Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы является в анализе построения стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнит следующие задачи:
Изучить теоретические основы стратегического выживания фирмы в кризисной ситуации.
Рассмотреть природу кризиса на предприятии.
Мероприятия по разработке антикризисного управление предприятием.

Оглавление

Введение
1. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
1.1.Понятие и особенности кризиса в экономике
1.2. Природа кризиса на предприятии
2. Стратегический анализ деятельности ООО
2.1.
2.2.
3. Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании
3.1.Выбор стратегии в кризисных ситуациях
3.2. Стратегия международной диверсификации
3.3. Антикризисное управление предприятием
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Стратегия выживания фирмы.docx

— 56.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации

1.1.Понятие и особенности кризиса в экономике

1.2. Природа кризиса на предприятии

2. Стратегический анализ  деятельности ООО

2.1.

2.2.

3. Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании

3.1.Выбор стратегии в кризисных ситуациях

3.2. Стратегия международной диверсификации

3.3. Антикризисное управление предприятием

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся  нестабильностью внешней среды. События становятся все более  непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно  превосходят скорости ответных реакций  организации; возрастает частота появления  неожиданных событий, их непредсказуемость.

В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие  проблемы на основе предшествующего  опыта или его экстраполяции. Актуальность темы курсовой работы  состоит в том что,  для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

Очевидно, что самостоятельным  хозяйствующим субъектам без  четких программных действий существовать невозможно; одних только мер менеджмента  по адаптации компании к быстро меняющейся внешней среде, недостаточно. Для  того, чтобы выжить и усилить свои позиции в рыночной среде, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием, при этом не только на функциональном уровне, но и на уровне программирования поэтапных действий, нацеленных на результат, предполагающий развитие.

Стержнем современного стратегического  управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

Цель написания курсовой работы является в  анализе построения стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнит следующие  задачи:

    • Изучить теоретические основы стратегического выживания фирмы в кризисной ситуации.
    • Рассмотреть природу кризиса на предприятии.
    • Мероприятия по разработке антикризисного управление предприятием.

Структура работы состоит  из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. При написании  работы была  использована литература отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Стратегия  выживания фирмы в кризисной  ситуации

1.1 Понятие и особенности кризиса в экономике

В экономике централизованного  планирования не существовало проблемы циклов и кризисов. Экономические  кризисы считались особенностью капиталистического хозяйства, а заминки  и колебания в социалистической экономике рассматривались как  несущественные или на них не обращалось внимание. Связано это с тем, что  реальный социализм был задуман  как антитеза рыночному капитализму.

Действительно, в социалистической экономике была ликвидирована большая  часть рынка (рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, валютный рынок). Остался только один фрагмент рыночной экономики - рынок потребительских товаров, на котором заключались неравные сделки между потребителем и государством. Поэтому рыночное неравновесие было вмонтировано в саму систему хозяйства. Достичь рыночного равновесия было невозможно, так как существовала только одна, и не самая важная, часть рынка; цены формировались не на основе спроса и предложения; планируемая цена не несла информацию о состоянии рынка (о фактических производственных затратах).

В этих условиях отсутствовала  информация о стоимости капитала, основных фондов, рабочей силы. В  результате центр мог принимать  ошибочные стратегические решения. Но даже если в порядке реформирования экономики цена не устанавливалась  сверху, а передавалась в компетенцию  предприятий, все равно равновесие на достигалось, так как в силу отсутствия рынка капитала и рабочей силы цена не включала информацию об элементах расчета рыночной стоимости (данных о государственных капиталовложениях, стоимости рабочей силы). В этой ситуации решения о ценах базировались на данных о ценах потребительских товаров, которые в силу существования монополии производителя были деформированы. Предприятия принимали решения, руководствуясь своими краткосрочными интересами, без учета интересов общества в целом. В результате возрастали трудности, появлялись новые нежелательные проблемы, поскольку реформы охватывали маленький островок экономики, а основная, нерыночная часть ее развивалась в интересах государства, не совпадающих с интересами потребителей.

Таким образом, развитие экономики  централизованного планирования, внешне весьма динамичной, состояло из череды волн нарушения равновесия. Централизованные механизмы восстановления равновесия были эффективны до определенного момента, до определенного барьера. И государством, и предприятиями создавались  условия для перенапряжения планов по капиталовложениям, что вызывало постоянную опасность избыточных инвестиций.

Современная российская экономика  находится в стадии становления  рыночных отношений. Пока еще нет  полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия  развала административно-командной  системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

Для становления циклической  формы движения в отечественной  экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного  механизма функционирования экономики  приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут  выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

Таким образом, экономический  цикл - идущие один за другим подъемы  и спады уровней экономической  активности в течение определенного  времени. Кризис - это фаза экономического цикла, характеризующаяся понижательной  динамикой.

Кризис рыночной системы  хозяйства характеризуется резким спадом производства, который начинается постепенно с сужения, сокращения деловой  активности (реже заключаются торговые сделки, уменьшается объем деловых  операций, осуществляемых как в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается нарушением равновесия между  спросом и предложением на какой-либо товар или в какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков и остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицы.

В условиях падения спроса наиболее всего страдают следующие  отрасли:

    • отрасли промышленности, которые выпускают средства производства (производственное и с/х оборудование), так как инвестиции в средства производства резко уменьшаются;
    • производства, выпускающие потребительские товары длительного пользования, потому что население начинает откладывать покупку этих товаров;
    • строительная промышленность, т.к. уменьшается спрос на строительство жилых и промышленных зданий.

На отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары и  товары длительного пользования  уменьшение спроса оказывает воздействие  главным образом на объем производства и занятость, так как на этом рынке  господствуют небольшое количество крупных фирм, вследствие чего они  обладают достаточной монопольной  властью, чтобы в течение определенного  периода противодействовать понижению  цен. В фазе подъема эти отрасли  получают наибольший стимул для развития.

Производства, выпускающие  потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют  на спад. Люди должны есть и одеваться, поэтому эти покупки нельзя надолго отложить. Падение спроса больше отражается на ценах чем на уровне производства, так как эти отрасли отличаются низкой концентрацией.

В условиях кризиса предприятия  с крупным капиталом и большими финансовыми возможностями сохраняют  возможность получения прибыли  путем сокращения издержек производства. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий  имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к  повышению общего уровня производительных сил.

Следствием повышения  общего уровня производительности труда  является понижение стоимости товаров  и в итоге - ослабление падения  нормы прибыли.

При одновременном наложении  фаз различных циклов, находящихся  в одной фазе, возможен эффект резонанса, который определяется как резонансный  кризис (в случае резонанса отрицательных  амплитуд) или как динамичный подъем (если амплитуды положительные). При  наложении циклов, находящихся в  противофазах, происходит сглаживание  результирующих амплитуд, уменьшается  размах большего колебания.

При выходе резонансного кризиса  за критические границы, определяющие относительную устойчивость и целостность  экономической системы, происходит ее разрушение без сохранения или  с частичным сохранением генетических признаков. Такой кризис классифицируется как катастрофа.

В зависимости от масштабов  и уровня иерархии экономических  систем кризисы подразделяются на кризисы  первого порядка (местные кризисы, кризисы предприятий и их групп), второго порядка (отраслевые и региональные кризисы), третьего порядка (национальные и групп стран), глобальные, или мировые, кризисы.

По сфере подверженной кризису хозяйственной деятельности кризисы подразделяются на общехозяйственные, научно-технические (технологические), промышленные, сельскохозяйственные, финансовые, инвестиционные.

Конъюнктурные кризисы представляют собой временное нарушение пропорциональности, сбалансированности движений товарных и финансовых потоков; они имеют, как правило, неглубокий и непродолжительный  характер, зачастую связаны с незначительным колебанием цен.

Структурные кризисы проявляются  в долгосрочном дисбалансе и нарушении  пропорций между сложившимися на данный момент времени соотношениями  и взаимосвязями в сфере производства и потребления. Они, как правило, носят глубокий и затяжной характер.

Структурные кризисы связаны  с постепенным и длительным нарастанием  межотраслевых диспропорций в общественном производстве (однобокое и уродливое  развитие одних отраслей в ущерб  другим, ухудшение положения в  отдельных видах производства) и  характеризуются несоответствием  сложившейся структуры общественного  производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

Если в развитии структурного кризиса основным является один из элементов экономической структуры (например, энергетика, сельское хозяйство, экология), то в этих случаях выделяются энергетические, сельскохозяйственные и экологические кризисы.

Ярким примером мирового структурного кризиса может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х  гг., который потребовал более 5 лет  для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к  новой структуре цен на энергоносители.

Среди промышленных кризисов имеют место кризисы перепроизводства, имеющие эндогенный характер, и кризисы  недопроизводства, как правило, имеющие  экзогенный характер (неурожаи, войны, эпидемии и пр.).

1.2. Природа кризиса на предприятии

Самый предусмотрительный и  дальновидный руководитель не в силах  избежать неприятных неожиданностей, связанных как с сюрпризами со стороны партнеров, поставщиков или клиентов, так и с внутриорганизационными конфликтами. Крупнейший теоретик стратегического управления Игорь Ансофф определяет ситуацию как кризисную в том случае, если:

    • ситуация возникает внезапно и вопреки ожиданиям;
    • ситуация ставит новые задачи, не соответствующие прошлому фирмы (при неумении принять контрмеры это приводит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибыли);
    • контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий в фирме порядок действий этого не позволяет.

Информация о работе Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации