Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:58, курсовая работа
Проблема стратегического планирования становиться очень актуальной в условияхьповышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса стратегического плпнирования, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорых обязательств, взимание платежей, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического анализа 5
1.1. Понятие стратегического анализа 5
1.2. Системный и ситуационный анализ 7
1.3. Выбор и оценка стратегии 9
1.4. Анализ разрыва 10
1.5. Анализ динамики издержек и кривая опыта 12
1.6. Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла 13
2. Методы разработки стратегического анализа 16
2.1. SWOT-анализ 16
2.2. Модель БКГ 20
2.3. Матрица «Мак-Кинси» 22
2.4. Модель «Мак-Кинси 7С» 24
3. Стратегический анализ деятельности ОАО «Ростех» 27
3.1. Анализ внешней среды 27
3.2. Анализ внутренней среды 35
3.3. Разработка стратегии для ОАО «Ростех» 39
3.4. Реализация стратегии 45
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение 52
Рис. 1.6.2. Матрица «Рынок - продукт»
Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях «рынок - продукт». Модель используется для:
- определения вероятности успешной деятельности при выборе того или иного вида бизнеса;
- выбора
между различными видами
2. Методы разработки стратегического анализа
Стратегический анализ нужен для того, чтобы обеспечить менеджеров нужной информацией при разработке стратегии компании. Все вроде бы понятно и логично, но на практике руководители сталкиваются с одной из фундаментальных проблем стратегического управления. При попытке проведения анализа сразу же встают вопросы о том, что именно он должен включать в себя и какая информация необходима менеджерам для разработки стратегии. Много усилий было предпринято, чтобы формализовать этот процесс, т. е. определить стандартные форматы стратегического анализа, следование которым гарантированно обеспечит компанию необходимой информацией для разработки стратегии.
Книжки
по стратегии наполнены
К
наиболее распространенным методикам
стратегического анализа
- SWOT-анализ;
- PEST+M-анализ;
- анализ
продуктового портфеля компании (матрица
BCG или матрица McKinsey).
2.1. SWOT-анализ
Наиболее
простым и распространенным инструментом
стратегического анализа
Рис. 2.1.1. SWOT-анализ
Когда речь идет о внешней среде, имеются в виду благоприятные или опасные для развития бизнеса факторы, которые существуют независимо от состояния дел в организации и точно так же влияют на бизнес других компаний, в том числе конкурентов.
Среди факторов внутренней среды выделяют сильные и слабые стороны компании. Сразу следует отметить, что сила и слабость — понятия относительные и поддаются анализу преимущественно в сравнении с аналогичными внутренними факторами конкурентов. К тому же компания не всегда располагает полной информацией о состоянии собственного бизнеса, не говоря уже о делах конкурентов. Тем не менее при определении факторов внутренней среды, существенно влияющих на бизнес, подобное сравнение необходимо.
На практике какой-либо фактор внешней среды для одной компании может означать благоприятную возможность, а для другой — представлять угрозу.
Так, например, при проведении стратегического SWOT-анализа на одном молочном комбинате среди прочих факторов внешней среды рассматривался и такой, как "плохие колхозы". Имелось в виду, что предприятие окружало большое количество мелких хозяйств, находившихся в плачевном состоянии. С одной стороны, этот фактор должен был бы рассматриваться как угроза со стороны внешней среды, но, с другой стороны, в данном случае являлся для предприятия благоприятной возможностью. Дело в том, что, если бы вместо множества неэффективных колхозов было несколько больших хозяйств, их скупил бы очень крупный конкурент. А для этого молочного комбината такое состояние сырьевой базы, наоборот, рассматривалось как возможность получить контроль над мелкими хозяйствами, а потом уже укрупнять и развивать их.
Таким
образом, использование даже такого
простого инструмента, как SWOT-анализ, помогает
организации сосредоточить
На
деловом экране SWOT-анализа все
факторы внешней и внутренней
среды представлены в неструктурированном
виде, т. е. они не разделены на подгруппы.
Как уже отмечалось выше, одна из
главных целей SWOT-анализа заключается
в выделении существенно влияющих на бизнес
факторов с целью разработки стратегии
компании. Следующим логическим шагом
является структурирование выделенных
факторов, т. е. разбивка их на группы. Любая
классификация, естественно, должна иметь
цель. SWOT-анализ детализируется в формате
PEST+М-анализа, в котором все факторы внешней
среды делятся на пять групп: политические
(Р), экономические (Е), социальные (S), технологические
(T) и факторы рыночного окружения (M). Данные
группы сформировались исторически, подтверждение
этому легко найти, если проследить развитие
менеджмента в западных компаниях (Рис.
2.1.2.).
Рис. 2.1.2. Стратегический анализ факторов внешней среды в формате PEST+М
Структурирование
факторов позволяет увязать
Рис. 2.1.3. Примет факторов внешней среды для группы компаний
2.2. Модель БКГ
Первоначальной,
классической портфельной моделью
является матрица БКГ (Бостонской консультационной
группы) (Рис. 2.2.1.)
Высокая
Рис. 2.2.1. Матрица Бостонской консультативной групп
Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса:
Способы
использования портфельной
- для
определения взаимосвязанных
- для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях «знаки вопроса» для расширения бизнеса и укрепления своих позиций, как правило остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у «денежных мешков», ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек в наличности).
Другими словами, при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, различные деловые единицы).
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ:
Оценим модель БКГ.
Преимущества:
- модель
используется для исследования
взаимосвязи между деловыми
- модель
может быть основой для
- представляет собой простой, доступный для понимания подход к организации делового портфеля организации (портфеля ценных бумаг).
Недостатки:
- не
всегда правильно оценивает
- чрезмерно
сосредоточена на потоках
2.3.
Матрица «Мак-Кинси»
Более
сложным вариантом портфельной
модели является многофакторная матрица
«Мак-Кинси» компании, разрабатывающей
ее по заказу «Дженерал Электрик». Фактор
«возможности расширения рынка» здесь
превратился в многофакторное понятие
«привлекательность ранка». Фактор «относительная
доля рынка» возрос до понятия «стратегическое
положение фирмы», характеризующего различные
элементы внутренней среды предприятия
(Табл. 2.3.1.)
Таблица 2.3.1.
Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
Организация должна оценить свое положение по каждому из факторов, приведенных в таблице, и определить его исходя из трех возможных уровней: низкого, среднего, высокого. Самооценка должна быть максимально объективной. На ее основе фирма определяет свое место в одном из квадратов матрицы «Мак-Кинси».
Как видно из матрицы (Рис. 2.3.1.), верхний левый угол означает благоприятные перспективы для роста, диагональ, разделяющая верхний левый угол и нижний правый угол, - двойственное положение ограниченный рост, нижний правый угол - отсутствие реальных возможностей будущего развития.
Рис.
2.3.1. Портфельная модель «Мак-Кинси
7С»
2.4.
Модель «Мак – Кинси 7С»
Модель
«Мак-Кинси 7С» не предлагает готовых
вариантов стратегии, а является, скорее,
хорошим способом осмысления основных
внутренних факторов организации, оказывающих
влияние на будущее. К этим факторам относятся:
стратегия, сумма навыков, совместные
ценности, структура организации, системы,
сотрудники фирмы, стиль. Взаимосвязь
основных факторов развития показана
на Рис. 2.4.1.
Информация о работе Стратегический анализ деятельности компании