Стиль и имидж менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:00, доклад

Краткое описание

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие
возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является
захватывающей и увлекательной. Менеджер – руководитель, главный, внешний вид,
как и внутренний , для него является важным фактором. Раньше на должность
менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженным диктаторским
характером, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной,
малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними
считалось принуждение

Файлы: 1 файл

Менеджер.docx

— 83.34 Кб (Скачать)

Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

Многогранность социально-экономических проблем, открывшихся перед российским обществом в ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические процессы: разнообразие видов собственности и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.

Каждый из факторов, формирующих смешанную рыночную экономику, воздействует на менеджмент, обеспечивая его развитие в соответствии с экономической теорией, а с другой стороны, указанные и иные преобразования экономических процессов проводятся в жизнь посредством менеджмента, присущими ему методами и средствами в соответствии с управленческими закономерностями и принципами. Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы экономики, интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. Таким образом, объединяющая роль менеджмента проявляется в интеграционном характере функций, отражающих его сущность.

Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом" стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функции выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.

Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.

Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение– постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой  фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.

Цели – конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.

Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия достижения целей. Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего уровню развития производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищённости населения страны.

 

Основная задача менеджеров – добиваться реальных конечных результатов деятельности производственно-хозяйственных систем в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение их целей, целей персонала, а также своих собственных дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны системы и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.

Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область, процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Процесс управления – совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение, целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управлений, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться –приводить в действие персонал предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия, и все усилия; контролировать – наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Как видим рассмотренные функции можно назвать чисто административными. Выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия менеджмента

Организации составляют основу мира менеджеров, они является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Поэтому прежде чем начать изучение науки «Менеджмент», необходимо усвоить, что такое организация, и почему она нуждается в управлении.

Если попробывать найти кого-нибудь из нашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, можно  убедиться, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Существуют самые разнообразные организации. Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.

Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для любой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере функционирует, какие задачи решает.

Можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание: организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она возможна:

1. При наличии, по крайней  мере, 2 людей, которые считают себя частью этой группы;

2. При наличии, по крайней мере, 1 цели у группы;

3. При наличии членов  группы, которые намеренно работают  вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Приведенное определение справедливо для формальных организаций. Существуют неформальные организации, которые возникают спонтанно, где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, их влияние на формальные организации очень важно, поэтому мы посвятим им целую главу.

 

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.

Ресурсы. Любой организации для достижения намеченной цели необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности. Основные ресурсы, используемые организацией - это:

- люди (трудовые ресурсы);

- основной и оборотный  капитал;

- технология;

- информация.

Главная задача организации в области использования ресурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. А к внутренней среде организации относятся:

- персонал;

- производство;

- маркетинг;

- финансы;

- организация управления.

Разделение труда.

Горизонтальное разделение труда (ГРТ) - разделение труда по профессиональному признаку. Например:

- производство;

- маркетинг;

- финансы.

Сложные организации осуществляют четко ГРТ за счет образования подразделений, которые выполняют конкретные специфические задания и добиваются конкретных целей. Такие подразделения называются отделами, службами.

 

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работы группы, для того чтобы она была успешной.

Например: если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движение руля было согласовано с маневрами парусов, чтобы судно держало курс - группа, плывущая на судне, никогда не добьется цели (добраться до места назначения).

Итак, вертикальное разделение труда (ВРТ) отделяет работу по координированию работы людей от самих действий.

Действия по координированию работы других людей и составляет сущность управления (необходимость управления).

Некоторые руководители затрачивают время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь, так же координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителей, которые координируют работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое ВРТ называется уровни управления.

 

Руководители низового звена - младшие начальники или операционное руководство. Это организационный уровень, находится непосредственно над рабочими и другими работниками. Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непрерывной информации о правильности выполнения задания, а также мотивацию и контроль подчиненых. Это мастер, сержант, зав. отделом, старшая медсестра, зав. кафедры. Большая часть руководителей - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Из всех руководителей их количество приблизительно 50-60%. Это декан, директор филиала, управляющий сбытом. Руководители среднего звена отвечают за ежедневное руководство организациии и ее подразделений.

Информация о работе Стиль и имидж менеджера