Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:24, реферат
Как и каждая проблема, проблема энергосбережения требует решения в правовом направлении. В настоящее время нормативно-правовая база энергосбережения является реально действующим механизмом повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………3
Система и структура управления энергосбережением в Беларуси…………….4-5
Цели и средства реализации энергетической политики…………………….5-7
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики………..7-10
Принципы государственной политики энергосбережения…………………..10
Методы реализации государственной политики энергосбережения………..11
Вывод…………………………………………………………………………11-12
Учреждение образования Федерации Профсоюзов Беларуси
Международный университет «МИТСО»
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
Реферат
По дисциплине: «Основы энергосбережения»
на тему: «Законодательная база энергосбережения РБ »
Выполнила:
студентка 1 курса
факультета МЭОиМ
дневного отделения
1218 группы
специальности: «логистика»
Кунцевич А.Ю.
Проверил:
Кандидат технических наук
Доцент
Хренов О.В.
Минск, 2012
План
Введение…………………………………………………………
Система и структура управления
энергосбережением в Беларуси……
Цели и средства реализации энергетической политики…………………….5-7
Общие направления и приоритеты
энергосберегающей политики……….
Принципы государственной политики энергосбережения…………………..10
Методы реализации государственной политики энергосбережения………..11
Вывод…………………………………………………………………
Введение
Как и каждая проблема, проблема
энергосбережения требует решения
в правовом направлении. В настоящее
время нормативно-правовая база энергосбережения
является реально действующим механизмом
повышения эффективности
Об этом свидетельствуют следующие документы Республики Беларусь:
1. Директива
Президента Республики Беларусь от 14 июня
2007 г. № 3 "Экономия и бережливость -
главные факторы экономической безопасности
государства"
2. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 31 августа 2007 г. № 1122 "О мероприятиях
по реализации Директивы Президента Республики
Беларусь от 14 июня 2007 г. N 3"
3. Постановление
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь от 30 августа 2007 г.
№ 48 "Об утверждении Положения о комиссии
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь по контролю за экономией
и рациональным использованием топливно-энергетических
и материальных ресурсов и Инструкции
о порядке проведения отраслевого конкурса
по энергосбережению и своевременным
расчетам за потребленные топливно-энергетические
ресурсы"
4. Постановление
Государственного комитета по стандартизации
Республики Беларусь от 1 августа 2007 г.
№ 40 "Об утверждении Инструкции по расчету
целевых показателей по энергосбережению"
5. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 30 июля 2007 г. № 972 "О некоторых мерах
по реализации Директивы Президента Республики
Беларусь от 14 июня 2007 г. N 3"
6. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 30 мая 2007 г. № 701 "Об утверждении программы
мер по экономии энергоресурсов и денежных
средств"
7. Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 26 декабря 2006 г. № 1726 "Об утверждении
плана мероприятий по использованию в
республике местных топливно-энергетических
ресурсов"
Цель данной работы состоит
в том, чтобы указать на более
эффективные методы управления энергосбережением
в Республике Беларусь, а также
рассмотреть политику, механизм управления
и систему реализации энергетической
политики.
Система и структура управления энергосбережением в Беларуси
Монопольное положение отраслей ТЭК (топливно-энергетический комплекс) на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.
Основными целями государственного регулирования являются:
· защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;
· ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;
· защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;
· проведение энергосберегающей политики;
· защита окружающей среды.
Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:
· регулирование отношений собственности;
· регулирование цен и тарифов;
· проведение налоговой и кредитной политики.
Выполнение функций
До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики.
Одно из направлений оптимизации
структуры управления – реструктуризация
управления энергетическим сектором,
то есть изменение состава управляющих
органов и взаимоотношений
Первым шагом на пути реструктуризации
управления энергетическим сектором явилось
создание Министерства энергетики, в
состав которого как структурные
единицы вошли концерны «Белэнерго»,
«Белтопгаз» и РУП «
В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.
Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:
1. Создание единой по
вертикали системы управления
энергосбережением, в том
· на государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;
· на региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;
· на муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;
· на уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.
2. Регулирование цен на
топливо и энергию как
3. Приведение стандартов,
норм и правил в соответствие
с требованиями обеспечения
4. Переход от дотационного
принципа финансирования
5. Осуществление действенных
мер по структурной
6. Создание национальной
программы расширения
Цели и средства реализации энергетической политики
Основной целью Энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.
Достижение поставленной цели должно базироваться на:
· определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей;
· определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников;
· выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики;
· сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК;
· рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
· надежном и экономичном энергообеспечении потребителей и максимально эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;
· использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;
· удовлетворении интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;
· учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;
· технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;
· приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;
· замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.
Цели энергетической политики достигаются с помощью:
· ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования - в качестве нижнего;
· формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
· создания нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью;
· совершенствование механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;
· проведения активной инвестиционной политики.
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
· структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
· повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;
· увеличения в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Организационно-экономической
основой политики энергосбережения
в перспективе должно стать развитие
необходимой законодательно-
· осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
· переход к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
· пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;
· разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
Информация о работе Законодательная база энергосбережения РБ