Стратегическое управление организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

      Слабые  фирмы должны вести себя иначе. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводят к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения. 

      3. Ликвидация

      Цели  фирмы, в них отражено то, к чему стремится фирма они придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже, несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке, в отрасли, так и в потенциале фирмы.

      Интересы  и отношение высшего  руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска, и это отношение может быть решающим в выборе стратегии развития. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителей также могут очень сильно влиять на выбор стратегии.

      Финансовые  ресурсы фирмы  также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового проекта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат.

      Квалификация  работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии развития фирмы.

      Не  обладая достаточно полной информацией  о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.

      Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий.

      Степень зависимости от внешней  среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т.п. Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и временную продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в любой момент и не в табеле календарные сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в те сроки, в которые появляется возможность для осуществления стратегии.

      Оценка  выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей, и это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.

      Соответствие  выбранной стратегии  состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.

      Соответствие  выбранной стратегии  потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.

      Приемлемость  риска, заложенного  в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

      Главной целью компании является получение устойчиво высокого дохода на вложенный капитал. Чтобы прибыльность вложений была выше, чем у конкурентов, конкурентное преимущество над ними должно быть устойчивым; иными словами, качество предоставляемых потребителям товаров и услуг должно быть выше. Чтобы прибыльность стала устойчивой, нужно вкладывать в развитие производственных возможностей, обеспечивающих сохранение конкурентного превосходства на будущее. Стратегия, таким образом, зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире.

      Не  обладая достаточно полной информацией  о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы. Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения организации; создать организационную структуру, способствующую стратегическим изменениям. 

      4. Соотношение стратегии  и тактики в менеджменте

      Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

      Стратегия - это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический»

      В приведенной ниже таблице наглядно представлены возможные виды главной  внутренней цели, соответствующие им виды стратегий и виды тактических задач, решение которых обеспечивает реализацию стратегии и достижение цели. 

Главная 
внутренняя цель
Стратегия организации Тактические задачи
Создание самоокупаемого бизнеса Стратегия становления 1) выявление рыночных потребностей;

2) разработка товара;

3) организация  производства;

4) организация  сбыта.

Выживание Стратегия выживания
    1) снижение уровня  рисков;

    2) сокращение  или прекращение инвестиций;

    3) сокращение штатов;

    4) поиск нового направления деятельности (бизнеса);

    5) всемерная экономия средств.

 
 
 
 
 
 
Главная 
внутренняя цель
Стратегия организации Тактические задачи
Сохранение достигнутого уровня прибыльности Стратегия сохранения статуса - кво
    1) удержание  достигнутого количества и качества продукции;

    2) мониторинг  рыночной конъектуры для удержания  своих рыночных позиций;

    3) нейтрализация  для дисфункциональных проявлений  в работе фирмы;

    4) совершенствование  всех аспектов управления и производства.

Повышение прибыльности (дальнейшее процветание) Стратегия экспансии I. Расширение рынка:
  1. привлечение новых покупателей за счет расширения рыночного пространства путем увеличения сбытовой сети;
  2. привлечение новых покупателей на старом рыночном пространстве за счет оптимизации обслуживания и освоения нового рыночного сегмента.

    3) привлечение новых покупателей за счет увлечения ассортимента товаров, уже известных на рынке;

    4) привлечение новых покупателей за счет предложения новых модификаций старых товаров или полностью новых товаров.

II. Расширение производства:

  1. аналоговая диверсификация;
  2. конгломератная диверсификация;

    3) интегративно- вертикальная диверсификация.

III. Рост организации:

  1. приобретение фирм, испытывающих трудности (присоединение, поглощение);
  2. открытие собственных филиалов.

      В литературе из-за смешения понятий  «стратегия» и «тактика» отсутствует внятная классификация этих явлений. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе. Выделены только виды диверсификации. Нельзя эти тактики (или тактические задачи) называть стратегиями хотя бы потому, что существуют фирмы, которые одновременно используют и расширение рынка, и расширение производства, и рост. Но на данном этапе развития фирмы стратегия может быть только одна, ибо, идя к цели, невозможно двигаться в разных направлениях. Генеральный путь или курс движения к цели может быть только один. В то же время, реализуя единую стратегию экспансии, можно одновременно прибегать к различным тактикам или (что-то же самое) одновременно решать несколько разных тактических задач.

      Таким образом, можно заметить, что правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная тактика помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами. 

      5. 3акономерности развития фирмы

      При рассмотрении развития рыночных отношений в России организационное развитие предприятий проходит в соответствии с объективными законами и закономерностями развития организаций - закономерностями запаздывания и неадекватности.

      Закономерность  запаздывания. Всякая спроектированная организационная структура в виде управленческой системы или др., по своим параметрам закономерно отстает от постоянно развивающейся рыночной ситуации. Целью любой организационно-производственной системы является удовлетворение потребностей общества, которые носят динамичный, спонтанный, слабо прогнозируемый характер. Данный процесс имеет свою длительность, чем и объясняется отставание показателей и функциональных параметров организационных структур от требуемых на рынке. Данная закономерность определяет действие внешних факторов на организационную систему.

      Закономерность  неадекватности. Любая организационная структура, спроектированная на достаточно конкретные и прогнозируемые условия рынка, всегда не соответствует ему в силу действия внутренних факторов организационной системы. Главным фактором, обуславливающим действие данной закономерности, является человеческий фактор. Следствием закономерности неадекватности является фактор некомпетентности, данное свойство проявляется тогда, когда организация полностью или частично изолированно функционируя от других специализированных организаций, пытается адекватно и своевременно реагировать на все внешние возмущения. В результате действия вышеприведенных закономерностей организационная структура становится неэффективной, громоздкой, так как в ней наблюдается множество остаточных элементов, функционирование которых в структуре организации нецелесообразно и нерентабельно, приводит к убыткам. В тоже время новые элементы, адекватные внешним условиям, не всегда могут эффективно выполнять свои функции, так как не всегда обеспечены полной информацией и компетентными специалистами, содержание которых в «замкнутых» организациях не позволяет их полностью загрузить, что приводит к дополнительным накладным расходам. 

      6. Стратегия и тактика фирмы

      Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. Выбор  стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией.

      Слово "стратегия" греческого происхождения  и означает "искусство развертывания войск в бою". Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.

      Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию можно  рассматривать как общий комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

      Определение стратегии фирмы принципиально  зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

      Области выработки стратегии. Как было сказано выше, в самом общем виде - стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

      При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

Информация о работе Стратегическое управление организации