «опасного соперничества изделиям русским», при этом были уменьшены пошлины и на вспомогательные для фабрик и ремесел материалы.4

По тарифу 1868 г. продолжилось уменьшение числа запрещенных к привозу  статей, были уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутным границам. Основным принципом данного тарифа оставался принцип обложения сырых материалов, потребляемых фабриками и заводами, наименьшими пошлинами, полуобработанных продуктов - более высокой, обработанных - наивысшей. Однако изменение не в положительную сторону показателей торгового баланса России в этот период вынудило правительство вернуться к покровительственной политике. Серьезный пересмотр тарифного законодательства произошел в 1891 г., целью которого было приведение в систему предпринятых ранее мер в период с 1877 по 1890 г., а также «оказать возможно полное поощрение тем отраслям промышленности, которые, несмотря на прежние надбавки, еще недостаточно были защищены от конкуренции иностранного ввоза».

Для второй половины XIX - начала XX в. был свойственен подъем отечественной промышленности, положительным фактором для которого явилось среди прочих наличие свободных рабочих рук бывших крепостных крестьян. Однако уже к концу XIX в. Сергей Юльевич Витте в докладе императору указывал, что неустойчивая торгово-промышленная политика государства подобна тому хозяйству, которое вечно принимается за изготовление новых продуктов, отказываясь от окончания ранее начатых; как бы ни была совершенна техника в таком хозяйстве, оно всегда кончит разорением.5

Рассматривая законопроекты, затрагивающие  область промышленности и торговли России конца XIX в., можно выделить следующие сферы с обозначением количества законопроектов: налоговые вопросы (92); рабочий вопрос (54); посессионные заводы (10); заказы Военного ведомства (34); средства и пути сообщения с подразделением на железные дороги (117), водные пути (37), порты и торговое мореплавание (35), торговое судостроение (14); банки и кредит (25); отдельные отрасли промышленности и торговли с делением на хлебное дело (10), нефтяную промышленность (14), каменноугольную промышленность (17), хлопководство (19), сахарную промышленность (11), винокуренную промышленность (48). Государство последовательно придерживалось политики определенной поддержки отечественного производителя, вкладывая средства в строительство транспортной инфраструктуры.

В 1892 г., «вступив в управление Министерства финансов», С.Ю. Витте определил для себя обязанность выяснить основания торгово-промышленной политики своих предшественников и по возможности продолжить или закончить начатые ими преобразования, указывая, что государственно-экономические мероприятия проводятся в жизнь десятилетиями, и из всех торгово-промышленных систем самая вредная - неустойчивая, колеблющаяся. В ущерб своим собственным нереализованным амбициям министр финансов России определил, что придется учитывать торгово-промышленную политику своих предшественников. Отход от этого принципа в угоду собственному тщеславию означал для России того периода серьезные экономические проблемы скатывания в пропасть нищеты и прозябания всей нации. Необходимо признать, что лишь последовательная, на протяжении не одного десятилетия преемственная промышленная политика может дать ощутимые результаты для всей экономики в целом.

На рубеже XIX - XX вв. важную роль играл принцип устойчивости проводимой политики. Актуален данный принцип и в настоящее время, когда России приходится догонять промышленно  развитые страны в условиях жесточайшей  конкуренции на мировых рынках.6

Совершенно справедливо  было отмечено, что экономика, политика и иные социальные феномены не являются собственно объектом юридической науки  и лишь исследуются ею в связи с их взаимозависимостью. Изучение торгово-промышленной политики Российской империи XIX в. важно и необходимо для понимания процессов, влияющих на формирование промышленного законодательства, к которым можно отнести следующие.

Торгово-промышленная политика России XIX в. выступала как потребность, в основе которой лежала сбалансированная система интересов и приоритетов, удовлетворяющая нужды различных субъектов, и прежде всего главного из них - государства.

Принцип охраны отечественных  предприятий от иностранных конкурентов  был характерен для первой половины XIX в. Во второй половине XIX - начале XX в. был избран ориентир на проведение устойчивой торгово-промышленной политики, в числе сторонников которой был Сергей Юльевич Витте.

Законодательное закрепление  положений осуществления покровительственных  мер в различных формах было необходимостью, однако анализ исторических фактов свидетельствует о том, что такие меры в промышленности давали положительные результаты лишь на этапе зарождения промышленного производства.7

Формирование промышленного  законодательства Российской империи XIX - начала XX в. в определенной степени отражало проводимую государством торгово-промышленную политику, воздействие которой на важнейшие институты в обществе служило достижению успехов в промышленном секторе экономики и торговле.

 

1.2 Социально-экономическая и политическая модернизация российского общества в XIX в.

 

Наиболее сформировавшимся в начале XIX в. и сохранившим свои сословные черты до начала XX в., самым  привилегированным, высшим сословием  являлось дворянство. Эволюция правового  положения дворянства происходила в результате не отмены его привилегий, а в связи с расширением прав других сословий. Поэтому одни привилегии дворянства становились просто правами, другие - сохранялись или заменялись новыми привилегиями на основе прежних, если не по закону, то на деле.8

Потомственное дворянство до конца XIX в. приобреталось четырьмя путями: пожалованием его по особому усмотрению самодержавной власти; чинами на действительной службе; в результате пожалования за «служебные отличия» российскими орденами; потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан. В отношении чинов действовали нормы, установленные Указом Александра II от 9 декабря 1856 г., по которому право на приобретение потомственного дворянства получали лица, дослужившиеся на гражданской службе до чина 4-го класса (действительного статского советника), а на военной службе до звания полковника или капитана 1-го ранга во флоте (6-й класс). Вместе с тем в конце XIX столетия было упорядочено производство в действительные статские советники таким образом, что получение потомственного дворянства становилось еще более затруднительным. Согласно Указу от 1 августа 1898 г. в этот чин разрешалось производить лиц, прослуживших статским советником не менее пяти лет и занимавших должности не ниже 5-го класса. Указом же от 2 августа 1900 г. устанавливалось, что «для получения чина действительного статского советника требуется прослужить в классных чинах не менее двадцати лет». Вместе с тем Дополнительными правилами о наградах 9 июля 1892 г. прекращено награждение чинами лиц торгового сословия, а также не пользовавшихся правами государственной службы - за отличия неслужебные. Право на приобретение потомственного дворянства с 1845 г. давала I степень ордена Святой Анны, а с 1855 г. - I степень ордена Святого Станислава. Орден Святого Владимира продолжал приносить права потомственного дворянства при награждении любой его степенью. Однако согласно Указу от 28 мая 1900 г. лишь награжденные первыми тремя степенями ордена Святого Владимира лица недворянского происхождения получали звание потомственного дворянина. Награждение орденами духовных лиц тоже продолжало давать право на потомственное дворянство.9

Информация о работе Социально-экономическое развитие в России в 19 веке