Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:35, курсовая работа
Рыночные отношения, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента.
Введение 2
1.Теоретико-методологическая часть 4
1.1. Подготовка менеджеров в университетах России 4
1.2. Подготовка менеджеров в университетах Западной Европы и Америки 7
2.Практическая часть 12
2.1.Общая характеристика организации 12
2.2. Система подготовки и переподготовки кадров на ОАО "Горизонт" 16
3.Рекомендации по совершенствованию систем подготовки и переподготовки 21
3.1.Современные методики подготовки менеджеров 21
3.2.Тренинговые группы для менеджеров 24
Заключение 30
Список литературы 32
Таблица 3.
Расходы на подготовку, переподготовку,
повышение квалификации кадров
Наименование мероприятий | 2006 г., млн. руб. | Удельный вес,% | 2007 г., млн. руб. | Удельный вес,% | Прогноз 2008 г. |
Подготовка, переподготовка | 9,8 | 29,1 | 10,2 | 29,4 | 10,5 |
Повышение
квалификации, руководителей и специалистов
всего человек:
в том числе: |
23,9 | 70,9 | 24,5 | 70,6 | 24,8 |
на предприятии | 5,4 | 16 | 6,5 | 18,7 | 7 |
в учебных заведениях | 18,5 | 54,9 | 18 | 51,9 | 17,8 |
Итого: | 33,7 | 100 | 34,7 | 100 | 35,3 |
Ежегодно на ОАО "Горизонт" организовывается плановое непрерывное профессиональное обучение кадров. Цель профессионального обучения работников ОАО "Горизонт" - постоянное приведение уровня квалификации в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных отношениях.
Одной из главных задач администрации является повышение эффективности работы персонала. И здесь на первом месте стоит задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Всю работу связанную с организацией и методическим руководством подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляет группа по подготовке кадров отдела кадров ОАО "Горизонт" в составе трех человек, в том числе:
Определение потребности и планирование в обучении кадров проводится следующим образом: на основании поданных заявок подразделений формируется годовой план, который утверждается приказом генерального директора. По утвержденному плану рассчитывается смета затрат на подготовку кадров. Обучение рабочих кадров проводится в соответствии со стандартом предприятия (СТП ИМСК.18.114-98).
При формировании плана учитываются такие факторы как фактический разрыв между разделом рабочих и разделом работ, план технического развития производства и внедрения новой техники, численность работающих, высвобождение работников, служебный рост, материальная заинтересованность и др.
План обучения кадров включает следующие разделы:
Финансирование средств на обучение кадров осуществляется в соответствии с утвержденной годовой сметой затрат на обучение. Условия оплаты труда преподавателей, инструкторов производственного обучения определены приказом по заводу:
Оплата труда учеников производится в соответствии с "Положением об оплате труда учеников за время их обучения".
Рабочие
учебные программы
Подбор преподавателей для проведения занятий осуществляет группа по подготовке кадров. Оплата заводским преподавателям за проведение занятий производится кадровым приказом. Оплата преподавателям из "Института цифрового телевидения "Горизонт""; сторонних организаций производится по трудовому соглашению.
Преподаватель знакомится с программой обучения, устанавливает объем учебного материала, подлежащего изучению, распределяет его по темам, определяет время на изучение каждой темы, готовит лекционный материал, учебно-материальную базу для проведения занятий.
Одним из способов исключения страха неудач у топ-менеджера является программа занятий «один на один». Преимущество такого подхода заключается в большей гибкости, чем при традиционном обучении, да и руководитель получает возможность спокойно обсуждать свои проблемы. Иногда менеджеры высшего звена не желают публично признавать наличие сложностей или неуверенности, а коучинг избавляет их от такой проблемы9
Топ-менеджеры предпочитают индивидуальные занятия еще и по той причине, что они не отнимают много времени - «учитель» и «ученик» обычно встречаются на пару часов раз в месяц. А HR-отделам остается лишь скоординировать графики двух людей. Попытка совместить обучение четырех-пяти членов совета директоров в один день может превратиться в кошмар.
Еще одно преимущество коучинга - возможность развить дополнительные коммуникативные навыки. Для человека, который строит свою карьеру, эти навыки не так важны. Однако на самой вершине, по моим оценкам, 30% успеха зависит от знаний и 70% - от умения внушить окружающим свое видение ситуации и заставить их проникнуться вашими идеями.
Тем
не менее, одного только коучинга вряд
ли будет достаточно для поддержания
менеджеров-руководителей в
Многие исследователи рекомендуют давать топ-менеджерам возможность получить практический опыт работы на других должностях и в других отделах компании - это отличный способ быстро обрасти новыми знаниями и навыками. Смена вида деятельности в процессе таких командировок позволяет людям приложить свои знания в новой для них среде, выйти за рамки привычной структуры, но при этом остаться в компании. По этой же причине крайне полезны поездки в зарубежные отделения.
Если вариант с командировками сработает, можно придумать разумную схему ротации для менеджеров высшего звена, согласно которой они будут меняться местами на срок от нескольких недель до нескольких месяцев. Опыт показывает, что такой подход провоцирует инновации, ведь людям приходится решать проблемы, взглянув на них в совершенно новом ракурсе. Только процесс этот должен быть очень хорошо продуман.
Большинство специалистов признают коучинг и ротацию топ-менеджеров великолепными средствами обучения, но для достижения максимального результата их следует обязательно сочетать с традиционными программами10.. При этом у эйчаров есть еще одна головная боль - как составить программу обучения, которая оказалась бы достаточно сложной и интересной для руководителей высшего звена. Любые обучающие мероприятия на таком уровне следует оговаривать заранее, потому что общих курсов, интересных топам, просто не существует. При подборе программы обучения следует останавливаться только на той, что точно соответствует насущным потребностям руководителя. Топ-менеджеров не интересуют общие сведения, им нужна конкретная информация, которую можно тут же применить на практике.
Многие
обучающие курсы для
Рассмотрим в качестве примера ситуацию в компании Hewlett-Packard. В компании решили пойти по нестандартному пути обучения топ-менеджеров, полагая, что так удастся добиться лучших результатов. Высшее руководство посещает и «традиционные» курсы, посвященные узким вопросам типа закона Сарбейнса-Оксли, но в основном используются альтернативные методы.11
Одна из новейших программ компании построена по схеме «лидеры - лидерам», в рамках которой топ-менеджеры компании проводят для своих коллег обучающие семинары. Суть в том, что, во-первых, люди часто усваивают информацию, только когда пытаются донести ее до кого-то еще. Во-вторых, необходимость выступать в роли учителей развивает у менеджеров навыки коммуникации и совместной работы.
И, наконец, начальники регулярно встречаются за ланчем с небольшой группой коллег, которые занимают похожие должности в других отделах компании. В течение полутора часов, пока длится обед, один из менеджеров получает возможность рассказать о некой проблеме или задаче, а остальные должны предлагать советы по ее решению. Идея замечательная, ведь участники мероприятия получают мгновенный результат сразу по окончании встречи. Они решают реальные проблемы или, по крайней мере, учатся на чужом примере.
Таким образом, можно сказать, что создание эффективной системы обучения и развития топ-менеджмента может стать очень сложной задачей, у которой нет универсального решения, но сдаваться нельзя ни в коем случае.
Суть тренингов для топ-менеджеров заключается в цитате из книги Ричарда Фарсона «Менеджмент абсурда»: «Лидеров не обучают. Лидеров образовывают. Обучение дает технику. Образование дает информацию, ведущую к мудрости»12.
Первая
особенность состава
Поэтому
материал, который подбирается для
тренинга, должен быть либо максимально
адаптирован к проблемам
Вторая особенность - это высокое самомнение участников. Топ-менеджер, который руководит сотрудниками более одного года, уже считает себя достаточно опытным и с недоверием относится к теоретикам. Топ-менеджеров убеждают не теоретические выкладки, а реальные практические примеры, подтвержденные личным опытом бизнес-тренера. Поэтому начинающему, молодому тренеру достаточно сложно позиционировать себя перед группой топ-менеджеров.