Законодательная база энергосбережения РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:24, реферат

Краткое описание

Как и каждая проблема, проблема энергосбережения требует решения в правовом направлении. В настоящее время нормативно-правовая база энергосбережения является реально действующим механизмом повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Система и структура управления энергосбережением в Беларуси…………….4-5
Цели и средства реализации энергетической политики…………………….5-7
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики………..7-10
Принципы государственной политики энергосбережения…………………..10
Методы реализации государственной политики энергосбережения………..11
Вывод…………………………………………………………………………11-12

Файлы: 1 файл

титульный энергосбережение.docx

— 33.11 Кб (Скачать)

Учреждение образования  Федерации Профсоюзов Беларуси

Международный университет  «МИТСО»

 

Кафедра истории права  и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Основы  энергосбережения»

на тему: «Законодательная база энергосбережения РБ »

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

факультета МЭОиМ

дневного отделения

1218 группы

специальности: «логистика»

Кунцевич А.Ю.

 

Проверил:

Кандидат технических  наук

Доцент

Хренов О.В.

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

План

Введение…………………………………………………………………………3

Система и структура управления энергосбережением в Беларуси…………….4-5

Цели и средства реализации энергетической политики…………………….5-7

Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики………..7-10

Принципы государственной  политики энергосбережения…………………..10

Методы реализации государственной  политики энергосбережения………..11

Вывод…………………………………………………………………………11-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как и каждая проблема, проблема энергосбережения требует решения  в правовом направлении. В настоящее  время нормативно-правовая база энергосбережения является реально действующим механизмом повышения эффективности использования  топливно-энергетических ресурсов.

Об этом свидетельствуют  следующие документы Республики Беларусь:

1.    Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства"  
2.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2007 г. № 1122 "О мероприятиях по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 3"  
3.    Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 августа 2007 г. № 48 "Об утверждении Положения о комиссии Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов и Инструкции о порядке проведения отраслевого конкурса по энергосбережению и своевременным расчетам за потребленные топливно-энергетические ресурсы"  
4.    Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 40 "Об утверждении Инструкции по расчету целевых показателей по энергосбережению"  
5.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2007 г. № 972 "О некоторых мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 3"  
6.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 701 "Об утверждении программы мер по экономии энергоресурсов и денежных средств"  
7.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1726 "Об утверждении плана мероприятий по использованию в республике местных топливно-энергетических ресурсов" 

Цель данной работы состоит  в том, чтобы указать на более  эффективные методы управления энергосбережением  в Республике Беларусь, а также  рассмотреть политику, механизм управления и систему реализации энергетической политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система и структура  управления энергосбережением в  Беларуси

Монопольное положение отраслей ТЭК (топливно-энергетический комплекс) на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.

Основными целями государственного регулирования являются:

·  защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;

·  ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;

·  защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;

·  проведение энергосберегающей политики;

·  защита окружающей среды.

Государственное регулирование  экономики отраслей ТЭК включает:

·  регулирование отношений собственности;

·  регулирование цен и тарифов;

·  проведение налоговой и кредитной политики.

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация  работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК  требует детального знания проблем  отрасли и комплексного подхода  к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения  перечисленных выше задач необходим  эффективно действующий государственный  орган для комплексного решения  вопросов между отраслями ТЭК  и независимые государственные  организации (комиссии) по контролю над  ценами и тарифами.

До недавнего времени  функции управления возлагались  на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как  самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий  субъект определял оптимальные  пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге  вело к увеличению затрат на энергообеспечение  республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так  как отсутствует какая либо юридическая  ответственность отраслей друг перед  другом и перед Минэкономики.

Одно из направлений оптимизации  структуры управления – реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава управляющих  органов и взаимоотношений между  ними. С 1991 г. в Беларуси ведется работа в этом направлении, что обусловлено  получением республикой статуса  независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось  создание Министерства энергетики, в  состав которого как структурные  единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз».

В перспективе следует  искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования  системы управления энергетическим сектором следующие:

1. Создание единой по  вертикали системы управления  энергосбережением, в том числе:

·  на государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

·  на региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

·  на муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

·  на уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

2. Регулирование цен на  топливо и энергию как инструмент  стратегии государства в области  энергосбережения.

3. Приведение стандартов, норм и правил в соответствие  с требованиями обеспечения снижения  энергоемкости продукции, работ  и услуг, а также обеспечение  неукоснительного их соблюдения.

4. Переход от дотационного  принципа финансирования энергосбережения  к установлению налоговых льгот,  стимулирующих инвестиционную активность  использования энергосберегающего  оборудования (снижение налогов  на прибыль, дифференциация налоговых  ставок, ускоренная амортизация).

5. Осуществление действенных  мер по структурной перестройке  экономики, выражающейся в снижении  в ней доли энергоемких производств  и обеспечении условий для  опережающего развития малоэнергоемких  и наукоемких производств.

6. Создание национальной  программы расширения использования  на современной научно-технической  базе местных топливно-энергетических  ресурсов, включая нетрадиционные  и возобновляемые источники энергии.  

 

Цели и средства реализации энергетической политики

Основной целью Энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая  реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики  и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции  и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.

Достижение поставленной цели должно базироваться на:

·  определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей;

·  определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников;

·  выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики;

·  сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК;

·  рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;

·  надежном и экономичном энергообеспечении потребителей и максимально эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;

·  использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;

·  удовлетворении интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;

·  учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

·  технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;

·  приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;

·  замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.

Цели энергетической политики достигаются с помощью:

·  ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования - в качестве нижнего;

·  формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;

·  создания нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью;

·  совершенствование механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;

·  проведения активной инвестиционной политики. 

 

Общие направления  и приоритеты энергосберегающей  политики

Стратегической целью  деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

·  структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;

·  повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;

·  увеличения в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической  основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в  состав которой войдут ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Основные организационно-экономические  направления деятельности в области  энергосбережения:

·  осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

·  переход к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;

·  пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;

·  разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

Информация о работе Законодательная база энергосбережения РБ