Стиль и методы исследования управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:05, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ классификаций стилей и методов руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Задачи:
Определить оптимальные условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные методы и модели стилей руководства, как составляющий элемент управления.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ И
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ………………….…..10
1.1 Понятие стиля руководства в современной науке……………….10
1.2 Характеристики различных стилей и методов руководства организацией…..14
1.3 Факторы формирования стилей руководства организацией…….33
1.4 Моделирование эффективного стиля руководства……………....38
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО РОЛЬФ ЛАХТА М….41
2.1Общая характеристика организации ООО Рольф Лахта М……...41
2.2 Особенности стиля и методов управления руководителя организации ООО Рольф Лахта М………………………………..44
2.3.Анализ влияния внешнего окружения и внутриорганизационных факторов на стиль и методы управления организацией ООО Рольф Лахта М…
3. НАПРВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ООО РОЛЬФ ЛАХТА М………..…..62
Заключение………………………………………………………………...73
Список сокращений………………………………………………….........78
Список использованных источников и литературы…………………….79
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 608.00 Кб (Скачать)

- политической - необходимость  установления и поддержания порядка  в группах;

- экономической - необходимость  в изыскании, производстве и  распределении ресурсов;

- оборонительной - защита  от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей,  контроля за их деятельностью.

Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный подходы. Первый из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения. Это - школы научного управления, административного управления («классическая школа»), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления. Три других подхода, также имеющих исторический интерес, более важны для характеристики современного состояния науки об управлении. Общая картина эволюции управления как науки может быть проиллюстрирована следующим образом (рис.1)3.

 

 

 

Временной период

1885 1920 1930 1940 1950 1960

В наше

время

Школы управления

   Подход научного управления

   Административный подход

  Подход с точки зрения человеческих

    отношений

   Подход с точки зрения  науки о поведении       

   Подход с точки зрения  количественных

   методов

   Подход к управлению  как к процессу

   Системный подход

   Ситуационный подход


 

Рис.1.1. Основные психологические школы в управлении

Как мы видим на данном рисунке, процесс развития науки  об управлении не является плавным  и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Эти противоречия, прежде всего, связанны с эволюционным процессом. Он непрерывен и выступает как своеобразный вектор всех социально-политических, производственных, экономических и иных изменений общества. Поэтому некоторые подходы школ управления в результате эволюции изменяются, другие подходы становятся не актуальны на данном этапе развития общества, а третьи начинают интенсивно развиваться в соответствии с требованиями производства и общества.

Хотя эта схема упрощает реальную сложность рассматриваемого процесса, ее целесообразно взять  за основу. Она, однако, должна быть дополнена, поскольку общая эволюция управленческой науки не может быть понятна без ее связей, например: с «социологической школой», с промышленной психологией и др.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - «научного менеджмента», «классическая» и «традиционная». Разновидностью классической школы управления является «Административная школа» (1920-1950 гг.). Она занималась изучением вопросов роли и функции менеджера. Одним из пионеров этой школы был А. Файоль(1841-1925 гг.)4. и его последователи: Л. Урвик, Д. Муик, Э. Геймс, О. Шелдас, Л. Аллен и др. А. Файоль разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Второе направление - это разработка системы универсальных принципов управления; по А. Файолю, это - следующие принципы:5

  • Разделение труда.
  • Полномочия и ответственность.
  • Дисциплина.
  • Единоначалие.
  • Единство распорядительства.
  • Подчиненность личных интересов общим.
  • Вознаграждение персонала.
  • Централизация.
  • Скалярная цепь (принцип иерархии в руководстве).
  • Порядок.
  • Справедливость.
  • Стабильность рабочего места для персонала.
  • Инициатива.
  • Корпоративный дух.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями школы «количественных  методов в управлении» (1950 г. - по настоящее время).

Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении6. Кроме того, как справедливо отмечается «…именно количественная школа … стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики - областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления - к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению контраста между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе»7.

Все рассмотренные нами выше школы управления сформировали определенные методы и стили руководства. Слово «стиль» греческого происхождения, означает стержень или почерк8. Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

 

    1.  Характеристики различных стилей и методов руководства организацией

 

Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели9.

 Одной из составляющих  функций управления является  лидерство (руководство).

Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера10.

В 1964 году была опубликована книга профессора Массачусетского  технологического института Дугласа  Мак Грегора «Человеческая сторона  предприятия». Д. Мак Грегор считает управление искусством строить человеческие отношения. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие.

Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности и стремиться к достижению максимального успеха. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа «Теория Х», а другая «Теория У»11.

Основные положения  «теории Х»:

«Теория Х» описывает  такой тип руководителя, который  стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится  к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом.

  1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
  2. У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили.
  3. Больше всего люди хотят защищенности.
  4. Чтобы заставить людей трудиться на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а также напоминать о возможности наказания   

«Теория Х» сложилась  в 60-е годы и в достаточной степени  соответствовала взглядам менеджеров того периода. Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии в организации, стараются не допускать служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет элементарные потребности подчиненных и использует автократичный стиль управления.

 Основные положения «теории Y»:

Она описывает идеальную  ситуацию, в которой взаимоотношения  в коллективе складываются, как партнерские и становление коллектива проходит в идеальной среде.

Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.

  1. Труд – процесс естественный, он не является чем-то особенным для людей. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.
  2. Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль и делать все возможное для достижения целей.
  3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи.
  4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать  в принятии решений, поддерживающий делегирование полномочий и ответственности, ориентирован на положения «теории Y».

Значительных успехов  в работе достигают руководители, придерживающиеся как «Теории Х», так и «Теории Y». Сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях можно сказать, что разницу в производительности объясняет стиль лидерства. Оказалось, что  стиль управления, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в которых находится организация, применение «Теории Y», а также какие последствия может вызвать применение «Теории Х».

Аналогично континууму по теориям «Х» и «У» МакГрегора руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе (теория «Х») до другой – сосредоточенные на человеке (теория «У»). Этот континуум представлен на рис. 1.2


 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Континуум по теориям «Х» и «У» МакГрегора

Стиль представляет собой  форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Выделяют следующие типы руководителей, которые естественно, носят сугубо условный характер:

  • демократ;
  • диктатор;
  • пессимист;
  • организатор;
  • манипулятор.

Как видно, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так  как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. В связи с изучением стилей работы иногда ставят вопрос о том, а стоит ли поощрять различия в стилях работы, не лучше ли (и не проще ли) добиваться выработки единого стиля управленческой деятельности в одной организации и даже во всех организациях. Ответ дает сама практика управления организациями, которая требует разных стилей руководства (при их общих базовых особенностях) в разных отраслях, в разных условиях и на разных этапах развития предприятий. Заметим, что важнейшим элементом современного стиля деятельности является именно умение менять стиль работы в зависимости от актуальных требований момента.

Информация о работе Стиль и методы исследования управления