Эффективный стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Эффективный стиль руководства »обусловлена тем, что в повседневной работе перед каждым руководителем стоит про­блема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных и это получило название управленческого стиля.
Успех работы зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или ха­рактера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др.

Оглавление

Введение
1. Сущность и виды современных стилей управления
1.1. Понятие о стилях управления
1.2. Авторитарный стиль
1.3. Демократический стиль
1.4. «Многомерные» стили управления
2. Анализ стиля управления руководителя на предприятии ООО «Трим»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ имиджа руководителя предприятия
2.3. Основные проблемы руководства на предприятии
2.4. Предложения по совершенствованию стиля управления руководителя ООО «Трим»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

эффективный стиль управления .doc

— 427.50 Кб (Скачать)


4

 

Содержание

Введение             

1. Сущность и виды современных стилей управления

1.1. Понятие о стилях управления

1.2. Авторитарный стиль

1.3. Демократический стиль

1.4. «Многомерные» стили управления

2. Анализ  стиля управления  руководителя на предприятии ООО «Трим»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2.  Анализ имиджа  руководителя предприятия

2.3. Основные проблемы руководства на предприятии

2.4. Предложения по совершенствованию стиля управления руководителя ООО «Трим»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение
Введение

Актуальность темы курсовой работы «Эффективный стиль руководства »обусловлена тем, что в повседневной работе перед каждым руководителем стоит про­блема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных и это получило название управленческого стиля.

Успех работы зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или ха­рактера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др.

Под стилем управления понимается манера поведения руково­дителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Проблема согласования действий подчиненных по достижению намеченных целей находит свое выражение в выборе стиля управления. Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации.

В настоящее время существует целый ряд теорий об основах фор­мирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.

Цель  курсовой работы – это рассмотрение содержания стилей управления и  выработка рекомендаций по совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

-Рассмотреть понятие и виды стиля управления

-Провести анализ стиля управления в ООО «Трим»

-Разработать рекомендации по совершенствованию стиля управления в ООО «Трим».

Предмет исследования: стиль управления руководства

Объект исследования: имидж руководителя  ООО «Трим»

При написании курсовой работы была использована разнообразная литература по основам менеджмента, таких авторов как Бобышев Р. А., Веснин В. Р., Кабушкин Н. И., Андреева А. Ф., Вачугова Д. Д., где они рассматривают основные положения менеджмента применительно к российским условиям.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и  списка использованной литературы.


1. Сущность и виды современных стилей управления

1.1. Понятие о стилях управления

«Одномерные» стили управления. К ним относятся: авторитар­ный (или директивный), демократический и либерально-попуститель­ский.

Предпосылки построения различных «одномерных» стилей управ­ления содержатся в теориях «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. Так, со­гласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой же возмож­ности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, по­этому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответ­ственности и искать защиты у сильных. Чтобы заставить людей тру­диться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угро­зу наказаний.

Однако, но мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей приро­де, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали ме­няться к лучшему лишь со второй половины XX в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается уже другой теорией - «Y». В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, они охотно включаются в процесс самоуправления и самокон­троля, а также в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением постав­ленных целей. На таких работников опирается руководитель, испове­дующий демократический стиль[1].

Краткая характеристика «одномерных» стилей управления, предложен­ная отечественным исследователем Э. Старобинским, дана в табл. 1.[2, с. 170]

«Многомерные» стили управления. Они представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться на­ряду с ними. В моделях, отражающих различные подходы авторов к пониманию проблемы воздействия внешних факторов на поведение руководителя и подчиненных, делается попытка определить различные стили управления с помощью различных переменных факторов.

Таблица 1.

Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный (директивный) стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Приемы принятия решении

Единолично решает все вопросы

Принимая решение, советуется с коллективом

Ждет указания ру­ководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решения до исполни­телей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предло­жения подчиненных

Просит, упрашивает

Приемы принятия решении

Берет на себя или перекладывает на конк­ретного исполнителя

Распределяет ответственность в соответст­вии с переданными полномочиями

Снимает с себя вся­кую ответственность

Отношение к ини­циативе

Подавляет полностью

Поощряет, исполь­зует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный (директивный) стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Отношение к под­бору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к недос­татку собственных знаний

Все знает и умеет, гепертрофированное самомнение

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания и поощряет чту черту у подчи­ненных

Стиль общения

Жестко формальный, не общительный

Дружески настроен, любит общаться

Боится общения, общается с подчи­ненными только по их инициативе, до­пускает фамильярное обращение

Характер отноше­ний с подчиненными

Диктуется настрое­нием

Ровная манера по­ведения. Постоянный самоконтроль

Мягок, покладист, иногда легковерен

Отношение к дис­циплине

Приверженец фор­мальной жесткой дис­циплины

Сторонник разумной дисциплины, осущест­вляет дифференциро­ванный подход к людям

Требует формаль­ной дисциплины, не умея ее соблюдать

Отношение к мо­ральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, по­ощряет избранных только по празд­никам

Постоянно исполь­зует разные стимулы

Использует поощ­рение чаще, чем на­казание

В сво­ем влиянии они создают ту или иную ситуацию. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, какие методы и способы воздействия на подчиненных необходимо применять для достижения эффективности в каждой конкретной ситуации. Модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управ­ления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ни­ми, а также по определению эффективности самого руководства.

В современных условиях возникла практическая потребность в раз­работке таких подходов в организации управления, которые смогли бы соединить в себе лучшие черты ранее разработанных теорий. Основ­ной упор в них делается на возможность провести ситуационный ана­лиз эффективного управления как совокупности личностных характе­ристик руководителя и их проявления в поведении в конкретных усло­виях. Методы руководства являются основой и одним из важнейших факторов, формирующих стиль управления как совокупность конкрет­ных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руко­водителей и подчиненных.

Другим фактором, обусловливающим управленческий стиль, явля­ются методы организации деятельности исполнителей.

Многообразные управленческие стили редко выступают в чистом виде. В практике приходится наблюдать различные формы их смеше­ния и особенности проявления. Например, нередки случаи, когда фор­ма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет се­бя достаточно демократично. Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за активное участие в разработке, но решение, о котором идет речь, давно уже принято им единолично. Возможен и обратный вариант: вполне демократичный по внутренним убеждениям руководи­тель висите проявляет грубое, порой неуважительное поведение в об­щении с коллегами и подчиненными, что связано с его недостаточной воспитанностью и неумением правильно себя вести в коллективе.

Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива и др. Например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.

Как же решить, какой из стилей руководства хуже или лучше? От­вет на этот вопрос должен опираться на определенный критерий, в ка­честве которого многие исследователи использовали такие показатели эффективности деятельности группы (коллектива), как продуктив­ность работы группы и удовлетворенность ее членов трудом. Общий итог, к которому пришли исследователи, заключается в том, что, как правило, демократическое и авторитарное руководство имеет пример­но равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворен­ности трудом, то здесь весьма серьезное преимущество у демократиче­ского стиля руководства.

При этом надо учитывать, что руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В силу этого их реакция на один и тот же стиль руководства может ока­заться неоднозначной. В частности, чем ниже квалификация и культу­ра работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руковод­ства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональ­ные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руково­дителем, требующим беспрекословного подчинения.

Руководителю очень важно уметь гибко использовать соответствую­щие стили. С течением времени у каждого руководителя вырабатывает­ся свой стиль руководства. В чистом виде приведенные стили управле­ния уже не могут быть достаточно эффективны в современном бизнесе. В соответствии со сложившейся ситуацией и степенью зрелости коллек­тива, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей.

В настоящее время существуют определенные ключевые элементы организационной практики, которые помогают руководителю сориен­тироваться, как следует себя вести в тех или иных условиях. Для этого необходимо подробнее разобраться в сущности указанных стилей управления.

1.2. Авторитарный стиль

Теоретической основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей являются теории «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора.

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руко­водитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и сове­тов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в ка­честве основной формы стимулирования использует наказание.

Если руководитель принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его до подчиненных, то они воспринимают это решение, как навязанное извне и критически обсуждают, даже когда оно действи­тельно удачное. Выполняется такое решение с оговорками и безраз­лично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководите­ля, находя в ней подтверждение своего негативного мнения о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями чужой воли, закрепляя в своем сознании стереотип «наше дело маленькое».[10, с. 173]

Для руководителя все это тоже не проходит без потерь, поскольку он оказывается в положении виновника, отвечающего за все ошибки, не видящего и не знающего, где и как они были допущены. Подчинен­ные же, хотя многое знают и замечают, но помалкивают, или получая от этого моральное удовлетворение, или считая, что его все равно не перевоспитать. Руководитель понимает сложившуюся ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих в допущенных промахах, так как подчиненные не участвовали в выработке решения. Так формируется своеобразный замкнутый круг, который рано или поздно приводит к развитию в организации или подразделении неблагоприятного мораль­но-психологического климата и созданию почвы для развития произ­водственных конфликтов.

Следовательно, при эксплуататорско-авторитарном стиле руково­дства цена ошибок двойная: с одной стороны, экономические потери, а с другой — психологические травмы.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарно­го стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением. Но да­же в случае обоснованности высказанного мнения может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухуд­шает морально-психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и стро­го выполняются все требования инструкции[2].

Угрозы наказания, хотя и присутствуют, но не преобладают.

Претензии авторитарного руководителя на компетенцию во всех вопросах порождают хаос и в конечном счете влияют на эффектив­ность работы. Такой начальник парализует работу своего аппарата. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враж­дебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненные зависят от него, но и он, как известно, во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести или дезинформировать.   

Специальные исследования показали, что хотя в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в количественном отно­шении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, Присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты.

Таким образом, основой авторитарного стиля является сосредо­точение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в воз­можности достижения эффективности. [13; c. 124]

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресур­сов. С другой-формируются тенденции к сдерживании индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

1.3. Демократический стиль

Демократический стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием со грудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением.

Информация о работе Эффективный стиль руководства