Социально-экономическое развитие в России в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

XIX век для России — одна из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны, Россия XIX в. — это пожизненная тюрьма для большинства ее граждан. Россия XIX в. — это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1863 гг. и революции в Венгрии 1849 г. Россия XIX в. — это цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы типа Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте (к концу XIX в. 80% населения страны оставалось неграмотным).

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическое развитие России в XIX в. 5
1.1 Экономическое развитие Российской империи в XIX веке 5
1.2 Социально-экономическая и политическая модернизация российского общества в XIX в. 11
1.3 Предпосылки реформ 18
2 Реформирование России в XIX веке 29
2.1 Либеральная концепция реформирования российской государственности в начале XIX века 29
2.2 Реформы в России во второй половине XIX веке. Тюремная реформа 37
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое развитие в России в 19 веке.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

4 сентября 1790 г. подписывается  именной Указ Екатерины Сенату  о наказании Радищева: «За издание книги, наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми выражениями против и сана и власти царской»; о том, что присужден к смертной казни палатой Уголовных дел Санкт-Петербургской губернии, а затем этот приговор утвержден Сенатом. Хотя по роду вины Радищев заслуживает такую казнь, но «мы, следуя нашим правилам, чтобы соединить правосудие с милосердием, для всеобщей радости, которую наши подданные разделяют с нами, по поводу мира со Швецией, освобождаем его от казни; повелеваем, вместо нее, отобрав у него чины и знаки ордена Св. Владимира, дворянское достоинство, сослать в Сибирь, в Илимский острог на 10 лет»; имение, если оно есть, передать в пользу детей, которые находятся на попечении деда. В Указе отмечается, что Радищев совершил «лживый поступок», прибавил после цензуры «много листов в ту книгу». Издание опальной книги было уничтожено, а само сочинение было запрещено к печати - запрет сохранялся до 1905 г.

Знакомы были представители  просвещенного российского общества и с трудами последователей А.Н. Радищева – «Путешествием по северу Сибири» П.И. Челищева, работами Ф.В. Кречетова, Г.И. Попова, П.А. Словцова, В.В. Попугаева и др., с деятельностью «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Челищев Петр Иванович - писатель, происходил из дворян; родился 14 августа 1745 г. в Смоленской губернии. В 1757 г. он воспитывался в Московской университетской гимназии, а 1 января 1762 г. был определен пажом в Пажеский корпус, где пробыл четыре с небольшим года. В начале 1766 г., по желанию императрицы Екатерины II, были отправлены для изучения наук в Лейпцигский университет 12 пажей, в числе коих были П.И. Челищев и А.Н. Радищев. В университете Челищев слушал лекции по философии, истории, математике, физике и юридическим наукам, что предоставило ему возможность приобрести хорошее образование. Умер Челищев 25 сентября 1811 г., погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.29

Кречетов Федор Васильевич (родился в начале 1740-х годов - год смерти неизвестен), русский просветитель, вольнодумец. Общественную деятельность начал в середине 1780-х годов. Около 1785 г. создал тайное просветительское общество. Требовал ограничения самодержавия, равноправия граждан, реформы суда, свободы слова, равноправия женщин, всемерного распространения знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой после выхода первого номера. В 1793 г. был арестован и приговорен к одиночному бессрочному заключению в Петропавловской, затем в Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г.

Попугаев Василий Васильевич (1778 - 1816) - русский просветитель, общественный деятель, поэт. Родился в Петербурге в семье художника. Рано оставшись без родителей, в 1786 г. был принят на казенный счет в гимназию Академии наук, в которой проучился 12 лет, но не закончил курса, а в 1797 г. поступил на службу в Санкт-Петербургское цензурное ведомство, одновременно учительствуя в немецкой школе Св. Петра, где преподавал русский язык и литературу. Умер В.В. Попугаев в Твери ок. 1816 г.

Когда в июле 1790 г. поднялся шум по поводу изданного Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву», императрица заподозрила и П.И. Челищева в том, что он принимал участие в сочинении и издании этой книги. Екатерина приказала узнать, кто автор книги, и следствие поручено было гр. А.Р. Воронцову. В ходе расследования оказалось, что подозрения в отношении Челищева были совершенно несправедливы. В мае 1791 г. он предпринял путешествие по северу России, причем проехал в направлении с юго-запада на северо-восток в Олонецкую губернию, посетил средние части Архангельской, западные уезды Вологодской и восточные Новгородской губерний; в декабре того же года он уже возвратился в Петербург. Главным, по-видимому, побуждением, которое руководило Челищевым в его намерении совершить путешествие, была любознательность; быть может, и то, что, как человек религиозный, он желал поклониться многочисленным святыням Русского Севера.30

Как человек образованный и любознательный, П.И. Челищев не ограничивался мимолетными впечатлениями, а составил весьма подробное и  дельное описание своего путешествия. Рукопись его под заглавием «Подробный журнал путешествия моего, 27 мая 1791 г.» была приобретена в Москве в 1883 г. графом С.Д. Шереметевым и издана в 1886 г. в Санкт-Петербурге академиком Л.Н. Майковым. Путевые записки Челищева представляют чрезвычайно богатый материал для изучения народной жизни Русского Севера конца XVIII в. и вместе с тем свидетельствуют, что автор их был «человек светлого ума и независимого образа мыслей». Его наблюдения легли важной составляющей в общий фундамент либеральной концепции переустройства России.

Другой представитель  либерального лагеря Ф.В. Кречетов в 1780-е годы тоже ведет интенсивную литературно-общественную деятельность. Познакомившись с выполненным по заказу Екатерины II переводом книги У. Блэкстона «Истолкование английских законов...», Ф. Кречетов разрабатывает широкую просветительскую программу, собираясь «завести словесно-учительскую школу, и коммерческую компанию, и банк, и коммерческую школу, и контору, и школы юридические для всероссийской пользы к распространению наук словесных, а также общежительных должностей, а с оными купно к юриспруденции российской, а потом и всеобщей к сочинению». Уже в 1783 г. через П.В. Завадовского он поднес Екатерине II свою работу о распространении словесных наук в России и план заведения коммерческих и юридических школ, а в 1784 г. обратился в Сенат с планом устройства народных училищ «для скорейшего российской грамоте читать и писать наущения». Не получив ответа, Кречетов в 1785 г. создает просветительское общество (собравшее до 50 членов разного пола и национальностей).31

Программа этого «всенародно-вольного всему человечеству к благодействованию общества» включала требование таких политических реформ, как отмена сословных привилегий и полное равноправие граждан, ограничение власти самодержавия, реформа суда, установление свободы слова и печати, равноправие женщин, распространение знаний и просвещения в народе. При обществе должны были открыться юридические школы для «приготовления умов» к овладению юриспруденцией, основанной на естественном законе, составлению правил к «безбедному народному пропитанию», умножению достатка и распространению коммерции. В 1786 г. Ф. Кречетов приступил к изданию журнала «Не все и не ничего», где помещает отчеты о заседаниях общества, а также свои литературные произведения, для которых, по оценке Б.М. Кобина, «характерны тяжелый язык, сложное витиеватое построение фраз, обилие славянизмов, порой затемняющих смысл сказанного».

Еще один представитель  русской либеральной мысли конца XVIII - начала XIX в. - В.В. Попугаев. Он обладал  энциклопедическими познаниями в философии, юриспруденции, лингвистике, знал древние и современные европейские языки, перевел на русский язык ряд произведений европейских просветителей. Огромное влияние на В. Попугаева оказали философско-политические идеи А.Н. Радищева, с которым он познакомился в 1801 г. В том же году Попугаев участвовал в организации «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». В своих публичных выступлениях и публицистике В. Попугаев отстаивал идеалы Просвещения, выступал против любых форм рабства, вслед за Радищевым отстаивал принцип неприкосновенности личности и равенства всех граждан перед законом; в своих произведениях он призывал к реформам, требуя отменить крепостное право. В 1802 г. Попугаев подал на имя Александра I прошение, приложив к нему два своих сочинения – «Опыт о влиянии просвещения на правление и законы» и «О твердости законов», что способствовало определению его в Комиссию составления законов, где до этого служил А.Н. Радищев. В Комиссии Попугаев служил до августа 1811 г., сначала в должности помощника редактора во 2-й Экспедиции, а потом, с 1809 г., - начальника архива комиссии.32

В 1802 - 1807 гг. принимал активное участие в деятельности «Вольного обществе любителей словесности, наук и художеств». Будучи последователями и почитателями Радищева, члены этого общества (В. Попугаев, И. Пнин, Н. Остолопов, А. Востоков) были противниками крепостного права, признавали идею равенства и допускали возможность физической расправы с тираном. Попугаев выступал за формальное равенство всех перед законом и необходимость установления конституции. Но постепенно в «Вольном обществе» произошли изменения, заставившие его отойти от дел и творчества. По неизвестным причинам тогда же В.В. Попугаева уволили со службы. Свои социально-философские воззрения он наиболее полно выразил в трактате «О благоденствии народных обществ», опубликованном в 1807 г. Эта работа тоже легла в копилку отечественной либерально-реформаторской мысли.

Существенное влияние  на складывание воззрений о путях  преобразования России на рубеже XVIII - XIX вв. оказали И.П. Пнин, К.Ф. Герман, А.П. Куницын с его «Правом естественным», К.И. Арсеньев с «Начертанием статистики Российского государства» и Н.И. Новиков со своим конституционным проектом. Известно, что во время следствия Пестель говорил, что ему «первую мысль о республиканском правлении подал проект конституции Новикова».33

Пнин Иван Петрович (1773 - 1805) - поэт и публицист, незаконный сын князя Н.В. Репнина (отсюда фамилия - Пнин, усеченная от Репнин). Важнейшие публицистические произведения Пнина – «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1803; опубликовано впервые в «Историческом вестнике». 1889. N 1) и «Опыт о просвещении относительно к России» (СПб., 1804).

Герман Карл Федорович (05.09.1767 - 19.12.1838) - крупный для своего времени ученый в области статистики, которая в то время понималась как описательное государствоведение и включала в себя то, что ныне входит в ведение конкретной экономики и экономической географии. Он держался прогрессивных для своего времени взглядов, за что терпел гонения от реакционеров; ряд его сочинений подвергался запрещениям. Исследователи отмечали, что был он «человек с светлым умом и благородными стремлениями к общему благу, он видел в своей науке не мертвое скопление чисел и фактов, а старался проникнуть в причины, обусловливающие их происхождение, объяснял их и оценивал на основании современных ему выводов политических наук...».

Характеризуя творчество И.П. Пнина, во вступительной статье к собранию его сочинений И.К. Луппол писал: «На пути от А.Н. Радищева к декабристам, в особенности к наиболее радикальному в идеологическом отношении их крылу, именно к «Обществу соединенных славян», стоит далеко не безынтересная, яркая личность Ивана Петровича Пнина. Поэт по призванию, он никогда не был «чистым» поэтом-эстетом. Вся муза его пронизана общественно-политическими, «гражданскими», как сказали бы позже, мотивами. В этом причина того, что Пниным занимались не только историки литературы, но и историки общественной мысли, историки права и политических учений».34

В «Опыте о просвещении относительно к России», напечатанном отдельным изданием в 1804 г., Пнин остается типичным просветителем XVIII в., ратующим за «пользу просвещения», обращающимся к «просвещенному монарху» и ожидающим с высоты престола благодеяния для подданных. Главную сущность Французской революции Пнин видит в последовательном развитии четырех принципов: права человека, вольность, равенство и собственность. Несомненно, таким и было идеологическое обоснование Великой французской буржуазной революции. Схематически оно может быть представлено так: существуют естественные права физического существа - человека, прежде всего свобода; затем, поскольку все люди по природе равны, равенство; из свободы и равенства вытекает собственность.35

Суммируя, можно, очевидно, подытожить, что, несмотря на отдельные  спорные и дискуссионные тезисы, в целом работы А.Н. Радищева, П.И. Челищева, Ф.В. Кречетова, В.В. Попугаева, И.П. Пнина и других представителей отечественной либеральной мысли  рубежа XVIII - XIX вв. послужили составной частью в дальнейшем развитии теоретических основ либеральной концепции реформирования Российского государства и права, были восприняты в просвещенном обществе и нашли свое частичное отражение в практике государственного строительства.

 

2.2 Реформы в России во второй половине XIX веке. Тюремная реформа

 

Во второй половине XIX в. в истории России наступила  эпоха глобальных социально-экономических  и политических преобразований. Буржуазно-либеральные  реформы затронули практически  все важнейшие сферы жизни общества и государства. В кратчайшие сроки были проведены крестьянская (1861 г.), финансовая (1862 - 1866 гг.), судебная и земская (1864 г.), городская (1870 г.), военная (1861 - 1874 гг.), тюремная (1879 г.) и др. реформы. В стране наступила эпоха гласности, в которой так нуждалось общество. Был закрыт Цензурный комитет, введенный еще Николаем I. Разрешена свободная выдача заграничных паспортов. Объявлена амнистия политическим заключенным (декабристам, участникам польского восстания 1830 - 1831 гг., петрашевцам). Около 9 тыс. человек были освобождены от политического надзора.

В условиях социально-экономической  и политической модернизации российского  общества в конце 70-х годов XIX в. царское  Правительство было вынуждено предпринять  ряд принципиальных организационных мер, кардинально изменивших механизм функционирования тюремной системы государства, всецело направленных на совершенствование деятельности его карательных звеньев.36

Всего в начале 80-х  годов XIX в. в России насчитывалось 7672 места заключения (не считая полицейских арестных помещений). До второй половины XIX столетия в России не существовало стройной системы организации тюремных учреждений. Так, например, рабочий (работный) дом не отличался от смирительного, тюремный замок (острог), арестантские роты гражданского ведомства также не имели между собой принципиальных различий. Управление тюремным ведомством не было централизованным, тюремные замки находились в ведении различных государственных органов. При этом тюремное управление еще и не было отделено от полицейского.

В одной лишь Москве находилось около десятка самых разных тюремных учреждений - тюремный замок (острог), пересыльный  замок, смирительный дом, рабочий (работный) дом, новая временная тюрьма («яма»), отделение в здании присутственных мест, арестное помещение при Екатерининском богадельном доме, тюремное помещение при мещанском обществе, арестантские роты гражданского ведомства, арестантские помещения при полицейских частях города.37

Информация о работе Социально-экономическое развитие в России в 19 веке