Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

В современной Российской экономике финансово-промышленные группы – это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России. Одновременно это основные формы организации российского крупного бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на происходящий в стране социальный и политический процесс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
История образования ФПГ…….....…………………………………...…….4

1.1. Понятие ФПГ……………………………………………………………..…..5
1.2. Особенности ФПГ………………………………………………………..…..6
1.3. Межгосударственные ФПГ……………………………………………..…...6

2. Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ.……………………………………………………….…………………….....8
2.1. Становление законодательной базы российских ФПГ………………….....8
2.2. Становление нормативной базы российских ФПГ…………………….....11
Как ФПГ повлияло на развитие экономики…………………………....…..14

Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контрольная по Корпоративному м-ту.doc

— 127.00 Кб (Скачать)
    1. Становление законодательной и нормативной базы российских        финансово-промышленных групп (ФПГ).
 

      «Финансово-промышленная группа – совокупность юридических  лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» (статья 2 «Закона РФ о финансово-промышленных группах»).  

    1. Становление законодательной базы российских ФПГ.
 

      Роль  ФПГ далеко не исчерпывается привлечением инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится во главу угла, как российским законодательством, так и инициаторами создания ФПГ. Правовая политика государства пытается создать наиболее благоприятные условия для стратегических интересов, видя в этом один из решающих факторов для развития такого рода конгломератов. При этом, не смотря на широкий спектр льгот, предоставляемых участникам ФПГ, правительству удалось всё же последовательно исключить наиболее дорогостоящие из предложений промышленников. Зачет задолженности предприятий-участников ФПГ в условиях инвестиционного конкурса, право самостоятельного определения сроков амортизации, управление государственными пакетами акций, государственные гарантии и инвестиционные кредиты – все или почти все это уже было в президентском Указе 1993г. И сейчас можно уже считать доказанным, что такой «ассортимент» льгот не смог стать привлекательным на столько, насколько это нужно производящей части ФПГ. Другими словами, напрашивается вывод: любая ФПГ – это прежде всего «штучный товар» и государство подходит и в дальнейшем будет подходить к предоставлению льгот ФПГ только индивидуально.

      Финансово-промышленные группы – активно растущая форма  организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за её пределами.

      В статье 4 Федерального Закона «О финансово-промышленных группах» дано определение транснациональных финансово-промышленных групп: «1. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящихся под юрисдикцией государств – участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленное подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транспортные

      8

 финансово-промышленные  группы в соответствие с настоящим  Федеральным законом.

2. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями.»

      Изучение  организационно-правовых проблем ФПГ  показало, что в ряде стран СНГ  также идет процесс законодательного оформления процесса создания ФПГ. Причем следует отметить важнейшую особенность: в этом процессе участвует Россия, и большинство принятых законодательных актов в значительной мере повторяются, следуют за законодательством России. Так, между правительством РФ и правительством Киргизской республики заключено соглашение об основных принципах создания ФПГ. Аналогичное соглашение подписано с правительством Республики Таджикистан. Согласно этим договорам, под ФПГ стороны понимают группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, созданную на основе объединения капиталов её участников в соответствии с законодательством сторон. Регистрация ФПГ осуществляется компетентными органами того государства, на территории которого в соответствии с учредительными документами будет находиться головное предприятие группы или её управляющая компания в порядке, установленном законодательством этого государства. Выделена специальная статья о поддержке в создании ФПГ важных приоритетов: для Киргизской республики в сфере производства цветных и драгоценных металлов, выпуска комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронного приборостроения; для Республики Таджикистан в сфере производства и переработки хлопка-волокна, овощей и фруктов, горнорудной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности, строительства, энергетики.

      Постановлением  Кабинета Министров Республики Узбекистан 12 сентября 1995г. № 354 утверждено Положение  о ФПГ. Его анализ показывает, что  это положение практически полностью  повторяет Положение о ФПГ  и порядке их создания,  принятом Указом Президента РФ от 5 декабря 1993г. (к настоящему времени отмененному). Заметим только, что и в Республике Узбекистан формирование ФПГ предусматривается также на основе консолидации пакетов акций. Интересен опыт создания законодательной базы для ФПГ в Украине. В ноябре 1995г. был принят Закон «О промышленно-финансовых группах в Украине». В соответствии с ним, промышленно-финансовая группа (ПФГ) – объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, имеющие целью получения прибыли, и которое

      9

создается по решению правительства Украины на определённый срок в целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами, а также производства конечной продукции. В составе ПФГ может находиться только одно головное предприятие и один банк. В законе выделяются понятия главного предприятия ПФГ, конечной продукции ПФГ и промежуточной продукции ПФГ.

      В Беларуси на сегодняшний день действует  Указ Президента РБ «О создании и деятельности финансово-промышленных групп» от 27 ноября 1995г. и постановление КМ «О государственной регистрации промышленных и иных хозяйственных групп» № 402 от 19 июня 1996г.

      Ещё одно достоинство подобной формы  финансовой отчетности заключается  в том, что участники транснациональных  финансовых групп, по крайней мере в  рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: «одна из допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их «двойное» налогообложение». 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    10

    1. Становление нормативной базы российских ФПГ.
 

       Финансово-промышленные группы – активно растущая форма  организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, Нои за её пределами.

       Согласно  российскому законодательству, ФПГ  – это «совокупность юридических  лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

       Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная им центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие в более чем одной финансово-промышленной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

       Дочерние  хозяйственные общества и предприятия  могут входит в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

       В состав участников ФПГ могут входить  инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

       ФПГ, среди участников которых имеются  юридические лица, находящиеся под  юрисдикцией государств – участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транспортные ФПГ.

       В случае создания транснациональной  ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной).

       Для участников межгосударственной ФПГ  национальный режим устанавливается  межправительственными соглашениями на основе взаимности.

       Высшим  органом управления ФПГ является совет управляющих, включающий представителей всех её участников. Направление участником ФПГ представителя в состав управляющих ФПГ осуществляется решением

       11

 компетентного  органа управления участника  ФПГ. Компетенция совета управляющих  ФПГ устанавливается договором о создании ФПГ.

      Центральная компания ФПГ является юридическим  лицом, учреждённым всеми участниками договора о создании ФПГ или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФПГ.

      Центральная компания ФПГ, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

      Центральная компания ФПГ в случаях, установленных  законом или учредительным договором группы:

      - выступает от имени участников ФПГ в отношениях связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

      - ведет сводные (консолидированные)  учет, отчетность и баланс ФПГ;

      - готовит ежегодный отчет о  деятельности ФПГ;

      - выполняет в интересах участников  ФПГ отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

      Иные  виды деятельности центральной компании ФПГ по ведению её дел устанавливаются  уставом ФПГ, договором о создании.

      В случаях и законах установленных законодательством РФ о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учеты, отчетность и баланс ФПГ.

      По  обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия  в деятельности ФПГ, её участники  несут солидарную ответственность.

      Особенности исполнения солидарной обязанности  устанавливаются договором о  создании ФПГ. Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемые по решению Правительства РФ,  устанавливаются:

      - зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя – центральной компании той же ФПГ;

      - предоставление участникам ФПГ  права самостоятельно определять  сроки амортизации оборудования  и накопления амортизационных  отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

      - передача в доверительное управление  центральной компании ФПГ временно  закреплённых за государством  пакетов акций участников этой  финансово-промышленной группы;

      - предоставление государственных  гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

      12

      - предоставление инвестиционных  кредитов и иной финансовой  поддержки для реализации проектов  ФПГ.

      Центральным банкам Российской Федерации могут  быть предоставлены банкам – участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания ФПГ представляет всем участникам этой группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности группы по форме, устанавливаемой Правительством РФ, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании. 

Информация о работе Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ