Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:00, доклад
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие
возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является
захватывающей и увлекательной. Менеджер – руководитель, главный, внешний вид,
как и внутренний , для него является важным фактором. Раньше на должность
менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженным диктаторским
характером, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной,
малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними
считалось принуждение
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:
- умение определить, что общение стало предконфликтным;
-
стремление глубоко и
- снижение своей общей тревожности и агрессивности;
-
умение оценивать свое
-
постоянная готовность к
- умение улыбнуться;
- не ждать от окружающих слишком многого;
- искренняя заинтересованность в партнере по общению;
- конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем – то, что не удалось:
- оценивающий должен сам хорошо знать деятельность;
- оценку давать по существу дела, а не по форме;
- оценивающий должен отвечать за объективность оценки;
-
выявлять и сообщать
- четко формулировать новые цели и задачи;
- воодушевлять сотрудников на новую работу.
Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.
Договорная среда менеджмента
Важнейшим компонентом
менеджмента является принятие
и исполнение договорных
Функции менеджера
Функция – это широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Понятие "функция" используется практически во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В каждой области знаний функция имеет свое значение, нам нужно рассмотреть понятие функции менеджменте. Понятие "функция" может применяться к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. В реферате рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними. Приводятся основы функционального моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и как при помощи функций создать эффективно работающий аппарат управления.
Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в названных функциях и в определении их состава наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл фирмы через последовательности исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления в системе российского менеджмента претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файля и Г. Эмерсона, и в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике России.
Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя: из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.
Функции менеджмента
Как системообразующий фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем. Поэтому содержание функций менеджмента многогранно и может быть исследовано путем выделения характеристик отдельных его сторон. Следует также отметить, что в условиях России в процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной содержание и состав функций управления должны стать адекватными данному процессу.
Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования функций менеджмента. Сущностные характеристики менеджмента выступают критериальными признаками выделения и обособления взаимосвязанных, групп функций менеджмента. Каждый из признаков отражает определенный, аспект содержания менеджмента, но лишь исходя из их совокупности можно иметь более или менее полное представление о функциях как возможных областях или сферах деятельности менеджеров.
Сущностная характеристика менеджмента – это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействия" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.
Сущностная особенность менеджмента обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего прошедшего специальную подготовку" дающую ему право на выполнение функций, по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью. Иначе говоря, менеджер – профессионально подготовленный руководитель или управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решении распоряжению ресурсами, а также несущий конкретную ответственность за достижение конечных результатов деятельности предприятия, фирмы, корпорации.
Таким образом, человеческий ресурс, выступающий ключевым в менеджменте, рассматривается как фактор производства и основное средство достижения целей. С другой стороны, человек как субъект и как объект, процесса взаимодействия выступает целью менеджмента. Профессионализация персонала, его карьера, условия жизни и будущее во многом определяются самим менеджментом.
Деятельность менеджера связана с формулированием и обеспечением целей управления "персоналом и целей управления производственно-хозяйственной деятельностью. Отсюда следует, что важным признаком выделения функций менеджмента выступает его профессионализация.. Для выполнения сложной, инновационной, предпринимательской, социально значимой, рискованной, ответственной деятельности по управлению социально-экономическими системами менеджер обязан иметь профессиональную подготовку, постоянно ее совершенствовать в соответствии с прогрессом производства, менеджмента и развитием общества, его культуры, образа жизни, уровня удовлетворения потребностей. Функции профессионализации рассматриваются как самостоятельные и входят в круг описанных ранее групп функций как объективные условия их реализации.
Отдельная группа функций связана с функционированием менеджмента как системы, в процессе деятельности которой обеспечивается взаимодействие всех элементов и подсистем, входящих в данную социально-экономическую систему на базе взаимодействия интересов участников, осуществляющих совместную деятельность.
С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся.внешней и внутренней среды.
Системный подход как мощный инструментарий позволяет формировать более динамичные, рациональные и эффективные системы менеджмента/Овладение менеджерами методологией системного подхода составляет существенный элемент их профессиональной подготовки. Деление на внешние и внутренние факторы не только расширяет наши информационные данные о ситуации при принятии решений, но и позволяет более правильно распределить функции менеджмента между функциональными подразделениями, руководителями и менеджерами на разных уровнях управления.
В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента в производственно-хозяйственной организации. Всякие изменения в производственно-хозяйственной системе непосредственно отражаются в изменении менеджмента и осуществляются через его процессы.
В содержании функций российского менеджмента отражается специфика рыночных отношений участников хозяйственной деятельности, отношений с работодателями, государством, социальными организациями и др. В наибольшей степени рыночные экономические процессы и их закономерности проявляются при рассмотрении менеджмента как процесса воспроизводства. Речь идет о воспроизводстве отношений собственности, социальных отношений, воспроизводстве ресурсов и потенциала, особенно кадрового, инвестиционного, научного, информационного.
В воспроизводственных функциях менеджмента реализуются в большей степени свойства интеграции и адаптации взаимодействия. В значительной степени данные функции свойственны Межотраслевому, региональному, международному и национальному менеджменту.
Рассмотренные критериальные признаки не исчерпывают всего многообразия содержания функций менеджмента, вместе с тем отражают основы современной теории и практики развивающегося менеджмента в России.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
В теории управления социалистическим производством в России долгие время исследовалась и реализовывалась на практике концепция деления функций управления на основные и конкретные. Основные функции включали: планирование и прогнозирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль; учет и анализ. При определении конкретных функций управления, например, предприятием, следовало руководствоваться типовым составом функций управления, сгруппированным по определенным признакам объекта управления. Конкретной называлась функция управления, определяемая по принадлежности задач управления к деятельности производственного (промышленного) предприятия в целом, или к конкретным стадиям производственного процесса, или по направленности на конкретные факторы производства, или по содержанию задач обеспечения управления.
Среди указанных признаков наиболее распространенным было деление функций по стадиям производственного процесса: управление технической подготовкой производства; организация производства; оперативное управление производством; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания; сбыт продукции. Допускалось расчленение или объединение отдельных функций с учетом масштабов, специализации и производственной структуры предприятия.
На основе такой классификации функций формировались типовые линейно-функциональные системы управления производством. Приведенный состав функций и признаки их выделения характерны для предприятия производственной сферы. (Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. ГОСТ 24525.G-80.)Вместе с тем типизация и стандартизация функций и систем управления распространялись на все сферы деятельности.
Изменения в составе функций сопровождались сложным бюрократическим процессом обоснования причин отклонений от типовых рекомендаций в вышестоящих инстанциях (главках, министерствах). Сложность процедур усугублялась тем, что изменение состава и содержания функций управления влекло за собой адекватное изменение, как правило, увеличение численности управленческого аппарата и расходов на управление. Оба эти показателя регламентировались типовыми штатными расписаниями и нормами предельных расходов на содержание аппарата управления.
На практике такая жесткая система регламентирования состава и содержания функций управления приводила к единообразию функциональных Моделей управления организациями, которые десятилетиями оставались прежними, несмотря на изменения в производстве. Имел место существенный разрыв между производственными функциями и функциями управления. Кроме того, бюрократическая система способствовала вымыванию квалифицированного управленческого персонала из производственной сферы вследствие планирования ежегодных нормативных величин по сокращению аппарата управления. Как правило, верхние уровни принимали хозяйственные решения, а низшие несли ответственность за данные решения, что снижало оперативность и качество управленческих решений, обусловливало развитие процессов неуправляемости и неэффективности.