Совершенствования процесса повышения квалификации Березинского райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является поиск путей увеличения эффективности повышения квалификации персонала организации.

К основным задачам курсовой работы можно отнести:

рассмотреть виды, особенности, цели, задачи повышения квалификации в современных условиях;
рассмотреть процесс и оценку эффективности повышения квалификации персонала;
изучить зарубежный опыт повышения квалификации специалистов;
дать организационно-экономическую характеристику Березинского райпо;
провести анализ процесса повышения квалификации руководителей;
проанализировать процесс повышения квалификации работников массовой профессии;
дать оценку эффективности повышения квалификации Березинского райпо;
разработать основные направления совершенствования повышения квалификации персонала в Березинском райпо.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Сущность, роль и значение процесса повышения квалификации

в организации

1.1 Виды, особенности, цели, задачи повышения квалификации

в современных условиях……………………………………………………………5

1.2 Процесс и оценка эффективности…………………………………………….12

1.3 Зарубежный опыт повышения квалификации специалистов……………….19

2 Оценка эффективности повышения квалификации персонала

Березинского райпо

2.1 Организационно-экономическая характеристика Березинского райпо…….23

2.2 Анализ процесса повышения квалификации руководителей……………….28

2.3 Анализ процесса повышения квалификации работников массовой

профессии…………………………………………………………………………..33

3 Пути совершенствования процесса повышения квалификации

Березинского райпо

3.1 Оценка эффективности повышения квалификации Березинского

райпо………………………………………………………………………………..36

3.2 Основные направления совершенствования повышения

квалификации персонала в Березинском райпо………………………………….39

Заключение…………………………………………………………………………44

Список использованных источников……………………………………………..46

Файлы: 1 файл

Курсач_по_оценке_повышения_квалификации_персонала_Березенского_райпо.doc

— 771.50 Кб (Скачать)

     По  мнению зарубежных исследователей, временные  или постоянно действующие формы повышения квалификации — только звенья общей системы непрерывного образования. Базовая подготовка должна создать определенный потенциал знаний, развить способности, а также, что не менее важно, потребности в непрерывном обновлении образования. Во-первых, речь идет о солидной общеобразовательной подготовке и широком профиле специальной подготовки. В противном случае образовательный процесс будет носить тупиковый характер. Во-вторых, необходим отказ от максимально возможного объема информации в пользу проблемного построения программ обучения (развития принципа «научить учиться»).

     В промышленно развитых странах существуют различные виды профессиональной подготовки. Основными видами профессиональной подготовки рабочих являются чередующееся обучение и непрерывное обучение.

     К первому виду относится переподготовка типа "школа - предприятие" с различными сроками обучения: 2-4 года для лиц в возрасте 15-25 лет. Как правило, обучение осуществляется в центрах профподготовки, где учащиеся осваивают теоретический курс, совмещая его с практикой на предприятии (в Дании, Португалии, ФРГ, Финляндии, Швейцарии, Нидерландах). Профподготовка может осуществляться непосредственно на предприятии. Для этого достаточно заключить контракт с данным предприятием (в Бельгии, Италии, Дании, Португалии, Норвегии). Данный контракт не предполагает выплаты зарплаты учащимся. Чередующаяся профподготовка предполагает прохождение стажировки лицами, уже получившими специальное образование, с целью специализации или профориентации (во Франции, Испании, Португалии). В этом случае стажеры получают зарплату.

     Второй  вид профессиональной подготовки - непрерывное обучение -касается рабочих, повышающих квалификацию без отрыва или с отрывом от производства. В одних странах (Португалия, Испания, Финляндия, Бель-гия, Норвегия) профподготовка является частью социальной политики государства, которое выделяет средства для ее осуществления, в других она проводится без согласования с государственными органами за счет средств предприятий и налога с трудящихся (во Франции, Италии, Люксембурге, Швейцарии, Нидерландах). В большинстве стран, включая и Украину, существует такой вид профессиональной подготовки, как стажировка на промышленном предприятии. Она предусмотрена как для учащихся на разных стадиях обучения в учебных заведениях, так и для выпускников. Этот вид профподготовки применяется и для безработных, которые часто не могут отвергнуть такое предложение, чтобы не лишиться пособия [2, с.88].

     Производственно-техническое  обучение в большинстве стран  является разновидностью чередующегося  обучения и предполагает теоретическую  и практическую подготовку, но в данном случае большую часть времени (око-ло 80 %) учащийся проводит на предприятии, которое обязуется по оконча-нии обучения присвоить ему соответствующую квалификацию и выплачи-вает стипендию (около 30-60 % минимальной зарплаты) в течение всего пе-риода обучения. Как правило, крупные предприятия имеют свои центры профессиональной подготовки, а мелкие осуществляют подготовку рабочих непосредственно на предприятии. Каждое предприятие дает обширную ин-формацию для молодежи, родителей, преподавателей, в которой кроме рекламы предприятия сообщается также о перспективах и характере труда по тем или иным профессиям, о возможностях профессионального продвижения [13, с.114].

     На  Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75-85% всех категорий персонала. Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В деловых кругах справедливо говорят в этой связи о превращении корпораций в «институты непрерывного образования». Один из докладов фонда Карнеги назван «Классы корпораций: обучающийся бизнес». По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность.

     Требования, предъявляемые к современному производству, могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения  уровня образования работников, форсированной подготовки специалистов-исследователей, разработчиков новой техники. Квалифицированный персонал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уровень производительности труда. «Люди — самая высокая технология»; таков нынешний девиз.

     Особенно  интересен опыт Японии. По мнению исследователей, один из секретов «японского чуда» таится в понимании новой роли образования в обществе, в том, что бизнес сделал главную ставку на человека. Японский предприниматель выступает, если можно так выразиться, за «тейлоризм наоборот», за максимальное использование творческого потенциала каждого работника. Непрерывное обучение всех категорий персонала (рабочих, инженерно-технических и управленческих кадров), постоянная переподготовка и повышение квалификации — таковы базисная стратегия и цель кадровой политики. Результатом этого стала новая форма труда — труд хорошо обученного дисциплинированного работника, обладающего чувством нового, умением мыслить нестандартно, без оглядки «на авторитеты», а также высокой мотивацией к творчеству и изобретательству.

     На  переподготовку персонала японские предприятия ежегодно расходуют суммы, равные 10-12% фонда заработной платы. Обучение рассматривается как важная часть трудовой деятельности работника. Параллельно с модернизацией производства идет подготовка специалистов по новой технике. Оба процесса спланированы таким образом, чтобы к моменту установки нового оборудования необходимую квалификацию имело заданное число специалистов, которые ознакомились с этим оборудованием еще во время монтажа и отладки [16, с.34].

     Чтобы вовлечь в процесс реконструкции и обучения весь персонал, каждой из его категорий предварительно разъясняются цели и задачи технологических преобразований, а также ожидаемые от них выгоды. К преподаванию привлекаются ведущие специалисты компании и университетов. Им предоставляется полная свобода в решении профессиональных задач при условии достижения конечной цели — подготовки персонала высокой квалификации. Прохождение курсов повышает престиж работника, способствует его профессиональному и служебному росту. В настоящее время общий квалификационный уровень японской рабочей силы считается самым высоким в мире.

     Обеспечив жесткую увязку обучения с экономическими и социальными критериями, западные фирмы в последнее время ведут  активный поиск новых форм и методов обучения. Основными из них являются:

  • увязка обучения с решением производственных и кадровых задач;
  • индивидуализация и гибкость обучения;
  • тщательная методическая проработка программ;
  • применение активных методов и сокращение на этой основе сроков обучения;
  • создание сети специализированных учебных центров.

     Западные  специалисты считают, что целями непрерывного образования кадров на производстве являются цели непрерывного образования. 

Таблица 1.3 - Цели непрерывного образования кадров на производстве [2, с.89]

С позиции работодателя С позиции работника
Организация и формирование персонала управления  
Овладение умением определять, понимать и решать возникающие проблемы  
Воспроизводство и интеграция персонала  
Адаптация и внедрение нововведений
 
Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации  
Приобретение профессиональных знаний вне сферы основной деятельности  
Приобретение знаний о «внешних» организациях, влияющих на работу фирмы  
Развитие способностей в области планирования и организации производства
 

     Следовательно, можно сделать вывод, что никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь значимой роли, как сейчас. Чтобы выдержать конкуренцию, компании нуждаются в специалистах с высоким творческим потенциалом. Речь идет о разработчиках новой техники и технологий, о профессиональных пользователях систем электронной обработки данных, специалистах по информатике, программистах («золотых воротничках» предприятий). Кроме высокой профессиональной подготовки от них требуется качественно новая динамика мышления: творчество и изобретательность; знание профессиональных особенностей и закономерностей смежных подразделений; применение комплексного подхода и воплощение его в оригинальных технических решениях; умение работать в коллективе и руководить исходя из интересов компании. Другими словами, специалисты с высоким творческим потенциалом должны иметь собственную позицию, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях и проявлять инициативу.

     Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров, ибо (по опыту американских фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. дол.

     Западные  эксперты отмечают, что в настоящее  время необходимость профобучения общепризнанна, о чем свидетельствует, в частности, объем направляемых в эту сферу средств. В то же время возрастают требования к его эффективности, повышению качества услуг и их соответствию заказу, болшей ясности принципов и методов обучения. Следовательно, встает вопрос о повышении профессионального уровня самих работников этой сферы, диверсификации их задач. Подчеркивается, что в условиях повышения спроса на свои услуги профобучение должно структурироваться, а его работники должны быть не просто педагогами, а психологами и организаторами, беря на себя задачу воспитания своих заказчиков.

     Таким образом, повышение квалификации в  организации - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции “обучающейся организации”, так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих. Следует обратить особенное внимание на тесную связь темы мотивации персонала с темой повышения его квалификации. Трудно не согласиться с тем фактом, что стремление человека к самосовершенствованию (в том числе - и в профессиональном плане) может мотивировать его гораздо сильнее, чем любое материальное вознаграждение. Для того, что бы изучить повышение квалификации в конкурентной организации, проведем исследования в следующей главе.  
 

2 Оценка эффективности  повышения квалификации 

персонала Березинского райпо 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика Березинского райпо 

     Березинский район расположен на востоке Минской области. Граничит с Червенским, Борисовским, Крупским районами Минской области, Белыничским, Кличевским и Осиповичским районами Могилевской области. Основан 17 июля 1924 г. Занимает площадь 1,9 тыс. кв. км. Административный центр района - город Березино. В районе проживает более 36 тыс. человек. В настоящее время в районе насчитывается 218 населенных пунктов, из них 26 относятся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, и три населенных пункта (деревни Прудок, Берье, Корбовское) относятся к зоне с правом на отселение. Через территорию Березинского района проходит магистральная автомобильная дорога Минск - Могилев, а также автомобильные дороги на Борисов, Бобр и Кличев - Бобруйск. Железных дорог на территории района нет. Ближайшие железнодорожные станции находятся в городе Борисове и на территории Кличевского района (Могилевская область).

       На территории района функционирует 10 промышленных предприятий с различной формой собственности, которые в основном выпускают товары народного потребления. Крупнейшим предприятием района является ОАО "Березинский сыродельный завод", который производит цельномолочную продукцию, масло сливочное, твердые сыры, а с 1998 года освоен розлив минеральной воды "Светличная". Минское областное унитарное производственно-торговое предприятие "Березка" выпускает швейные изделия. Названия других говорят сами за себя: Государственное лесохозяйственное учреждение "Березинский лесхоз", Минское областное унитарное предприятие "Березинский плодоовощной завод", "Березинский спиртзавод", ОАО "Березинский льнозавод", Торфобрикетный завод, ДУП "Автотехсервис", ДУП "Мадикор" На предприятиях города производятся плодоовощные консервы, хлебобулочные и кондитерские изделия, торфяные брикеты, спирт-сырец, льноволокно. Перспектива развития промышленных предприятий предусматривает дальнейшее расширение ассортимента выпускаемой и переход на выпуск новой продукции, повышение качества, привлечение иностранных инвестиций, поиск новых рынков сбыта.

     Основу  экономики района составляет сельскохозяйственное производство. В состав агропромышленного комплекса района входит: 21 колхоз, 1 совхоз, 6 предприятий и организаций, обслуживающих сельское хозяйство. Созданы и функционируют 12 крестьянских хозяйств. В районе преобладает животноводство мясо-молочного направления, в растениеводстве развито производство картофеля, льна, зерновых культур. Среднегодовая численность работающих в АПК составляет 3463 человека. Плотность поголовья КРС на 100 га сельхозугодий составляет 38,2 голов, в том числе 15,7 голов коров. Плотность поголовья свиней на 100 га пашни составляет 16,3 головы. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 61352 га, в том числе пашни 43094 га.Средний размер хозяйств составляет 2788 га, в т.ч. 1958 га пашни. На одного среднегодового работника приходится 22,2 га сельхозугодий, в т.ч. 15,6 га пашни.

Информация о работе Совершенствования процесса повышения квалификации Березинского райпо