Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:58, курсовая работа
Проблема стратегического планирования становиться очень актуальной в условияхьповышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического плпнирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорых обязательств, взимание платежей, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического анализа 5
1.1. Понятие стратегического анализа 5
1.2. Системный и ситуационный анализ 7
1.3. Выбор и оценка стратегии 9
1.4. Анализ разрыва 10
1.5. Анализ динамики издержек и кривая опыта 12
1.6. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла 13
2. Методы разработки стратегического анализа 16
2.1. SWOT-анализ 16
2.2. Модель БКГ 20
2.3. Матрица «Мак-Кинси» 22
2.4. Модель «Мак-Кинси 7С» 24
3. Стратегический анализ деятельности ОАО «Ростех» 27
3.1. Анализ внешней среды 27
3.2. Анализ внутренней среды 35
3.3. Разработка стратегии для ОАО «Ростех» 39
3.4. Реализация стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 52
Именно данные
комбинации компания должна использовать
при разработке стратегии дальнейшего
развития компании.
3.3. Разработка
стратегии для ОАО «Ростех»
Этапы разработки стратегии:
Количество бизнесов, по которым будут разрабатываться стратегии
Несмотря на то, что ОАО «Ростех» предлагает широкий спектр услуг на рынке компьютерной техники и запчастей, в его деятельности можно выделить два основных бизнес-направления: комплексная поставка компьютеров и запчастей к ним (запчасти как собственного производства, так и других предприятий, официальным дилером которых является ОАО «Ростех»), а также ремонт компьютерной и оргтехники.
В основу данной матрицы БКГ положены допущения: чем больше скорость роста рынка, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе.
Матрица
«Рост — доля рынка» Бостонской
консультационной группы (Рис.3.3.1.) для
ОАО «Ростех» построена следующим образом.
Горизонтальная ось показывает долю рынка,
которую занимает каждый продукт (СЕБ).
Доля рынка измеряется в частях относительно
объема аналогичной продукции, реализуемой
лидером. То есть если фирма продает данного
товара меньше, чем лидер, то продукт попадет
в правую часть матрицы и будет помещен
напротив соответствующей доли, если больше
— то в левую часть матрицы. Горизонтальная
ось варьируется от 0,1 до 10, деления нанесены
по логарифмической шкале. Вертикальная
ось показывает годовой темп роста товара
в данной отрасли: от 0 до 20% и более; 10% выделяется
в качестве водораздела между быстрым
и медленным ростом.
Рис. 3.3.1. Матрица «Рост — доля рынка»
Нанесенные на матрицу кружки показывают положение товара на осях рост — доля рынка. Диаметр круга пропорционален объему продаж данного товара. Квадранты матрицы отражают различные ситуации с движением денег. Применяется следующая их классификация:
• вопросительный знак — высокий темп роста, низкая доля рынка. Для увеличения доли требуются большие вложения, которые могут превратить продукт в звезду;
• звезда — высокий темп роста, высокая доля рынка. Продукт может давать достаточно денег, чтобы поддерживать свое существование, хотя могут наблюдаться финансовые сложности;
• дойная корова — низкий темп роста, высокая доля рынка. Продукт дает большое поступление денег, которые могут идти на проработку вопросительных знаков и выращивание звезд;
• собака — низкий темп роста, низкая доля рынка. Продукт требует большого внимания и усилий со стороны руководства. В то же время он не приносит денег и прибыли либо же дает очень низкую финансовую отдачу.
Проведя с помощью матрицы «Рост — доля рынка» анализ портфеля продукции, руководство может увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе продуктов (начать расширение их производства либо же наоборот прекратить производство и т.п.) и соответственно о капиталовложениях по каждому из продуктов.
Матрица «Рост — доля рынка» Бостонской консультационной группы после ее разработки активно применяется в практике стратегического управления.
Еще одной широко известной матрицей анализа портфеля продукции является матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция», разработанная консультационной компанией МакКинзи. Эта матрица, в отличие от матрицы «Рост — доля рынка» Бостонской консультационной группы, для ОАО «Ростех» строится более сложно.
После того как получены оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции каждой продукт, строится матрица позиционирования СЕБ. По горизонтали откладывается конкурентная позиция, а по вертикали привлекательность отрасли. Каждая из осей разбивается на три равные части, характеризующие степень привлекательности отрасли (высокая, средняя, низкая) и состояние конкурентной позиции (хорошее, среднее, плохое). Внутри матрицы выделяется девять квадратов, попадание в которые при позиционировании продуктов указывает на то, какое место в стратегии фирмы должно им отводиться в будущем (Рис. 3.3.2.).
Рис. 3.3.2. Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»
По отношению к тем товарам, которые попали в квадраты «Успех», фирма должна применять стратегию развития. Эти бизнесы имеют хорошую конкурентную позицию в привлекательных отраслях, поэтому явно им принадлежит будущее. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Вопросительный знак», могут иметь хорошее будущее, но для этого фирме следует приложить большие усилия по улучшению их конкурентной позиции. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Доходный бизнес», являются источником получения денег. Они очень важны для поддержания нормальной жизни фирмы. Но они могут умереть, так как привлекательность для фирмы отрасли, в которой они находятся, низкая.
Попадание в квадрат «Средний бизнес» не дает возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По отношению к ней решение может быть принято только по результатам анализа состояния всего портфеля бизнесов (продуктов). Хотя в значительной мере это замечание относится и к продуктам, попавшим в один из трех рассмотренных типов квадратов.
Относительно
СЕБ, попавшей в квадрат «Поражение»,
следует сделать вывод, что она
находится в очень
Матрица Мак-Кинзи дает хороший инструментарий для анализа портфеля продукции. Основной вывод, к которому она подводит исследователя, состоит в том, что сбалансированный портфель должен иметь в своем составе в основном бизнесы, находящиеся в квадратах «Успех», немного бизнесов, находящихся в квадрате «Вопросительный знак», и строго определенное число бизнесов, находящихся в квадрате «Доходный бизнес». Их количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивать поддержание «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков».
Таблица 3.3.1.
Анализ конкурентов ОАО «Ростех» 2006 год
в тыс. руб.
Продукты и услуги |
Объем продаж, тыс. руб. | Темпы роста
% |
Доля
рынка относи-
тельно главного конкурента | |||||
ОАО Ростех | Компьютерный центр iP-Q | ЗАО
Торговая компания Элком |
ООО Альфа | ЗАО Ультрамарин | IVVS Computers | |||
Комплексные
поставки компьютеров и
деталей к ним |
8,4 | 6,25 | 5,4 | 6,38 | 5,8 | 6,5 | 17 | 1,3 |
Ремонт компьютерной и оргтехники | 0,4 | 0,3 | 0,28 | 0,31 | 0,14 | 0,34 | 17,8 | 1,17 |
ОАО
«Ростех» на рынке уже 10 лет. За годы
своего существования на рынке, компания
стала лидером в своей отрасли,
сотрудничая с многочисленными
партнёрами как внутри России, так
и в ближнем и дальнем
Комплексные поставки
В настоящий момент в рассматриваемой отрасли в нашем регионе мало предприятий, которые бы могли сравнится с ОАО «Ростех» по масштабам и охвату деятельности. На долю компании приходится около 50% рынка поставки компьютеров и запчастей к ним, существенна доля и на рынке оказания ремонтных услуг, а также обслуживания сетевых клиентов.
Таким образом, по отношению к главным конкурентам доля рынка ОАО «Ростех» составляет 1,3 , т.е. в матрице компания будет занимать крайнее левое положение.
Темп роста объёма продаж в среднем по отрасли составляет около 15%.
По бизнесу комплексные поставки ОАО «Ростех» занимает позицию «звезда».
В связи с этим, у компании существуют следующие альтернативные пути выбора соответствующей стратегии:
- принять
оборонную стратегию –
- произвести повторные инвестиции доходов в виде модернизации услуги по осуществлению комплексных поставок;
- завоевать большую долю новых потребителей.
В
настоящий момент компания находится
на подъёме. Лидирующее положение на
рынке, широкая сеть поставщиков
и потребителей, возможность осуществлять
комплексные поставки компьютеров
и запчастей к ним, потребность
в которых увеличивается, а также
довольно благоприятная внешняя обстановка
способствуют тому, чтобы компания выбрала
стратегию наступления, направленную
на увеличение объёма поставок и расширение
рыночной доли ОАО «Ростех», что потребует
дополнительных инвестиций. Кроме того,
не следует забывать о необходимости проведения
мероприятий по сохранению лидирующего
положения на рынке региона.
3.4.
Реализация стратегии
По
результатам анализа
Динамика
производства и реализации продукции
представлена в таблице 3.4.1. Из этой таблицы
видно, что за четыре года объем производства
вырос на 62 %, а объем реализации продукции
увеличился на 64,3 %. То, что за 2008 год темп
производства продукции ниже темпа реализации,
говорит о том, что нереализованная продукция
на складах предприятия и неоплаченная
покупателями за предыдущий период реализована
в 2008 году полностью.
Таблица 3.4.1.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы | Объем производства продукции, шт. | Темпы роста, % | Объем реализации, шт. | Темпы роста, % | ||
базисный | цепной | базисный | цепной | |||
2006 | 135 900 | 115,6 | 115,6 | 137 759 | 117,2 | 117,2 |
2007 | 165 300 | 140,6 | 121,6 | 163 132 | 138,8 | 118,4 |
2008 | 190 500 | 162 | 115,3 | 193 012 | 164,3 | 118,3 |
На данный момент ОАО «Ростех» имеет линейно-функциональную организационную структуру. В связи с реализацией новой стратегии предприятия, направленной на расширения доли рынка за счет привлечения как можно большего числа новых и сохранения прежних потребителей, а также за счёт вытеснения конкурентов возникла необходимость создания отдела маркетинга.
На основании проведенного анализа планирования стратегии предприятия ОАО «Ростех», можно сделать следующие выводы:
1. Внешняя
среда ОАО «Ростех» имеет
2. Анализ
потенциала предприятия
3. Анализ,
проведённый с помощью матрицы
БКГ, позволяет по бизнесу
Из полученных выводов предлагаются следующие мероприятия:
1. Необходимо проведение рекламной компании. В результате после проведения рекламной компании годовая выручка от продаж должна увеличится на 1млн. рублей.
2. Был сделан вывод о возможности и целесообразности увеличения объема продукции. В результате проведения рекламной компании и работы менеджера, поступили заказы от фирм, занимающихся торговлей компьютерами и комплектующими из различных областей РФ. Расширение рынка сбыта позволит увеличить годовую прибыль от продаж примерно на 0,5 млн. рублей.
3. Принято решение о сдаче в аренду складского помещения. Годовая прибыль после сдачи склада в аренду составит 1 млн. рублей.
4. Наладить параллельную продажу канцелярских товаров. В результате нововведения, данное предприятие увеличит годовую прибыль на 100 тысяч рублей.
Заключение
В данном курсовом проекте я описала теоретические основы стратегического анализа, рассмотрела разнообразные методы его разработки. И мне еще раз хочется отметить, что важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Так же я провела стратегический анализ деятельности фирмы ОАО «Ростех». На основании проведенного анализа планирования стратегии предприятия ОАО «Ростех», можно сделать следующие выводы:
1.
Внешняя среда ОАО «Ростех»
имеет довольно благоприятный
характер. Наибольшую угрозу для
компании представляют
2.
Анализ потенциала предприятия
показал, что с финансовой
ОАО «Ростех» на сегодняшний день на предприятии
сложилась оптимальная структура управления,
соответствующая внешним условиям. Поэтому
наиболее целесообразной видится необходимость
лишь немного модифицировать старую организационную
структуру в соответствии с разработанной
стратегией.
Список использованной литературы
Приложение 1
Качественный PESTE-анализ.
PESTЕ-факторы | Что дает возможность? | Что дает угрозу? |
Политические и правовые факторы |
|
|
Экономические факторы |
|
|
Технологические и технические факторы |
|
|
Приложение 2
Структурированный анализ потенциала предприятия
Составляющие потенциала | Сильные стороны | Слабые стороны | |
10 5 0 | |||
1. Маркетинг | |||
1.1 | Доля рынка по основному товару | 8 | |
1.2 | Фазы жизненного цикла важнейших товаров | 6 | |
1.3 | Наличие товарной марки | 5 | |
1.4 | Ассортимент | 10 | |
1.5 | Качество | 7 | |
1.6 | Конкурентоспособность | 8 | |
1.7 | Ценовая политика | 5 | |
1.8 | Сроки выполнения заказа | 6 | |
1.9 | Наличие реализационной сети | 6 | |
1.10 | Философия маркетинга | 3 | |
1.11 | Разработка новых товаров | 6 | |
1.12 | Рекламная политика | 8 | |
1.13 | Эффективность рекламы | 8 | |
1.14 | Имидж предприятия | 7 | |
2. Научные исследования | |||
2.1 | Наличие патентов и изобретений | 3 | |
2.2 | Интенсивность и результаты | 2 | |
2.3 | Ноу-Хау | 4 | |
2.4 | Использование новых информационных технологий | 9 | |
3. Производство | |||
3.1 | Состояние оборудования | 4 | |
3.2 | Качество оперативного планирования | 5 | |
3.3 | Стабильность | 5 | |
3.4 | Уровень применяемых технологий | 6 | |
3.5 | Качество производства | 6 | |
3.6 | Гибкость производственных линий | 8 | |
4. Финансовый блок | |||
4.1 | Устойчивость | 4 | |
4.2 | Ликвидность | 5 | |
4.3 | Рентабельность | 6 | |
4.4 | Прибыльность | 5 | |
5.Сбыт | |||
5.1 | Эффективность сбыта | 7 | |
5.2 | Наличие постоянной клиентской базы | 7 | |
5.3 | Организация сбыта | 8 | |
6. Снабжение | |||
6.1 | Надёжность поставщиков | 9 | |
6.2 | Выполнение графиков поставки | 8 | |
6.3 | Качество поставок | 8 | |
7. Кадры | |||
7.1 | Возрастной состав | 8 | |
7.2 | Текучесть персонала | 4 | |
7.3 | Уровень образования | 9 | |
8. Менеджмент | |||
8.1 | Состояние менеджмента | ||
-высшего звена | 9 | ||
-среднего звена | 7 | ||
-низшего звена | 6 | ||
8.2 | Стратегическое планирование | 8 | |
8.3 | Тактическое планирование | 7 | |
8.4 | Уровень организации фирмы | 9 | |
8.5 | Соответствие структуры стратегии компании | 9 | |
8.6 | Мотивационная политика | 6 | |
8.7 | Организация контроля | 8 | |
8.8 | Предпринимательская культура | 6 |
Приложение 3
SWOT – анализ деятельности ОАО «Ростех»
Сильные
стороны
|
Возможности
|
Слабые
стороны
|
Угрозы
|
Приложение 4
Количественный SWOT-анализ
Факторы | Важность (Х) | Влияние (Y) | Результат |
Сильные стороны | |||
|
3
3 3 3 2 2 2 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 2 |
3
3 3 2 2 3 3 2 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 |
9
9 9 6 4 6 6 4 9 6 6 4 9 4 9 6 9 6 6 4 |
Итого \ среднее | 131\6,55 | ||
Слабые стороны | |||
|
3
2 3 2 2 3 3 3 3 2 3 2 |
2
2 2 1 2 3 3 3 2 2 2 2 |
6
4 6 3 4 9 9 9 6 4 6 4 |
Итого \ среднее | 69\5,75 | ||
Возможности | |||
|
2
3 2 3 2 3 3 3 2 3 3 2 |
1
3 2 2 2 3 3 3 2 3 2 1 |
2
9 4 6 4 9 9 9 4 9 6 2 |
Итого \ среднее | 73\6,08 | ||
Угрозы | |||
|
3
2 2 2 2 2 3 2 2 3 3 2 2 2 1 |
3
2 1 1 3 2 3 1 2 3 3 3 1 2 1 |
9
4 2 2 6 4 9 2 4 9 9 6 2 4 1 |
Итого \ среднее | 73\4,87 |
Информация о работе Стратегический анализ деятельности компании