Стратегический анализ деятельности компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема стратегического планирования становиться очень актуальной в условияхьповышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического плпнирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорых обязательств, взимание платежей, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического анализа 5
1.1. Понятие стратегического анализа 5
1.2. Системный и ситуационный анализ 7
1.3. Выбор и оценка стратегии 9
1.4. Анализ разрыва 10
1.5. Анализ динамики издержек и кривая опыта 12
1.6. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла 13
2. Методы разработки стратегического анализа 16
2.1. SWOT-анализ 16
2.2. Модель БКГ 20
2.3. Матрица «Мак-Кинси» 22
2.4. Модель «Мак-Кинси 7С» 24
3. Стратегический анализ деятельности ОАО «Ростех» 27
3.1. Анализ внешней среды 27
3.2. Анализ внутренней среды 35
3.3. Разработка стратегии для ОАО «Ростех» 39
3.4. Реализация стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 52

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 666.50 Кб (Скачать)
 
 

Таблица 3.1.3.

Количественная  оценка факторов внешней среды прямого  воздействия

Факторы Важность для  отрасли

X

Влияние на организацию

Y

Направленность  влияния

Z

Степень важности

S=X*Y*Z

Конкуренты  3 1 -1 -3
Поставщики  2 2 +1 +4
Покупатели 3 3 +1 +9
 

      

Таким образом, внешняя среда прямого воздействия  имеет довольно благоприятный характер.

      

Анализ внешней среды косвенного в

оздействия осуществляется с помощью PESTE –

 анализа. Качественный

PESTE –

 анализ предложен в Приложении 1. 

Таблица 3.1.4.

Количественный PESTE-анализ:

Факторы Важность для  отрасли Х Влияние на организацию

Y

Направ-ленность влияния

Z

Степень важности 

S=X*Y*Z

Политические  и правовые факторы 2 1 -1 +2
Экономические факторы 2 3 -1 -6
Социальные  факторы 2 1 +1 +2
Технологические и технические факторы 1 2 +1 +2
Экологические факторы 2 1 -1 -2
 

      

Анализ PESTE – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

      

Наибольшую угрозу для ОАО «Ростех» представляют экономические  факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

      

Технологические, политические и социальные факторы  дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

          Обобщим полученные в ходе анализа внешней среды результаты и сведём их в Таблицу 3.1.5. 

Таблица 3.1.5.

Матрица профиля  внешней среды

Факторы Важность для  отрасли Х

X

Влияние на организацию

Y

Направ-ленность влияния

Z

Степень важности 

S=X*Y*Z

Политические  и правовые факторы 2 1 -1 +2
Экономические факторы 2 3 -1 -6
Социальные  факторы 2 1 +1 +2
Технологические и технические факторы 1 2 +1 +2
Экологические факторы 2 1 -1 -2
Конкуренты  3 2 -1 -3
Поставщики 2 2 +1 +4
Покупатели  3 3 +1 +9
 

      

С учётом факторов внешней среды прямого воздействия  также можно сделать вывод  о том, что внешняя среда организации  имеет скорее благоприятный характер.

      

Анализ внешней  среды предприятия ОАО «Ростех» показал, что наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы. Компании стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы.

      

 В наибольшей  степени благоприятное влияние  на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон. 

  • 3.2. Анализ внутренней среды  

      

ОАО «Ростех» сотрудничает более чем со 150 производителями  России, стран СНГ, что позволяет  ей иметь широчайший ассортимент продукции по сравнению с другими компаниями, функционирующими в данной отрасли.

      

Тем не менее, на конец 2008 года финансовое положение  предприятия является неустойчивым. Имеет место низкий уровень ликвидности  и платёжеспособности, причём преобладают тенденции их сокращения. Анализ показателей кредитоспособности свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости предприятия с позиций долгосрочной перспективы и увеличении риска кредитования предприятия. Предприятие характеризуется высокими показателями оборачиваемости средств в расчётах и низким значением оборачиваемости кредиторской задолженности и запасов. Для предприятия характерен довольно высокий уровень рентабельности.

      

 Высокий образовательный  уровень работников руководящего  звена обеспечивает высокий профессионализм и компетентность управленцев в любых вопросах, касающихся деятельности ОАО «Ростех». На ОАО «Ростех» имеется 5 уровней управления. В силу этого большинство решений принимаются на верхних уровнях иерархии. При этом осуществляется строгий контроль за их выполнением. 
 
 

Таблица 3.2.1.

Анализ потенциала предприятия

Области компетентности фирмы Экспертная  оценка
1 2 3 4 5
Менеджмент         Ö
Производство       Ö  
Маркетинг   Ö      
Финансы     Ö    
Кадры       Ö  
Учет         Ö
 

      

Расширенная матрица позволяет провести более детальный анализ потенциала ОАО «Ростех», которая предложена в Приложение 2.

      

Проведенный анализ показывает, что внутренний потенциал  компании ОАО «Ростех» довольно высок. Сильны позиции предприятия в  сбыте, снабжении, кадрах, хотя недостаточна мотивация сотрудников, имеет место текучесть кадров.

      

Особенно высок  уровень руководства компанией.

      

В настоящий  момент предприятие использует современные  информационные технологии, вся документация и учёт ведутся автоматизировано.

      

Несмотря на отсутствие маркетинговой службы, в этом направлении позиции ОАО «Ростех» также довольно сильны. Однако недостатком является то, что не проводятся исследования, слаба ценовая политика, философия маркетинга очень слабо развита. Всё это сказывается на производстве. Слабой стороной деятельности предприятия наряду с НИОКР являются финансы.

      

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии  фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.

      

Одним из самых  существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.

      

Общие фирменные  цели формируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

  • Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).
  • Ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).
  • Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
  • Взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

      

Цели будут  значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

      

Проводят первичный  стратегический анализ с помощью  составления матрицы SWOT. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей ( Приложение 3).

Для того чтобы, оценить количественно выявленные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы рассмотрим Приложение 4

Таким образом, проведённый количественный SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что сильный стороны ОАО «Ростех» и возможности среды позволят компании преодолеть её слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей, переходим к этапу установления связей между ними. Для этого создаётся матрица SWOT, имеющая вид:

      Матрица SWOT

  Возможности Угрозы
Сильные стороны поле С и  В поле С и  У
Слабые  стороны поле Сл и  В поле Сл и  У

        

       Рис. 3.2.1. Матрица SWOT 

Таблица 3.2.2.

Стратегические  и тактические возможности ОАО  «Ростех»

Наименование  комбинаций квадрантов SWOT-матрицы Номера позиций  в квадрантах комбинаций Стратегические и тактические возможности
Поле  С и В С1+С2+С3+С4+С5+С6+В3+В5+В7
  1. Рост объёма поставок
  2. Увеличение доли рынка
С11+С12+В10
  1. Снижение зависимости от поставщиков
  2. Расширение номенклатуры продукции
С11+С12+В6+В11
  1. Рост объёмов производства
  2. Более эффективное использование производственных мощностей
Поле  Сл и В Сл6+Сл7+В1+В2+В3+В4 1.Стабилизация  финансового положения предприятия

2. Обеспечение  притока денежных средств

Сл2+В3+В7 Увеличение  валовой прибыли
Сл1+Сл3+Сл4+Сл12+В9 1. Создание отдела  маркетинга на ОАО «Ростех», способной адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды

2. Сокращение  уровня текучести кадров и  привлечение квалифицированных  специалистов.

Сл8+Сл11+В11 1. Повышение  эффективности использования ресурсов

2. Обновление оборудования

Поле  С и У С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7+С8+С9+У1+У2+У3+У4+У5+У6+У7 Сохранение  занимаемых позиций и уровня конкурентоспособности
Поле  Сл и У Сл1+Сл2+Сл3+Сл10+У2+У3+У4 Интенсификация  маркетинговых усилий
Сл7+Сл8+У9+У10+У12 Повышение эффективности  производственной деятельности

Информация о работе Стратегический анализ деятельности компании