Сравнительный анализ систем подготовки и переподготовки менеджеров в России и развитых зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.

Оглавление

Введение 2
1.Теоретико-методологическая часть 4
1.1. Подготовка менеджеров в университетах России 4
1.2. Подготовка менеджеров в университетах Западной Европы и Америки 7
2.Практическая часть 12
2.1.Общая характеристика организации 12
2.2. Система подготовки и переподготовки кадров на ОАО "Горизонт" 16
3.Рекомендации по совершенствованию систем подготовки и переподготовки 21
3.1.Современные методики подготовки менеджеров 21
3.2.Тренинговые группы для менеджеров 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

СрааналсистемподготоипереподготменроввРосиииразвитыхзарубстранах.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

        Введение

     Рыночные  отношения, кардинально изменяют подходы  к образованию в целом и  методике подготовки менеджеров в частности. В учебный план включен целый  ряд новых дисциплин, формирующих  менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.

     Принятие  удачных управленческих решений  руководителями и специалистами  предприятий во многом зависит от качества, полученного ими образования. Поэтому вполне уместным является рассмотрение вопроса о подготовке специалистов по менеджменту в высших учебных заведениях.

     Для того чтобы успешно управлять  персоналом, необходимо четко представлять основные механизмы и закономерности, по которым осуществляется работа с кадрами, на что нужно обратить внимание, иными словами руководителю необходимо владеть современными технологиями управления трудовыми ресурсами.

     Эти задачи не могут быть эффективно реализованы  без привлечения специалистов, имеющих высокий уровень квалификации в сфере управления производством, персоналом, которые хорошо ориентируются в вопросах экономики

     Итак, объект исследования в данной курсовой работе – системы подготовки и переподготовки менеджеров в России и развитых зарубежных странах

     Предмет исследования – принципиальные различия в организации систем подготовки менеджеров в России и развитых зарубежных странах, плюсы и минусы применяемых систем.

     Цель  работы – сравнительный анализ систем подготовки и переподготовки менеджеров России и развитых зарубежных странах.

     Исходя  из названной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

 

        1.Теоретико-методологическая  часть

       1.1. Подготовка менеджеров в университетах России

      Вот что надо отметить. Сегодня в университетах России работают либо исключительно преданные своему делу профессоры и молодые преподаватели, либо те, кто не решается (хотя и готов это сделать при благоприятном стечении обстоятельств) поменять работу в вузе на место работы в коммерческих структурах. Тем не менее ежегодный отток в эти структуры продолжается. Пополнение же преподавательского состава вузов осуществляется за счет оканчивающих аспирантуру и выпускников университетов, но, как говорится, весьма недостаточно и с большим скрипом. И прямо надо сказать: стареют профессора, опытные преподаватели, а кадровый потенциал высшей школы теряет прежний уровень и не имеет четкой перспективы. А это непременно сказывается уже на экономике страны, создавая все новые и новые проблемы развития рыночных отношений. И чтобы положение действительно поправить, заставить экономику эффективно работать, нужна радикальная ломка системы подготовки менеджеров в российских вызух. Ибо в этом - основа основ. И сердцевиной системы экономической университетской подготовки должна стать интеграция образовательного процесса с ориентацией на наиболее развитые образовательные системы зарубежных стран. Нет, не дань новой моде, а самая насущная и объективная необходимость. Считая важным и выделение из системы общего экономического образования - направления менеджмента, способствующего не только освоению теоретических концепций, но и более глубокому приобретению профессиональных знаний. Иными словами, нужна новая концепция многоуровневого образования менеджера. И рано или поздно, но мы к этому придем. И уже делаем в этом направлении первые шаги. 1

      Не  буду затрагивать проблемы средней  школы, являющейся первой ступенью в  многоуровневой системе подготовки менеджера - это, как говорится, не мой  объект исследования, за исключением  разве что подготовки выпускников лицейных классов. Но не могу обойти вопрос: "Что такое бакалавр-менеджер?" Этот вопрос интересует не только нас, вузовских преподавателей, но и самих студентов, и непосредственно "потребителей" - руководителей предприятий, НИИ, органов муниципального управления. К сожалению, до сих пор не разработан единый тарифно-квалификационный справочник, где бы четко и грамотно были изложены квалификационные требования для бакалавра. И не случайно поэтому и руководители предприятий разных организационно-правовых форм собственности смутно себе представляют, на какую должность может претендовать "бакалавр-менеджер". Надеюсь, проблема эта в ближайшее время будет снята, и "бакалавр-менеджер" найдет свое место в системе управления структурными подразделениями и другими организациями любых форм собственности. Напомню еще: окончившим полный образовательный цикл будет выдаваться диплом государственного образца. Насколько это диплом будет конвертируем, покажет время. Но как быть с ныне действующей системой подготовки, пятилетней? Она сохраняется, и диплом об окончании в этом случае обычный2. Однако беспрерывность системы подготовки предусматривает и гарантирует бакалавру возможность продолжать учебу в университете, если он закончил бакалавриат на "хорошо" и "отлично". Следующей ступенью будет магистратура, которая призвана и должна решать две задачи: углубленная специализированная подготовка, профессиональная на базе высшего экономического или управленческого образования; специальная профессиональная подготовка на базе высшего неэкономического образования.

      К числу основных направлений магистерской подготовки мои коллеги из МГУ  предлагают такие направления, как: экономическая теория; государственная  политика и управление; международная  экономика и управление; деловое администрирование; международный бизнес; государственное управление.

      Для практической реализации концепции магистерской подготовки каждый вуз разрабатывает и свой учебный план из трех блоков дисциплин: фундаментальные образовательные и общеэкономические дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах; обязательные фундаментальные дисциплины конкретного направления; дисциплины специализации.

      Магистерские  программы разрабатываются как  для очной формы обучения, так  и для вечерней и заочной. Каждая из перечисленных программ предусматривает свои сроки обучения в зависимости от стартовой подготовки абитуриентов. Следовательно, каждый студент должен обучаться по строго индивидуальному плану, разрабатываемому научным руководителем, в котором может предусматриваться и сдача кандидатских экзаменов по иностранному языку, философии и менеджменту.

      Квалификационные  требования для поступления в  магистратуру могут быть комплексными и учитывать качественную оценку обучения в бакалавриате (средний балл, оценка выпускной работы, дополнительное тестирование или собеседование). Лица, успешно закончившие магистратуру и сдавшие кандидатские экзамены, автоматически зачисляются в аспирантуру с укороченным сроком обучения, допустим, 2 года, которые отводятся для написания кандидатской диссертации. Как видим, нестандартные подходы к магистерской подготовке создают новые предпосылки и стимулы для обучения по проблемам управления.

 

        1.2. Подготовка менеджеров в университетах Западной Европы и Америки

      Успешное, но не бескризисное развитие экономики  в индустриально развитых странах  базируется на отточенной за многие годы конкурентной борьбе своих механизмов и моделей управления, соответствующих  определенным условиям, характерным  для конкретной страны и отдельной фирмы.

      Примечательно, что в поле зрения зарубежных фирм находятся не только активно работающие ученые, но и талантливые студенты российских вузов. Как пишет С. Бойко, "опрос, проведенный в ведущих  столичных вузах, показал, что около 7% студентов уже имеют конкретные предложения по дальнейшей работе от зарубежных фирм"3. Последствия такого оттока печальны - зарубежные страны получают не только "дешевую рабочую силу", но и доступ к важнейшей информации и результатам разработок. Следовательно, критика в адрес высшей школы на неудовлетворительную подготовку специалистов - несостоятельна. И отнюдь не потому, что я являюсь представителем высшей школы и защищаю свой мундир. Главная причина такого положения, опять-таки, состоит в том, что менеджеры высшего эшелона управления вследствие низкой квалификации неспособны эффективно управлять этим процессом, так как не отработан механизм управления и не создано условий для плодотворной работы внутри России.

      Если  бы советская высшая школа осуществляла слабую подготовку специалистов всех профилей, то, очевидно, такие специалисты не пользовались спросом на зарубежном рынке труда. Однако за последние годы отток наших специалистов в зарубежные страны возрос, и сохраняется тенденция к дальнейшему росту. Ежегодно примерно 5000 представителей науки, сферы управления уезжают на постоянное место жительства в другие страны, что на практике означает развал научных школ, закрытие исследований по перспективным направлениям развития науки.

      По  мнению С. Бойко, с которым я согласен, "отток ученых в другие отрасли экономики наносит не меньший, а может быть и больший урон науке, чем прошлая эмиграция из страны (в 1993 г. из отрасли "наука и научное обслуживание" выбыло 25,1% средней численности).

      Несостоятельность подобной критики можно проиллюстрировать на следующих примерах. Совсем недавно в стенах нашего университета выступало не так уж мало ведущих профессоров из других стран. Не буду злоупотреблять их перечислением, а приведу лишь один характерный пример. Так, в ходе выступления перед экономистами и преподавателями экономического факультета директору Питтсбургского института менеджмента был задан вопрос, как он оценивает уровень подготовки менеджеров в России.4 Не думаю, что это было сделано только из чувства благодарности за гостеприимство, но профессор однозначно оценил ее как достаточно высокую. Он также дал высокую оценку и русским студентам, обучающимся в Питтсбургском институте менеджмента, отметив, что они на голову выше студентов данного института.

      Не  хотелось бы обольщаться подобной оценкой, так как проблем в подготовке кадров менеджеров не так уж мало как в вузах Запада, так и у нас, в России. Очевидно, будет целесообразно остановиться на некоторых особенностях подготовки менеджеров у них и у нас.

      Особенность первая. Система подготовки менеджеров на Западе сориентирована на широкую интеграцию и обмен студентами и преподавателями между вузами на основе унифицированных учебных программ. Такой подход позволяет по желанию проходить обучение не только в том вузе или колледже, в который он поступал, но и в любом вузе другого государства. Примечательно, что поступлению в вуз предшествует, как правило, двухлетняя подготовка в экономических лицеях.

      Особенность вторая. В ряде университетов, готовящих менеджеров, поступающие не сдают вступительных экзаменов, а зачисляются в зависимости от установленной квоты конкретным университетом или колледжем. На первых двух курсах осуществляется базовая теоретическая подготовка, а после окончания двухлетней подготовки они сдают письменные экзамены и зачисляются на конкретный курс специализации в соответствии с желанием студента. Именно такой подход позволяет бакалаврам и магистрам занимать соответствующую уровню должность.

      Особенность третья в отличии от ранее действующего порядка распределения выпускников в СССР. Он, как нам известно, был централизованным, и выпускник вуза обязан был выбирать предстоящее место работы и обязательно отработать три года. Если выпускник отказывался от распределения, то к нему применялись меры в соответствии с законодательством.

      Диаметрально  противоположный подход практикуется в вузах западных стран, который  диктуется функционированием рыночных отношений. Ответственность за распределение, профессиональный и должностной  рост берет на себя непосредственно  руководство факультетов, которые подготовили менеджера или другого специалиста. В сущности, судьба специалиста отслеживается в течение нескольких лет. Если специалист не нашел своего места на рынке труда, то оценивается деятельность преподавателя, который его готовил.

      Особенность четвертая. С моей точки зрения, эта проблема наиболее актуальная, так как она касается финансирования вузов и колледжей. У нас финансирование подготовки менеджеров и других специалистов осуществляется преимущественно из государственного бюджета и частично за счет платного обучения по дополнительному набору сверх установленных Госкомитетом по высшему образованию контрольных цифр приема (25%).

      В вузах Запада в основном осуществляется обучение путем платы от физических лиц, плюс к этой плате используются и другие источники финансирования за счет спонсоров, а также путем предоставления вузам льгот со стороны государства в части уменьшения налоговых отчислений или полное освобождение от налогов.

      Финансирование  таких вузов может носить принудительный характер путем отчислений от прибыли предприятий различных форм собственности. В зависимости от качества подготовки специалистов для конкретной организации или фирмы, фирма перечисляет денежные средства не опосредственно в бюджет государства или муниципального органа управления, а конкретному вузу по выбору. Такой подход финансовой поддержки вузов за счет фирм и организаций заслуживает самой положительной оценки. Такая оценка базируется на том, что нынешняя система финансирования вузов России обеспечивается, как минимум, только на 50%. Плюс к этому вузы несут непосильное налоговое бремя, которое ведет к разрушению действующей системы образования в России. Затраты на образование в ведущих в индустриальном отношении стран из года в год возрастают.

      Особенность пятая. Не берусь утверждать полностью, но в большинстве вузов Запада и Востока действует, с моей точки зрения, четкая система хозрасчета среди вузов и факультетов, базирующаяся на предоставлении прав юридического лица, которая предусматривает потенциальную доходность этих структурных подразделений, степень ответственности за правильное расходование средств и высокое качество подготовки менеджеров. 5

Информация о работе Сравнительный анализ систем подготовки и переподготовки менеджеров в России и развитых зарубежных странах