Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

В современной Российской экономике финансово-промышленные группы – это фактически основные формы кооперации и интеграции между банками и реальным сектором экономики в России. Одновременно это основные формы организации российского крупного бизнеса, через которые осуществляется его целенаправленное влияние на происходящий в стране социальный и политический процесс.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
История образования ФПГ…….....…………………………………...…….4

1.1. Понятие ФПГ……………………………………………………………..…..5
1.2. Особенности ФПГ………………………………………………………..…..6
1.3. Межгосударственные ФПГ……………………………………………..…...6

2. Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ.……………………………………………………….…………………….....8
2.1. Становление законодательной базы российских ФПГ………………….....8
2.2. Становление нормативной базы российских ФПГ…………………….....11
Как ФПГ повлияло на развитие экономики…………………………....…..14

Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контрольная по Корпоративному м-ту.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

       

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    13

    1. Как ФПГ повлияло на развитие экономики.
 

      Процесс создания нынешних ФПГ идет по двум основным направлениям: объединение с целью производства преимущественно одного определённого товара или формирование ФПГ по типу отрасли (подотрасли).

      При формированию ФПГ по первому направлению – с целью производства определённого товара или группы товаров – очевидно будет возможная уязвимость группы как таковой: конкуренция на рынке может вытеснить ФПГ с него. В особенности это касается её центральной компании. При этом другие участники, имеющие возможность сохранять самостоятельность вне деятельности в рамках ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры (при условии, конечно, что они не являются фактическими придатками ФПГ, а могут параллельно с участием в ней диверсифицировать в собственную производственную деятельность). Однако, любая самостоятельность, а вместе с тем и независимость любого участника от самой ФПГ, в целом существенно ограничивается принципом солидарной ответственности их по обязательствам центральной компании.

      При формировании ФПГ по типу определённой отрасли с диверсифицированной  деятельностью очевидной становится проблема сложности принятия решений  её управляющим центром: проблема синхронизации-взаимодействия всех участников ФПГ. Но, с другой стороны, достигается большая устойчивость на рынке ФПГ в целом. В любом случае формирование конкретной ФПГ может идти как по вышеуказанным путям, так при их различном сочетании. С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ её формирования определяют, прежде всего, то, каким образом должны быть объединены активы участников и, как следствие, каким должен быть консолидированный баланс участников ФПГ.

      Действующие финансово-промышленные группы, как правило, специализированные, «универсальных» ФПГ довольно мало. Исключение составляют Уральские заводы (телекоммуникации, приборостроение, оборудование, стройматериалы), Восточно-Сибирская группа (добыча нефти и газа, электроэнергетика, химическая промышленность) и Сокол (автокомплектующие, топливно-энергические и агропромышленный комплексы, стройиндустрия, радиоэлектроника).

      Также практически единственной ФПГ, по составу  своих участников обладающей признаками создания замкнутой технологической  цепи, является «Магнитогорская сталь» (добыча железной руды, металлургия, переработка лома, производство автомобилей и технологического оборудования). Остальные же ФПГ по специализации узко направлены: «Драгоценности Урала» (добыча и обработка драгметаллов и драгкамней), «Объединённая горнометаллургическая компания» (черная металлургия), «Скоростной флот» (судостроение), «Нижегородские автомобили» (автомобилестроение) и пр.

      14

      Из-за своей производственной направленности, зарегистрированные ФПГ до сих пол мало интересны отечественным финансовым структурам: производство малорентабельно. Спекулятивный капитал сюда, естественно, не идет, а отечественные инвестиционные ресурсы до кризиса размещались в основном в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ) и другие надежные финансовые инструменты. Поэтому в качестве кредитно-финансовых учреждений, участвующих в ФПГ, выступали, как правило, крупные российские банки. Среди них были наиболее активны «Промстройбанк» (магнитогорская сталь, Приморье), «Российский кредит» (Святогор, Русхим), «Автобанк» (Нижегородские моторы, Святогор).

      Каковы  же сегодня основные направления  интересов при вложениях средств  в производство и их ведущие «операторы». Во-первых, это может быть экспортно-ориентированное предприятие (отрасль). Пиковыми являются топливно-энергитический комплекс, цветная металлургия и пр. Примером тому служит ФПГ «Магнитогорская сталь». Во-вторых, естественный монополист (ФПГ «Нижегородские автомобили»), требующий модернизации и при определённых затратах способный обеспечить стабильные доходы. Другими словами, прежде всего, - металлургия, энергетика, машиностроение. В-третьих, неразвитая экономическая ниша в народном хозяйстве – пищевая промышленность, отдельные сектора отдельного производства, заполнение которой сулит значительные перспективы. Пример ФПГ «Скоростной флот», инициируемый концерном «Гермес». Данная составляющая ФПГ является своего рода экономической «приманкой для потенциального инвестора».

      Важнейшая составляющая ФПГ – коммерческий банк, обеспечивающий финансовые перетоки (и от этого уже имеющий выгоду). Как правило, он участвует в инвестировании и операциях от лица группы на фондовом рынке.

      Зачастую, такая цель участия такого банка  – просто пользоваться частью инвестируемых  в ФПГ ресурсов. То есть, его интерес  сводится главным образом либо к  пополнению оборотного капитала, либо к захвату потенциально прибыльных секторов промышленности и сельского хозяйства. Это, однако, не означает, что банки рвутся к ФПГ. Им интересны толь те сектора производства, где отдача действительно видна и близка.

      Коммерческие  банки, так или иначе участвующие в ФПГ, можно разделить на три большие группы. Первую составляют крупные российские коммерческие банки, которые предпочитают ФПГ перспективных отраслей, т.е. тех же экспортеров (прежде всего – «сырьевиков») и монополистов. Это – «Промстойбанк», «Автобанк», «Российский кредит», «Инкомбанк». Менее тепичным для этой группы банков является участие в ФПГ, создаваемых для «разработки» новых экономических ниш или неразвитых секторов народного хозяйства.

      Вторую  группу банков, участвующих в ФПГ, составляют также крупнейшие банки, но интересы у них другие – создание новых мощных

      15

конгломератов. Этого рода финансово-промышленные группы служат лишь иным юридическим  оформлением активов банка, размещенных  за пределами финансовой сферы.  Инициаторами создания таких ФПГ выступают сами банки, каких-либо технологических или производственных связей между предприятиями, как правило, не существует. Интенсивные проекты протекают на тех же принципах, что и в связках «банк – дочернее предприятие» или «банк – привилегированный заёмщик». Другими словами, данные ФПГ – набор различных предприятий, принадлежащих центральной компании – коммерческому банку.

       Третью  группу банков-участников ФПГ составляют относительно малые. Как правило, такой  банк региональный или дочерний по отношению к другому участнику финансово-промышленной группы. Функции этих кредитно-финансовых учреждений достаточно номинальным и, в лучшем случае, сводятся к чисто расчетным (обслуживание платежей). В ФПГ они приглашаются потому, что наличие банка требует закон. Обычно критерием выбора банка в таких группах является принцип «лишь бы не мешал».

       Ранее уже отмечалось, что российский капитал  в отечественное производство не идет – нерентабельно. Поэтому особенностью создания финансово-промышленных групп является то, что их инициатор, как правило, изначально не ориентируется на финансовые ресурсы своих участников.

       Кредитно-финансовые учреждения в группах выступают  либо посредниками, либо накопителями и распорядителями чужих денег. Источники же финансирования внешние.

       Экономический кризис в стране, начавшийся в 90-х  гг. с момента перехода к рыночным отношениям, является следствием ошибок реформаторов. В основу тех реформ закладывались идеи запада, направленные на уничтожение отечественной экономики.

      Одна  из причин резкого снижения объёмов  промышленного производства – это  нехватка оборотных средств.

      Нет оборотных средств – нет производства – нет реализации – нет выручки  – нет оборотных средств. Замкнутый  круг.

      Положение обостряется отсутствием у предприятий инвестиций – собственных и бюджетных. Кредитная политика в течении последних лет была направлена на сферу обращения, на обеспечение сверх прибыли для финансовых спекуляций. Кредитование реальной сферы экономики практически отсутствует.

      Опыт  зарубежных стран, находившихся в длительном экономическом кризисе, показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала.

      Сегодня роль ФПГ является особенно заметной в условиях спада 

      16

экономического  развития, когда необходима мобилизация  ресурсов, их концентрация и эффективное перераспределение в ключевые сферы науки, техники и производства.

      ФПГ способны решить существующие проблемы и способствовать подъёму и последующему развитию отечественного производства и помогут: сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития экономики, обеспечить финансовыми ресурсами промышленность, НИОКР, ускорить НТП, повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий, сформировать рационально хозяйственные связи в сегодняшних условиях.

      Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей стране –  это закономерное явление, вызванное  необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного  капитала. Оно должно стать одним  из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе ФПГ видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    17

    Заключение. 

      На  основе всего вышеизложенного можно  заключить, что ФПГ – бурно  развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заёмщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

      Российское  законодательство уже довольно четко  определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком  нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного.

      Укрупнение  производственных комплексов, все большая  необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям общую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

      Итак, объединение и укрупнение – это  хорошо, но во всем надо знать меру. Однако, несмотря на полезность и необходимость  для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

      В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается  как единый хозяйствующий субъект.   
 
 
 
 
 
 
 
 

      18

      Список  литературы. 

  1. Закон Российской Федерации «о финансово-промышленных группах» от 30.11.95г. № 190 – ФЗ.
  2. Мильнер Б.З. Теория организации: Уч. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 648с.
  3. Рожков М., Попов И., «Проблемы самофинансирования финансово-промышленных групп и консалидированый баланс.» Финансовая газета. Региональный выпуск. № 21, 1996г.
  4. Экономика предприятия: Уч./ под ред. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2004г.-432с.
  5. Винслав, Ю. Финансово-промышленные группы Российской Федерации (справочник) / Ю. Винслав. М., 1996.
  6. Финансово-промышленные группы в России: Состояние, перспективы, нормативно-методическое обеспечение. М., 1996.

Информация о работе Становление законодательной и нормативной базы российских ФПГ