Стиль руководства и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрытие темы: Стиль руководства и эффективность деятельности организации.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия руководства организации;
- изучить классификацию стилей руководства;
- выявить формирование эффективного стиля руководства;
- проанализировать технико- экономические показатели предприятия ОАО «Гамма»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА…………...5
1.1 Общие понятия руководства организации………………………………..5
1.2. Руководство - разновидность хозяйственного управления………………8
1.3 Классификация стилей руководства……………………………………...12
1.4 Формирование эффективного стиля руководства……………………….24
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГАММА»………………..27
2.1 Технико- экономических показателей предприятия ОАО «Гамма»…...27
2.2 Оценка стиля руководства исследуемого предприятия ОАО
«Гамма»……………………………………………………………………..34
2.3 Предложения для эффективного стиля руководства исследуемого
предприятия……………………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………43
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Стиль руководства и эффективность.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Схема 2 Автократично - либеральный континуум стилей руководства

 

Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, само властным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авто ритарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руко водитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, еди нолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психоло гический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руко водства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и под держать морально в необходимых случаях.[11,c. 141]

«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководст ва основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

Обычно демократический стиль управления применяется в том слу чае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество. 

Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные резуль таты.

При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Применение этого стиля имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности и опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными специалистами, которые не хотят находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не

имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что показано на схеме 3. 

Авторитарный            стиль управления

Демократический       стиль управления              

Либеральный      стиль управления

Эксплуата Благожела-                 торский             тельный

Консульта-     Партиси-                тивный               пативный

Либераль-    Бюрокра-          ный               тический

  Схема 3. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления

 

В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

            -руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;

-руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;

-руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;

-руководитель предлагает решение, которое может быть скорректиро вано после консультаций с подчиненными;

-руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании которых принимает решение;

-руководитель принимает решение совместно с подчиненными;

-руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.

Для оценки эффективности каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.

Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руко водства. В  каждом конкретном случае между авторитарным, демократичес ким и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение

доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.

       Модель Лайкерта

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточен ный на работе и руководитель, сосредоточенный на человеке.

Сосредоточенный на                                          Сосредоточенный на

          работе                                                                  человеке

                                               Стили руководства

            Схема 4. Стили руководства Лайкерта

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориен тированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.

В противоположность первому типу руководителя Лайкерт ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производи тельности труда, используя совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности руда.

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства (схема 5).

 

 

Система 1

Система 2

Система 3

Система 4

Эксплуататорско-авторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно-демократическая

Основанная на участии

Схема 5. Стили руководства Лайкерта

Рассмотрим каждую систему в отдельности.

Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики

автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководи тели могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчинен ными, но они разрешают подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. По мнению Лайкер та, система 4 является наиболее эффективной.

«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Муттона

Данный подход является наиболее простым представлением «дву мерного» стиля управления. «Управленческая решетка» Блейка и Муттона, изображенная на схеме 2.5., представляет собой таблицу, состоящую их 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таб лицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на пра ктике стиль управления.

            Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи независимого эксперта. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя и расширит границы новых идей воплощаемых в производство. Такой управляющий не является лидером. Он является просто «хранителем своего портфеля и кресла». Но очень скоро серьезные трудности заставят пересмотреть стиль

руководства, либо сменить руководителя.

Социальное руководство (управление в духе загородного клуба).

Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое вни мание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс произ водства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчи ненным приводит к принятию непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.

Авторитарное руководство (власть – подчинение)

Эта позиция характерна для менеджеров, которые заботятся только о производстве и не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкого характера и ведет к понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высо кий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Но между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, отсутствует взаимопонимание и сохраняется удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

Информация о работе Стиль руководства и эффективность