Социально-экономическое развитие в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

XIX век для России — одна из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны, Россия XIX в. — это пожизненная тюрьма для большинства ее граждан. Россия XIX в. — это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1863 гг. и революции в Венгрии 1849 г. Россия XIX в. — это цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы типа Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте (к концу XIX в. 80% населения страны оставалось неграмотным).

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическое развитие России в XIX в. 5
1.1 Экономическое развитие Российской империи в XIX веке 5
1.2 Социально-экономическая и политическая модернизация российского общества в XIX в. 11
1.3 Предпосылки реформ 18
2 Реформирование России в XIX веке 29
2.1 Либеральная концепция реформирования российской государственности в начале XIX века 29
2.2 Реформы в России во второй половине XIX веке. Тюремная реформа 37
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое развитие в России в 19 веке.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Для нужд этапирования арестантов в места отбывания наказаний служили пересыльные (этапные) тюрьмы. Наиболее крупными пересыльными тюрьмами являлись: Московская, Санкт-Петербургская, Владимирская, Нижегородская, Казанская, Илецкая, Орловская, Пермская, Томская, Тюменская, Тобольские центральные тюрьмы и др. Среднее ежедневное количество заключенных, содержащихся в пересыльных тюрьмах, составляло: в 1882 г. - 4604 чел.; в 1883 г. - 4780; в 1884 г. - 4691; в 1885 г. - 4380; в 1886 г. - 4212; в 1887 г. - 4393 чел. <3>.

К концу XIX в. в европейской части России и Сибири действовали 13 каторжных тюрем, в которых ежедневно содержалось свыше 5 тыс. чел., в то время как общая численность лиц, отбывающих наказание в виде каторжных работ, составляла 36 337 чел. Среди наиболее крупных каторжных тюрем были: Шлиссельбургская, Александровская, Акатуевская, Варшавская, Владимирская, Псковская, Смоленская, Саратовская, Орловская, Усть-Каменогорская, Харьковская, Херсонская, Новобелгородская, Новоборисоглебская и др.38

Во всех местах лишения  свободы условия содержания осужденных не соответствовали предъявляемым требованиям. Повсеместно тюрьмы были переполнены (табл. 1). Санитарные нормы наполняемости тюремных помещений не выдерживались. Заключенные не получали необходимого медицинского обслуживания.

 

Таблица 1 -  Сравнительные показатели среднего статистического (нормального) и фактического количества заключенных, содержащихся в тюремных помещениях Российской империи в середине XIX века

Место           
заключения       

Среднее статистическое 
(нормальное)      
количество заключенных

Фактическое       
количество        
заключенных     

Бакинская тюрьма        

327         

1324         

Шуйская тюрьма          

40         

250         

Петровская  тюрьма       

389         

1000         

Юрьевская тюрьма        

125         

300         

Кутаисская  тюрьма       

274         

760         

Лифляндская тюрьма      

237         

600         


 

Судя по четырем однодневным  переписям учета тюремного населения, общее число заключенных, содержащихся в местах лишения свободы Российской империи, было очень велико, например, по состоянию на 1 апреля 1870 г. количество осужденных всех категорий составляло - 73 476 чел., на 5 января 1871 г. - 69 050, на 5 июля 1870 г. - 66 495, на 5 сентября 1872 г. - 81 695 чел. (из них содержащихся в тюрьмах - 76 474 чел., пересыльных - 5221 чел.). Ежегодно по пересыльным трактам из одного конца страны в другой перемещалось около 120 000 заключенных.39

Как видим, состояние  российского пенитенциарного ведомства  накануне реформы было удручающим.

Для подготовки тюремной реформы 1 февраля 1872 г. Александром II была учреждена специальная Комиссия для составления общего систематического проекта тюремного преобразования. Главным результатом работы Комиссии стал подготовленный и принятый ею Общий систематический проект тюремного преобразования, положенный в основу кардинальной реформы всей тюремной системы России конца XIX - начала XX в. Проект состоял из 176 статей, помещенных в 5 основных разделов.

С учетом предложений  Комиссии 27 февраля (12 марта по новому стилю) 1879 г. в России был учрежден ведущий орган централизованного управления всем тюремным ведомством страны - Главное тюремное управление, на который были возложены функции по определению основных направлений проведения тюремной реформы, а также выбор путей и дальнейшего совершенствования деятельности пенитенциарной системы России в период ее адаптации к новым условиям государственной и общественной жизни. Главное тюремное управление в виде самостоятельной структурной единицы вошло в состав МВД. Министр внутренних дел являлся прямым начальником тюремной стражи и местной тюремной администрации, а места заключения находились в ведении начальника Главного тюремного управления, а также губернаторов или начальников областей.

Высший надзор за всеми тюремными учреждениями, предназначенными для содержания под стражей государственных преступников, принадлежал товарищу (заместителю) Министра внутренних дел - руководителю Департамента исполнительной полиции. На начальника Главного тюремного управления возлагалось руководство местами заключения гражданского ведомства, пересылкой арестантов и исправительными приютами.40

В компетенцию Главного тюремного управления входило управление ссылкой и каторгой, а также  деятельность Попечительного о тюрьмах общества, исправительно-воспитательных заведений и благотворительных тюремных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школ, приютов, патронатных обществ).

Помимо своей основной деятельности по организации централизованного  управления тюремной системой Российской империи, Главное тюремное управление еще разрабатывало новые законопроекты, составляло сборники законов и распоряжений, а также издавало инструкции для тюремной администрации. Кроме того, оно выполняло различные административные, хозяйственные, счетные функции, а именно:

  • осуществляло управление личным составом тюремного ведомства (назначало, отправляло в отставку, предоставляло отпуска, назначало пенсии и пособия, представляло к наградам, предавало суду чиновников ведомства);
  • осуществляло управление отдельными местами заключения, распределяло по ним срочных арестантов и служащих вольнонаемной стражи;
  • устанавливало порядок надзора за заключенными и содержания их в тюрьмах и больницах;
  • определяло виды арестантских работ.

Помощь Главному тюремному управлению в этой работе оказывала (образованная еще 27 января 1867 г.) Главная инспекция по пересылке арестантов, занимавшаяся пересылкой осужденных «по всем трактам империи» (по железным дорогам, на пароходах, на подводах), обеспечением караула по пути следования при помощи конвойных команд, находившихся в распоряжении инспекции. Возглавлял инспекцию Главный инспектор, находившийся в ведении Военного министерства, но непосредственно подчинявшийся начальнику Главного тюремного управления.41

На Главного инспектора по пересылке арестантов возлагались следующие функции:

  • неукоснительное соблюдение единообразия в способах перевозки арестантов и стремление к максимальному сокращению финансовых расходов, направляемых на эти цели;
  • повышение эффективности организации этапирования арестантов;
  • наблюдение за порядком при пересылке арестантов по железной дороге;
  • подготовка статистической отчетности по перевозке арестантов на подводах, пароходах и по железным дорогам;
  • осуществление контроля за главными этапными путями с непосредственным осмотром порядка содержания ссыльных и пересыльных арестантов в тюремных замках.

В целях регулярного  обмена мнениями по различным вопросам тюремной практики Главное тюремное управление периодически созывало съезды тюремных служащих, а также устраивало выставки, информирующие общество о достигнутых в тюремном деле результатах, вело переписку с международной тюремной комиссией и принимало участие в заседаниях международных тюремных конгрессов.

Штат Главного тюремного  управления состоял из 35 классных чинов, которыми комплектовались следующие должности: начальника Главного тюремного управления (1); помощников начальника Главного тюремного управления (2); инспекторов 5 класса (4); инспекторов 6 класса (3); старших делопроизводителей (6); младших делопроизводителей (9); заведующего статистической частью (1); журналистов (2); главного инспектора по пересылке арестантов (1); старшего штаб-офицера (1); старшего делопроизводителя канцелярии (1); младшего штаб-офицера (1) и обер-офицера (1) для исполнения поручений при Главном инспекторе по пересылке арестантов, архитектора (1); архивариуса (1).42

Главное тюремное управление состояло из 8 делопроизводств, каждый из которых обладал определенными  полномочиями (решение кадровых, финансовых, хозяйственных, правовых и др. вопросов).

С учетом международного пенитенциарного опыта 13 декабря 1895 г. Главное тюремное управление было передано в Министерство юстиции  и просуществовало под его  началом вплоть до 1917 г.

В целях осуществления  контроля за деятельностью тюремных учреждений на местах Законом от 21 марта 1890 г. в некоторых местностях были учреждены губернские тюремные инспекции. На тюремные инспекции возлагались функции разработки проектов законодательных актов, проведения ревизий местных тюремных учреждений и руководство их деятельностью.

В течение 1890-1896 гг. тюремные инспекции были созданы в 24 губерниях. Процесс становления их затянулся на долгие годы. Достаточно сказать, что в течение 1909 и 1910 гг. новых инспекций было учреждено только 19. К началу 1913 г. численность губернских тюремных инспекторов составляла 35 чел. и исполняющих эти должности - 21 чел., в то время как на территории 64 губерний Российской империи размещалось 507 тюрем и 54 тюрьмы - на территории 15 областей.

Объем должностных обязанностей служащих тюремной инспекции и порядок работы тюремных инспекторов подробно регламентировались Временными правилами первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы, утвержденными Министерством внутренних дел 20 июня 1879 г.43

Собранные тюремными  инспекторами сведения и результаты ревизий мест заключения излагались ими в форме подробных отчетов, направляемых на имя начальника Главного тюремного управления. Во время выезда тюремных инспекторов в служебные командировки им предписывалось обязательное ношение форменной одежды (Циркуляр Министерства внутренних дел от 5 октября 1885 г.).

Реформа тюремной системы  России коснулась не только центрального аппарата, но и управленческого звена на губернском и областном уровнях. Распоряжениями Министра внутренних дел от 16 июня 1879 г. N 48 и от 25 апреля 1886 г. N 12 губернаторам предписывалось по всем предметам, относящимся «до мест заключения гражданского ведомства, арестантской пересыльной части и исправительных приютов», обращаться непосредственно к начальнику Главного тюремного управления. Однако в особых случаях в виду исключительности обстоятельств и необходимости оперативного решения того или иного вопроса губернаторы могли непосредственно обращаться к Министру внутренних дел, минуя начальника Главного тюремного управления.

В целях усиления контрольных  функций, совершенствования управления местами заключения был учрежден новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам, на заседания которого выносились вопросы тюремного устройства, исполнения общих смет доходов и расходов по тюремной части, улучшения тюремного хозяйства, годовых отчетов о работе Главного тюремного управления и др.44

Кроме того, определенные функции по формированию новой тюремной системы были возложены на Государственный совет.

В 1894 г. в составе Главного тюремного управления была образована статистическая часть, а в 1902 г. - новое  делопроизводство по организации арестантских работ и бухгалтерия.

В 1904 г. был упразднен  Тюменский приказ о ссыльных, его  функции по распределению ссыльных по Западной и Восточной Сибири были переданы Главному тюремному управлению.

В 1908 г. в составе Главного тюремного управления выделяется особое делопроизводство, которому вменяется разработка законодательных и других принципиально важных для тюремного ведомства вопросов.

В 1906 г. при Главном  тюремном управлении было учреждено  Центральное дактилоскопическое бюро, деятельность которого регламентировалась Правилами о производстве и регистрации дактилоскопических снимков.

С 1893 г. Главное тюремное управление впервые стало издавать ежемесячный журнал «Тюремный вестник», на его страницах публиковались важнейшие материалы по организации тюремного дела, исследовались проблемы отечественной и зарубежной тюремной практики.45

В начале XX в. преобразования в сфере пенитенциарного дела затронули и внешние атрибуты тюремного ведомства. Все служащие Главного тюремного управления и  непосредственно мест заключения стали  носить форменную одежду (черный с темно-синими выпушками и просветами костюм, приборный металл фурнитуры униформы был желтый).

28 февраля 1914 г. император  Николай II утвердил новые образцы  формы тюремных надзирателей  и надзирательниц.

Заслуги в службе отмечались награждением тюремного персонала серебряной медалью «За беспорочную службу в тюремной страже», помещаемой на нагрудной ленте ордена Святой Анны.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития. В результате предпринятых мер, затронувших не только деятельность центрального тюремного аппарата, но и местных органов исполнения наказаний, тюремная система царской России стала представлять собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческой структурой, деятельность которых всецело была направлена на реализацию установленной законом исполнительной функции.

Информация о работе Социально-экономическое развитие в России в 19 веке