Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:58, курсовая работа
Проблема стратегического планирования становиться очень актуальной в условияхьповышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического плпнирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорых обязательств, взимание платежей, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического анализа 5
1.1. Понятие стратегического анализа 5
1.2. Системный и ситуационный анализ 7
1.3. Выбор и оценка стратегии 9
1.4. Анализ разрыва 10
1.5. Анализ динамики издержек и кривая опыта 12
1.6. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла 13
2. Методы разработки стратегического анализа 16
2.1. SWOT-анализ 16
2.2. Модель БКГ 20
2.3. Матрица «Мак-Кинси» 22
2.4. Модель «Мак-Кинси 7С» 24
3. Стратегический анализ деятельности ОАО «Ростех» 27
3.1. Анализ внешней среды 27
3.2. Анализ внутренней среды 35
3.3. Разработка стратегии для ОАО «Ростех» 39
3.4. Реализация стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 52
Стратегический ситуационный анализ организации проводиться для оценки эффективности существующей стратегии. Его главная задача – определить необходимость корректировки или пересмотра стратегии. Он осуществляется в режиме стратегического мониторинга, т.е. регулярно и достаточно оперативно. Ключевыми вопросами ситуационного анализа организации являются следующие:
Оценка
эффективности текущей
Процесс оценки стратегической ситуации включает три стадии (этапа):
На
первой стадии производства сбор информации
о профиле организации с учетом состояния
внешней среды. Центральное место на второй
стадии процесса анализа стратегической
ситуации отводиться анализу ее сильных
и слабых сторон. Основное внимание уделяется
выявлению степени уязвимости организации
от изменений во внешней среде и особенностей,
препятствующих использованию возможностей
среды. На основе этого определяют отличительные
черты организации, позволяющие ей использовать
благоприятные возможности и нейтрализовать
угрозы или смягчить их воздействие. На
третьей стадии разрабатывается сценарий
будущего образа и путей его достижения
с учетом вновь открывающихся возможностей
и угроз. Такой сценарий позволит выявить
организационные, технологические и маркетинговые
качества организации, которые обеспечат
использование возможностей и дадут ей
шанс избежать потенциальных угроз. Анализ,
предложенный выше, позволит определить
положение организации в будущем при сохранении
запланированной стратегии. Центральным
моментом здесь является выявление и анализ
стратегических разрывов.
1.3.
Выбор и оценка стратегии
Пpи выбope cтpaтeгии дoлжны быть yчтeны cлeдyющиe ключeвыe фaктopы:
цeли фирмы, интepecы и oтнoшeниe выcшeгo pyкoвoдcтвa, финaнcoвыe pecypcы фиpмы, квaлификaция paбoтникoв, обязaтeльcтвa фиpмы, стeпeнь зaвиcимocти oт внeшнeй cpeды, вpeмeннoй фaктop.
Сильныe и cлaбыe cтopoны фиpмы зaчacтyю мoгyт игpaть peшaющyю poль пpи выбope cтpaтeгии pocтa фиpмы.
А. Тoмпcoн и А. Стpиклaнд пpeдлoжили cлeдyющyю мaтpицy выбopa cтpaтeгии в зaвиcимocти oт динaмики pocтa pынкa нa пpoдyкцию (эквивaлeнт pocтy oтpacли) и кoнкypeнтнoй пoзиции фиpмы (Риc.1.3.1.).
Для oцeнки выбpaннoй cтpaтeгии пpoвoдитcя aнaлиз пpaвильнocти и дocтaтoчнocти yчeтa ocнoвныx фaктopoв, oпpeдeляющиx вoзмoжнocти ocyщecтвлeния cтpaтeгии. Пpoцeдypa выбopa cтpaтeгии в кoнeчнoм cчeтe пoдчинeнa oднoмy: пpивeдeт ли выбpaннaя cтpaтeгия к дocтижeнию фиpмoй cвoиx цeлeй. Этo являeтcя ocнoвным кpитepиeм oцeнки выбpaннoй cтpaтeгии. Еcли cтpaтeгия cooтвeтcтвyeт цeлям фиpмы, тo дaльнeйшaя ee oцeнкa пpoвoдитcя пo cлeдyющим нaпpaвлeниям:
-сooтвeтcтвиe выбpaннoй cтpaтeгии cocтoянию и тpeбoвaниям oкpyжeния.
-сooтвeтcтвиe выбpaннoй cтpaтeгии пoтeнциaлy и вoзмoжнocтям фиpмы.
-пpиeмлeмocть
pиcкa, зaлoжeннoгo в cтpaтeгии.
1.4. Анализ разрыва
Анализ
разрыва - простой, но эффективный метод
стратегического анализа. Его цель - определить,
существует ли разрыв между целями фирмы
и ее возможностями и, если да, установить,
как «заполнить» его (Рис. 1.4.1.).
Рис. 1.4.1. Схема анализа разрыва
Конкретное применение анализа разрыва означает:
- определение
основного интереса фирмы,
- выяснение
реальных возможностей фирмы
с точки зрения текущего
- определение
конкретных показателей
- установление
разницы между показателями
- разработка
специальных программ и
Другой способ применения анализа разрыва - это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчитывает на реальную ставку оборота на вложенный капитал в 20%, но анализ показывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуется обсуждение и принятие мер по заполнению разрыва в 5%.
Заполнение можно провести несколькими способами, например:
- за счет роста производительности и достижения желаемых 20%;
- за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%;
- путем
упования на улучшение
Следующие
методы стратегического анализа
обычно применяются для определения
стратегических альтернатив, возможных
вариантов стратегического плана.
1.5. Анализ динамики издержек т кривая опыта
Одна
из классических моделей стратегий
разработана в 1926 году. Она связывает
определение стратегии с
Рис.1.5.1 Кривая опыта
Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:
1) преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;
2) обучение на опыте наиболее эффективным способом организации производства;
3) эффект экономии на масштабе.
В соответствии с кривой опыта основным направлением стратегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, поскольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возможности достижения самых низких единичных издержек и, следовательно, самых высоких прибылей.
Погоня за доминированием на рынке, как стратегический императив, оправдывает себя в случае быстрорастущих рынков, дающих конкурентам возможности для роста. Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства.
В современных условиях достижение лидерства в издержках необязательно связано с увеличением масштабов производства. Нынешнее высокотехнологичное оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже маленькая фирма может использовать компьютеры, модульное оборудование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач.
Главным
недостатком модели являются учет только
одной из внутренних проблем организации
и невнимание к внешней среде (в первую
очередь к потребностям покупателей).
1.6. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла
В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла, которая является аналогией жизненного цикла биологического существа.
Жизнь товара на рынке разделяется на несколько основных этапов, каждому из которых соответствует свой уровень сбыта и другие маркетинговые характеристики:
- рождение
и внедрение на рынок - небольшой
сбыт и стратегия,
- стадия роста - существенное увеличение сбыта и стратегия быстрого роста;
- стадия
зрелости - устойчивый сбыт и стратегия,
ориентированная на
- стадия насыщения рынка и упадка - снижение сбыта и стратегия сокращения.
Цель
модели жизненного цикла - правильно определить
стратегию бизнеса для каждого этапа жизнедеятельности
товара на рынке. Существует большое количество
модификаций жизненных циклов в зависимости
от типов товаров. Тем не менее, нельзя
слишком тесно привязывать стратегию
к модели жизненного цикла. Очень часто
жизнь товара на рынке не укладывается
в рамки известной кривой (Рис. 1.6.1.).
Сбыт (Объем продаж)
Рис.1.6.1. Модель жизненного цикла
Модели «кривой опыта» и «жизненного цикла» являются наиболее простыми методами стратегического анализа, поскольку связывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятельности фирмы. Описанные далее методы имеют более комплексный характер, идут по пути увязки различных компонентов внутренней и внешней среды организации.
Предложенная в 1975 г. А.Дж. Стейнером модель «продукт - рынок» представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие, новые, но связанные с существующими, и совершенно новые продукты (Рис. 1.6.2.).
Информация о работе Стратегический анализ деятельности компании